Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия и мировоззрение

"Это страшные люди!" Тайны самых необычных экзорцистов на планете

Читать ria.ru в
МОСКВА, 19 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. Крест, молитва и… заклинания. Христианская община в Эфиопии — одна из самых древних. Исповедует причудливое сочетание религии Христа в первоначальном виде и африканских племенных традиций. Есть там и особая духовная каста, члены которой изгоняют из местных жителей злых духов. Корреспондент РИА Новости отправился на восток Африки в поисках самых загадочных экзорцистов.

Мир видимый и невидимый

Великая рифтовая долина, прорезающая Эфиопию надвое, считается некоторыми учеными ни много ни мало родиной всего человечества. Здесь когда-то обнаружили останки древнейших людей. Кроме того, были найдены свидетельства того, что наши предки верили в существование потусторонних сил.
Лалибела и ее окрестности буквально кишат духами всех сортов: одни помогают людям в хозяйстве, другие вызывают болезни, третьи строят всякие козни. Именно так считают местные жители, которые и сегодня следуют древним традициям. Тут вообще как будто проваливаешься в безвременье — первобытные хижины, босоногие дети в потертых джинсах, священники, сжимающие в руках кресты, изготовленные еще в Средние века.
Духовенство здесь почитается особо. Не только потому, что местные жители исповедуют христианство. В регионе практически нет ни школ, ни больниц, и священнослужитель для эфиопов — и учитель грамоты, и метеоролог, и лекарь.
Макуна Хади только готовится стать священником. Говорит, что это довольно долгий и сложный путь. "Сначала — обучение в монастыре, куда принимают с 14 лет. Потом, пока еще не женился, нужно стать диаконом — что я и сделал шесть лет назад. Далее нужно служить и учиться еще минимум десять лет, чтобы получить священнический сан", — объясняет Макуна.
© РИА Новости / Антон СкрипуновДиакон Макуна Хади на фоне церкви Бет Гиоргис. Лалибела. Эфиопия
Диакон Макуна Хади на фоне церкви Бет Гиоргис. Лалибела. Эфиопия
Диакон Макуна Хади на фоне церкви Бет Гиоргис. Лалибела. Эфиопия
Помимо вероучения, духовенство Эфиопской церкви должно разбираться в лекарственных снадобьях, знать климатические циклы, уметь вычислять лунные фазы. Все эти навыки нужны прежде всего для помощи верующим.
И конечно, священники здесь просто обязаны разбираться в вопросах контактов с "невидимым миром". Ведь, согласно христианскому вероучению, рядом с нами незримо присутствуют как ангелы, так и бесы. Последние могут и вовсе вселиться в человека и мучить его изнутри.
"Многие — особенно в удаленных от городов местах — обращаются к экзорцисту по поводу и без. Но далеко не всегда та или иная болезнь вызвана влиянием темных сил", — продолжает диакон.
В Эфиопии изгнанием злых духов занимаются не только священники, но и представители уникального духовного сословия, которому нет аналогов в других христианских церквах — дептеры. И они, пожалуй, самые загадочные из эфиопских христиан.
© РИА Новости / Антон СкрипуновДептеры в Лалибеле. Эфиопия
Дептеры в Лалибеле. Эфиопия
Дептеры в Лалибеле. Эфиопия

"Могущественные заклинатели"

В Эфиопской церкви дептеры представляют низшую ступень духовенства. Следом за ними идут диаконы, потом священники, епископы. Их главная задача — помогать на службе, где они читают псалмы, поют и... бьют в барабаны. В этом — одна из особенностей местного христианства.
Вообще, христиане Эфиопии ни на кого не похожи. Их община, пожалуй, одна из самых древних в мире, традиции представляют собой причудливый микс из обрядов иудаизма, раннего христианства и африканских племенных обычаев. Во время службы, помимо барабанов, используют систроны (трещотки) и трубы — музыкальные инструменты ветхозаветного Иерусалимского храма. В алтарях эфиопских храмов, кроме крестов и подсвечников, стоит табот — миниатюрная копия Ковчега Завета (главной святыни иудеев). Эфиопы верят, что те самые каменные скрижали с десятью заповедями, которые Господь вручил Моисею на горе Синай, до сих пор хранятся именно у них. А духовенство и верующие в некоторые моменты литургии молятся, встав вместе в круг, прямо как в первые века христианства.
© РИА Новости / Антон СкрипуновПразднование Мескеля в Аксуме. Эфиопия
Празднование Мескеля в Аксуме. Эфиопия
Празднование Мескеля в Аксуме. Эфиопия
Поэтому Эфиопскую церковь религиоведы относят к так называемым древним восточным церквам, отличающимся своими традициями и вероучением от церквей греческой православной традиции, в числе которых и Русская.
Дептеры — отголосок тех древних времен, когда в каждой христианской общине был лишь один священнослужитель, а ему помогали во всем несколько диаконов с диакониссами. Причем сейчас, как и во времена апостолов, круг их обязанностей не ограничивается участием в богослужениях.
Испокон веков дептеры слыли учеными мужами, которые знают все обо всем на свете. Они были и переписчиками книг, и учителями грамоты, и самыми первыми медиками в Эфиопии. Спроси дептера про какой-нибудь цветок — и он прочтет целую лекцию.
И конечно, дептеры до сих пор занимаются изгнанием демонов. Делают они это разными способами: одни обливают одержимого холодной водой из святого источника, другие окуривают чадом специальных трав, третьи кружат вокруг страдальца с барабаном. Но главное оружие экзорциста — молитва. И специальный посох.
Именно посох Т-образной формы — главный отличительный знак дептер. Его навершие расписано искусными узорами, каждый несет глубокий смысл. Два круга символизируют как солнце с луной, так и двойственную природу Христа — божественную и человеческую. Обязательно есть крест — самый почитаемый в Эфиопии христианский символ. Три креста — символ Святой Троицы.
Стука этого посоха, как считается, злые духи боятся больше всего. Поэтому он активно идет в ход во время обряда экзорцизма. То же самое уже несколько дептер делают и во время службы в храме — чтобы бесы не отвлекали никого от молитвы.
А еще эфиопы верят, что экзорцисты способны одним словом умертвить человека — мол, благодаря общению с нечистью они знают страшные заклинания. Есть даже характерная поговорка: "Худшее из животных — это скорпион, а худший из людей — это дептера".

Тайна экзорцистов

Сами дептеры своим поведением словно подтверждают народную славу таинственных чародеев. Они не особо разговорчивы, а когда пытаешься их спросить про экзорцизм, и вовсе замолкают.
Священник Даниэль Хабеш когда-то тоже был дептерой. Он охотно рассказывает об особенностях местного христианства, но когда речь заходит о его прошлой жизни, начинает говорить загадками.
"Главное для дептеры — обретение истинного знания. В процессе обучения он должен понять, что все вокруг, все бытие — трехсоставно. Во-первых, есть вещи, сотворенные Богом, — мы можем их увидеть или, например, почувствовать. И надо вникнуть в их суть, поэтому дептера разбирается в сути физических вещей. Еще есть мир, где действуют неподконтрольные и невидимые нам силы: различные духи. С ними тоже надо уметь контактировать, чтобы эффективно противостоять им. И есть Бог, которого надо познать" — так он описывает философию дептер.
Собственно экзорцизм, по его словам, — вовсе не главное. Прежде всего дептеры пытаются выяснить, можно ли помочь человеку , "применив знания о физическом мире", то есть с помощью различных снадобий.
"Если же лекарства не помогают, следует обратиться за духовной помощью. Только силой Божией мы можем побороть злых духов", — говорит священник.
Если же обряд экзорцизма прошел неудачно, то дептера должен направить человека непосредственно к священнику. Если он этого не делает, значит, перед вами — шарлатан.
"Мошенникам отдают последние деньги, ничего не получив взамен. К сожалению, таких случаев немало, хотя за помощь людям не принято брать мзду", — сетует отец Даниэль.
А все дело в том, что народная вера в могущество дептер крепка до сих пор. Отсюда и засилье нечистоплотных "специалистов".

Угроза христианству

Впрочем, христиане Эфиопии в последнее время столкнулись с куда более существенной угрозой, чем шарлатаны. Вот уже который месяц их храмы регулярно атакуют, а священников убивают. Верующие винят в этом не только исламистов из соседнего Судана, но и новую местную власть — представителей чуждого им племени оромо.
Осенью прошлого года десятки тысяч оромо вышли на улицы многомиллионной столицы страны Аддис-Абебы, где исторически были сильны позиции народа амхара, исповедующего христианство. Митингующие требовали расширения своих прав и властных полномочий, так как новым главой государства стал их соплеменник. Начались беспорядки, погибли десятки горожан. В последующие три месяца страну захлестнула волна атак на христианские храмы.
"Власти, хоть и не прямо, объявили Эфиопскую церковь своим врагом. Из-за этого у нас были сложности с празднованием Крещения Господня (один из двух самых популярных праздников в стране, так же как и в России, отмечается 19 января. — Прим. ред.), все труднее организовывать крестный ход. Это стало небезопасно. Ведь за все время нападений на нас полиция так и не задержала виновных. Не думаю, что они поймают и тех, кто 4 февраля атаковал церковь на северо-западе Эфиопии: преступники прямо во время службы расстреляли священников и мирян", — рассказывает прихожанин Эфиопской церкви Миераф Лаик.
Поэтому верующие взывают о помощи. Они боятся, что Церковь будет физически уничтожена — и уникальные тысячелетние традиции эфиопских христиан канут в Лету.
"Но отчаиваться не надо. Сегодня мы поплачем, но завтра начнем действовать — будем делать все ради сохранения веры", — говорит Лаик.
Эфиопия, уверен он, так и останется страной с уникальной ветвью христианства, где две тысячи лет люди молятся под бой барабанов и обращаются за помощью к таинственным дептерам.
© РИА Новости / Антон СкрипуновСлужба в храме Девы Марии Сионской. Аксум
Служба в храме Девы Марии Сионской. Аксум
Служба в храме Девы Марии Сионской. Аксум
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала