Рейтинг@Mail.ru
Шкурный интерес. Откровения таксидермистов о тонкостях работы - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шкурный интерес

Таксидермисты — о причудах заказчиков и тонкостях работы  

Анастасия Гнединская

Их работа у многих вызывает отвращение или даже страх. Животный. Не каждый способен изо дня в день зашивать шкуры, варить головы и собирать скелеты — позвонок к позвонку. Но сами таксидермисты считают себя скульпторами. Только работают они не с мрамором или гипсом, а со шкурами животных.

Обозреватель РИА Новости провела один день с таксидермистами и узнала, кто заказывает чучела умерших домашних питомцев и как вписать в интерьер скелет змеи.

«Под трофеи строят отдельные дома»

На столе перед Александром Сидельниковым — три пары стеклянных зрачков. Мастер поочередно вставляет их в пустые глазницы волка — примеряет. У ног таксидермиста лежат еще две засоленные пестрые шкуры. Через месяц они оскалятся, примут стойку — и отправятся в частную коллекцию одного охотника.

1 / 4
Александр Сидельников за работой

— Сразу хочу расставить акценты: таксидермисты работают только с уже убитыми животными. Мы не влияем на отстрел, не нажимаем на спусковой крючок. Наоборот, сохраняем то, что дала природа. Чучело в естественно-научном музее смотрится куда гуманнее, чем, скажем, слон в крошечном вольере зоопарка.

Делает «живые скульптуры» Александр уже около 30 лет. Пошел по стопам брата, который тоже занимался таксидермией. А до того был водолазом — работал в Баренцевом и Белом морях, охранял подводные лодки. «В 90-е контора разваливалась, брат позвал меня к себе. Сказал, мол, чего я просто так у него в мастерской штаны протираю — попробовал бы сделать что-нибудь. Я собрал несколько голов. Так и втянулся».

1 / 2
Раньше Александр Сидельников был водолазом

Александр говорит, что основные заказчики — охотники. Некоторые под трофеи строят отдельные дома с определенной температурой и уровнем влажности.

«У самых увлеченных в коллекции по 150-200 чучел. Знаю и таких, кто решил свое хранилище отдать под частный зоологический музей. Единственное условие — раз в месяц зал закрыть для посещений, чтобы ребята могли посидеть среди трофеев».

Часто заказы поступают и с киностудий. Например, если по сценарию машина сбивает на дороге собаку или кошку, в 99 из 100 случаев под колесами будет лежать изготовленное таксидермистом чучело. «Еще я делал макет быка для фильма об отравлении. По сюжету персонажа, опоенного неизвестным ядом, спасло то, что его поместили во вспоротое брюхо быка. Кстати, фильм был основан на реальных событиях».

Иногда к таксидермистам обращаются и владельцы домашних животных. Чаще всего хотят увековечить волнистых попугайчиков. Пару раз, вспоминает мастер, приходилось делать рыб. «К примеру, я изготавливал чучело африканского сома, который прожил в аквариуме у москвича восемь лет и был любимцем семьи. Но больше всего мне запомнился йоркширский терьер. Малыш был слепой и по неосторожности упал с балкона. Хозяйка принесла мне завернутый в одеяло переломанный трупик и попросила сделать пса как живого».

Для реалистичности таксидермисты оставляют даже налет на зубах животных
Для реалистичности таксидермисты оставляют даже налет на зубах животных

Вообще таксидермисты редко берутся за домашних питомцев. Как ни старайся — а стопроцентного сходства с прототипом добиться сложно. «Ведь у каждого есть своя мимика, даже взгляд отличен от других. Вы прожили со зверем долгие годы, замечаете эти нюансы. Но таксидермист передать их не сможет. Я хозяев сразу предупреждаю, что у любимой кошки или собаки не будет привычного выражения, живого взгляда. Даже если я дорогущие стеклянные глаза вставлю, любимого Барсика мне оживить не по силам».

Делал чучела Сидельников и для «Уголка дедушки Дурова». У дрессировщиков было правило увековечивать самых преданных четвероногих артистов. Для чучел, говорит мастер, в «Уголке...» даже был свой музей.

«Шкуру моржа заносили 16 человек»

Обычно охотники привозят таксидермистам готовые шкуры — без плоти. С них срезают жир (мездрят), посыпают солью и оставляют на несколько дней — для консервации. Дальше отдают на выделку. Только потом натягивают на форму. Сейчас — из легкого и не мокнущего пенополиуретана. А раньше делали из папье-маше.

Таксидермист Александр Сидельников
Таксидермист Александр Сидельников

Первые несколько дней, делится нюансами Александр, самые важные. Шкура может ссохнуться так, что кабан выйдет с китайскими глазами, а у оленя нос превратится в пятачок. «Очень важно знать анатомию животного. Теперь с этим полегче — в интернете можно найти фото даже самых экзотических зверей. А когда я начинал, ничего этого не было. Помню, мне заказали голову жирафа, а я его только в учебнике по зоологии видел. Напросился к другу в зоопарк — поснимать зверя вблизи. Приятель посоветовал: в вольере растет яблоня-китайка, плоды которой длинношеее очень любит. «Ты ему нарви яблок — и снимай спокойно». Но жираф настолько быстро забирал у меня из рук китайку, что я даже не успевал сфокусироваться. В итоге, когда у меня осталось последнее яблоко, пришлось схватить зверя за язык — только так удалось сделать кадр».

Чтобы изготовить чучело крупных животных — слона, жирафа, — таксидермистам приходится сооружать строительные леса.

«Самый большой у меня был морж. Его, кстати, застрелил канцлер Германии Гельмут Коль. Шкуру ко мне в мастерскую заносили 16 человек — настолько огромной она была. Когда начал мездрить, шкура заняла все помещение. А «квадратов» 20 там точно было. Готовый морж был метра в три длиной. Из гаража выносили шестеро».

С этим северным животным связана и еще одна байка — о моржовом репродуктивном органе. Его охотники тоже иногда вешают на стену — как трофей.

«Если кто не знает, это кость, по размерам напоминающая бейсбольную биту. Однажды мне его отдали на обезжиривание. Процедура заняла примерно полгода. Все это время причиндал лежал у меня в мастерской на видном месте. Заходили девушки из киношных групп и от нечего делать начинали рассматривать экспонаты. Доходили и до этой «косточки». Но узнав, что это за часть тела, отбрасывали будто ошпаренные. Я потом убрал его с видного места — чтобы не разбили».

Позу для чучела выбирает заказчик
Позу для чучела выбирает заказчик

Замрет ли волк в прыжке или будет стоять на четырех лапах, определяет заказчик. Чем динамичнее поза — тем выше цена. Иногда, говорит Александр, заказчики просят изобразить зверя в антропоморфном виде. Так появляются медведи с подносами, зайцы с балалайками. К таким заказам таксидермисты относятся негативно. «Пытаемся отговорить. Но если клиент настаивает, делаем. Как говорится, в зрелом возрасте вкус человеку не привьешь».

«Не имеем права брать краснокнижных»

Порой шкуры поступают в мастерские не в самом кондиционном виде. «Например, вот эта львица, — Александр подходит к оскалившейся гигантской кошке, гладит ее по загривку, — ехала ко мне из Африки три года. Сначала были не в порядке документы, потом груз остановили на границе. Когда вскрыл железный ящик — из Африки животные всегда приходят в «саркофагах», — запах был такой, что можно повеситься. А вот тот олень приехал чуть ли не зеленым. Но и с таким материалом работаем. Запах? Да, специфический, особенно если варишь голову кабана, чтобы извлечь клыки. Я привык. Но мастерские таксидермистов всегда располагаются в промзонах — подальше от жилых домов».

1 / 2
Александр Сидельников

— Есть при такой работе опасность заразиться?

— Поймать можно что угодно. Один мой коллега умер — подхватил заболевание псовых, при котором разрушается печень. Другой вскрыл железный ящик из Африки и до полуобморочного состояния надышался неким веществом, которым там обработали шкуры. Третий подхватил рожистое воспаление, обрезавшись о бивень секача. Но я все равно работаю без перчаток. Привык под водой все делать на ощупь — теперь пальцы не такие чувствительные. Но технику безопасности соблюдаю: если берусь за сырую шкуру, обязательно потом мою руки.

Глаза для животных делают из пластика или стекла
Глаза для животных делают из пластика или стекла

Не имеют права таксидермисты работать только со шкурами краснокнижных животных. Хотя раньше таких заказов было много. «У меня небольшая мастерская — и то приносили по три-пять тигров ежегодно. Я, естественно, отказывался. В итоге таксидермисты сами не выдержали, собрались и написали открытое письмо, чтобы этот беспредел остановить. Уже лет пять ни одного тигра не приносили».

«Мама нашла тайник и посчитала меня сатанисткой»

Маргариту Чайку мы застаем за работой — девушка склонилась над столом, на котором, словно фрагменты пазла, разложены кости.

— Заказчик привез скелеты двух крокодилов, попросил собрать их в позе «инь-янь», — Марго примеряет позвонки один к другому, пытаясь воспроизвести хребет рептилии. — Проблема в том, что во время варки скелеты разошлись на сотни костей. Собрать их было бы непросто даже Чарльзу Дарвину.

Маргарите 23  года. Первое чучело она сделала в 16. Сейчас работает подмастерьем таксидермиста в Биологическом музее имени Тимирязева и как частный мастер берет заказы на изготовление скелетов животных.

Девушка признает: к зоологии у нее был нестандартный интерес с детства. «Я долгое время прожила в сельской местности — а там отношение к животным особое. Например, у нас в поселке было много змей. Чтобы они не плодились, дед рубил им головы. А мы, дети, их находили и разглядывали».

Маргарита вспоминает, как несколько раз зарывала в бутылках умерших хомячков — чтобы потом их выкопать и понаблюдать за процессами распада. «Как-то местные ребята подсказали, что в заброшенной гостинице лежит мумия кошки. Я нашла ее, принесла домой, стала интересоваться, можно ли ее сохранить. Так вышла на сайты по таксидермии и поняла, что это целая наука».

Новые знания захлестнули Марго и окончательно испортили ее отношения с одноклассниками.

«Я и так была новенькой, переехала из глубинки в Барвиху. А тут еще одноклассники увидели, как я несу по поселку за задние лапки труп вороны. В общем, меня считали странной».

Маргарита Чайка
Маргарита Чайка

Материал для своих первых экспериментов девушка прятала от родителей. Но однажды во время ремонта мама нашла тайник. «Она сразу начала кричать, что дочка — сатанистка. Мне многих усилий стоило переубедить ее, что к останкам животным у меня лишь исследовательский интерес».

Довольно быстро Марго определилась: ей нравится работать с костями. Правда, домочадцев пугал запах — ведь кости приходится вываривать, чтобы отделить их от плоти. «Но мы договорились, что этим я занимаюсь в выходные, когда мама и отчим уезжали. Сейчас снимаю дом — проблем не возникает».

1 / 2
Маргарита в мастерской

— А запах действительно сильный?

— Ну, вы сейчас что-то почувствовали? Нет. А я ведь только час назад вываривала головы волков, которых мне привезли из Дагестана, — Маргарита показывает десять разложенных на подносе черепов. — Я уж не говорю о том, что у меня под лестницей в контейнерах живут жуки-кожееды, которые объедают мясо с костей. Это одна из методик подготовки скелетов. Так он не разваливается, остается цельным.

Домашний любимец на шарнирах

Сложно представить, что скелетированные останки можно использовать для украшения интерьеров. Но Маргарита утверждает: спрос есть. «В основном заказывают коллекционеры и татуировщики. Обращаются и студенты ветеринарных вузов. В качестве курсовой работы за семестр им нужно собрать конечность коровы, но самостоятельно этим мало кто заморачивается».

1 / 4

Иногда Марго изготавливает и чучела домашних питомцев. Так, сейчас у нее в холодильнике лежит тушка кота — увековечить его захотела пожилая хозяйка.

«Причем изначально бабушка мечтала о чучеле на шарнирах, которое можно сгибать в разные стороны, гладить. Я ее еле уговорила сделать его спящим. Мне кажется, если и делать чучело домашнего животного — только в такой позе. Никаких улыбающихся песиков или котов с рыбой в пасти. Мне кажется, это глумление над прахом животного».

Кота старушка решила увековечить еще когда тот был жив. Как только он «ушел на радугу», уточнила, долго ли с ним можно прощаться. «А потом решила сохранить его ДНК. Я три месяца ждала, пока компания, занимающаяся сохранением биологического материала в жидком азоте, заберет образец».

Однажды Маргариту попросили сделать чучело домашнего кролика по кличке Сахарок. «Я уже готова была приступить к работе, как эта девушка попросила отдать ей пушистого всего на пару дней, мол, хочет встретить с ним день рождения. До сих пор не вернула, хотя задаток внесла». Часто заказывают домашних птиц, ежиков. В Европе и США, где таксидермия развита лучше, в магазинах даже продаются наборы-конструкторы.

Рабочее место Маргариты
Рабочее место Маргариты

«Ты можешь купить тушку, голову, пасть, глаза нужного размера под конкретное животное, а дома собрать», — объясняет Марго. — Но мне чаще всего заказывают все же скелеты. Мне с ними работать интереснее, да и человеку проще принимать своего любимца в таком виде».

Как подмастерье в Тимирязевском музее Маргарита делала и уникальные чучела. «К примеру, не так давно собирали альбатроса. Я даже представить не могла, что это такая большая птица — размах крыльев больше, чем мои руки. Делала редких рыб, лошадь — ее собирали четверо мастеров в течение двух недель».

1 / 2
Маргарита с чучелом альбатроса

— Девушек в таксидермии много?

— Нет, в Москве всего три-четыре. На самом деле с крупными животными мужчинам работать легче — нужна физическая сила. Плюс в обществе сохранился стереотип, что таксидермист — это странный мужик с заплывшими глазами, который копается в трупах. Но сейчас интерес девушек к этой науке растет. Вот сейчас ко мне приезжает учиться еще одна — буду передавать ей знания.

Маргарита заверяет, что обычно к ее профессии относятся нормально. Единственные, кто выступает резко против, — зоозащитники.

«На меня раза три писали заявления. Почему-то этим людям кажется, что моя деятельность связана с насилием над животными. Хотя я ведь работаю уже с трупами. А если разобраться, зверей нужно очень сильно любить, чтобы копаться в их внутренностях…»

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала