Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Бунт и красота. Как хиппи и панки изменили моду

© Depositphotos / apidДевушка на мопеде
Девушка на мопеде
МОСКВА, 1 дек — РИА Новости, Мэган Виртанен. Молодежь XX века заставила моду улиц и социальных низов стать массовой. Как битники, хиппи и панки изменили мир и почему считается, что в этом веке нет и не будет молодежных контркультур, — в материале РИА Новости.

Бунтуй, пока молодой

Иногда приходится слышать: не те времена пошли, нет больше молодежных субкультур. Сразу хочется возразить: субкультур-то сколько угодно, выбирай на вкус и отоваривайся в соответствующем магазине. А вот если воспользоваться термином "контркультура", введенным Теодором Роззаком в 1960 году, то тут уж точно — чего нет, того нет.
Прошлый век сотрясался от бунтов молодежи с идеями, в XXI веке все коммерциализировано, брендировано и аккуратно разложено по полочкам. В конечном итоге бунт продается ничем не хуже, чем любые другие товары, — и может быть предельно модным.
© РИА Новости / Виталий Безруких

Представительница молодежной субкультуры

Представитель молодежной субкультуры
1 из 2

Представительница молодежной субкультуры

© AFP 2019 / Valery Hache

Девушки готовятся к участию в аниме-конференции в Монако

Девушки готовятся к участию в аниме конференции в Монако
2 из 2

Девушки готовятся к участию в аниме-конференции в Монако

1 из 2

Представительница молодежной субкультуры

2 из 2

Девушки готовятся к участию в аниме-конференции в Монако

Одежда играет роль знака, отделяющего "своих" от "чужих". Для стороннего наблюдателя в XX веке стиль хиппи или панков выглядел диким хаосом и пугал. Но изнутри все представлялось намного более упорядоченным, а мельчайшие детали могли играть роль знаков различия — для посвященных.

Чем чуднее, тем лучше

Понятие молодежных субкультур на Западе появилось в 1920-е годы. Тогда юное поколение шокировало старших ультракороткими по тем временам юбками, щедрым использованием губной помады и танцами, представлявшимися верхом непристойности. Девушек именовали словом "флэппер", этимология которого до сих пор не ясна, а молодых людей — "шейх", по названию фильма с Рудольфом Валентино в главной роли.
Впрочем, речь шла именно о субкультуре: никакого серьезного политического подтекста не было (в отличие от контркультуры) — лишь потребление всего самого нового и модного. Примерно такой же была суть движения зазу в оккупированной Франции (яркие губы, полосатые чулки, белые волосы как протест против режима Виши) или стиляг в СССР.
© РИА Новости / Валерий Шустов / Перейти в фотобанк

Московские стиляги танцуют твист

Стиляги в Москве
1 из 3

Московские стиляги танцуют твист

© Кадр фильма "Стиляги"

Максим Матвеев в фильме "Стиляги"

Высотка на Котельнической набережной в фильме Стиляги
2 из 3

Максим Матвеев в фильме "Стиляги"

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанк

Актеры Антон Шагин, Оксана Акиньшина и Максим Матвеев (слева направо) на вечеринке, посвященной презентации фильма "Стиляги" режиссера Валерия Тодоровского

Фестиваль Кинотавр в Сочи
3 из 3

Актеры Антон Шагин, Оксана Акиньшина и Максим Матвеев (слева направо) на вечеринке, посвященной презентации фильма "Стиляги" режиссера Валерия Тодоровского

1 из 3

Московские стиляги танцуют твист

2 из 3

Максим Матвеев в фильме "Стиляги"

3 из 3

Актеры Антон Шагин, Оксана Акиньшина и Максим Матвеев (слева направо) на вечеринке, посвященной презентации фильма "Стиляги" режиссера Валерия Тодоровского

Первой настоящей контркультурой можно назвать битников, прославленных Керуаком, но движение было слишком интеллектуальным, чтобы завоевать широкую популярность. Именно о них голливудская художница по костюмам Эдит Хэд в 1950-е годы сказала, что в Америке только они сделали по-настоящему новое модное заявление.
Заключалось оно по большей части в ношении простых черных брюк (или же джинсов) и водолазки в качестве повседневной одежды. Ничего особенного с современной точки зрения, но на тот момент подобный "кэжуал" представлялся вызывающим.
© AP PhotoБитники на ступенях египетского обелиска на Пьяцца-дель-Пополо, Рим. 1967 год
Битники на ступенях египетского обелиска на Пьяцца-дель-Пополо. 1967 год
Битники на ступенях египетского обелиска на Пьяцца-дель-Пополо, Рим. 1967 год
Чаще же стиль молодежных контркультур (показной, гротескный, китчевый, карнавальный, нарушающий вкусовые табу, демонстрирующий как наличие общепринятых дресс-кодов, так и возможность их нарушения) появился в 1960-е у хиппи.

"Покинь общество, покажи мир фантазии каждому, делай, что тебе хочется, откажись от всех правил" — таковы были установки.

Нарушая нормы общественных приличий и гендерные стереотипы, хиппи обоих полов носили яркое и цветастое, нашивали на одежду колокольчики, надевали драные джинсы и активно критиковали стандарты среднего класса.
© РИА Новости / В. Бирюков / Перейти в фотобанкХиппи на улице Нью-Йорка. 1970
Хиппи на улице Нью-Йорка. 1970
1 из 4
Хиппи на улице Нью-Йорка. 1970
2 из 4
Хиппи начала 70-х
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин

В Латинском квартале

Хиппи в латинском квартале Парижа
3 из 4

В Латинском квартале

© AP PhotoХиппи запускают воздушный шар с изображением глобуса во время "Лета любви" в Сан-Франциско. Июнь 1967 года
Хиппи запускают воздушный шар с изображением глобуса во время Лета любви в Сан-Франциско. Июнь 1967 года
4 из 4
Хиппи запускают воздушный шар с изображением глобуса во время "Лета любви" в Сан-Франциско. Июнь 1967 года
1 из 4
Хиппи на улице Нью-Йорка. 1970
2 из 4
Хиппи начала 70-х
3 из 4

В Латинском квартале

4 из 4
Хиппи запускают воздушный шар с изображением глобуса во время "Лета любви" в Сан-Франциско. Июнь 1967 года

Не бороться, а присвоить

Пока в СССР привычно боролись с "заразой" методом "запретить и не пущать", Запад нашел намного более удачный подход — им стала мода. Элементы хипповских нарядов, отраженные на страницах глянцевых журналов, быстро приобрели популярность. Возникло понятие "хиппи выходного дня" — для тех, кто хотел поиграть в бунтаря, не слишком жертвуя комфортом.
Следующая значимая контркультура — панки, и вот тут пришлось повозиться. Рабочие кварталы Лондона в 1970-е — не самое приятное место для жизни. Безработица и неуверенность в будущем были постоянными спутниками молодежи из низов, и лозунг "Нет будущего" отражал суровую реальность.
Для человека с низким социальным статусом сам факт того, что его заметили, — уже достижение, "лучше быть плохим, чем незаметным". Рваная и грязная одежда, булавки и унитазные цепочки вместо украшений, футболки с ругательствами — казалось, это невозможно сделать коммерческим продуктом. Но Вивьен Вествуд и эту вершину покорила к середине 1980-х, а в 1990-х появилась даже специальная линия панк-косметики Manic Panic.
1 из 3

Московские панки

© РИА Новости / С. Иванов

Представитель молодежной субкультуры конца 80-х годов на улице Москвы

Представитель молодежной субкультуры конца 80-х годов на улице Москвы.
2 из 3

Представитель молодежной субкультуры конца 80-х годов на улице Москвы

© РИА Новости / Игорь Михалев

В дни фестиваля "Дни легкой музыки в Тарту". "Металлисты" — зрители "Концерта мира" на Ратушной площади в Тарту. Эстонская ССР

В дни Фестиваля Дни легкой музыки в Тарту. Металлисты - зрители Концерта мира на Ратушной площади в Тарту. Эстонская ССР 1987 год
3 из 3

В дни фестиваля "Дни легкой музыки в Тарту". "Металлисты" — зрители "Концерта мира" на Ратушной площади в Тарту. Эстонская ССР

1 из 3

Московские панки

2 из 3

Представитель молодежной субкультуры конца 80-х годов на улице Москвы

3 из 3

В дни фестиваля "Дни легкой музыки в Тарту". "Металлисты" — зрители "Концерта мира" на Ратушной площади в Тарту. Эстонская ССР

К началу XXI века способы превращения молодежных субкультур и зарождающихся контркультур в моду были отточены. Стоит только сформироваться новому движению, хоть как-то выбивающемуся из мейнстрима, как тут же открываются фирмы, продающие все нужные товары для желающих.
Принадлежность больше не требует политической позиции или усилий, а потому оборачивается очередным модным трендом. Быть может, дело просто в том, что теперешняя молодежь стала счастливее и ей больше незачем бунтовать?
Показ Chanel в Париже, 2017 г.
На широких женских плечах. Как экономика влияет на моду
Рекомендуем
Компрессорная установка месторождения природного газа
Россия и Украина закончили переговоры в Вене о транзите газа
Строительство газопровода Северный поток-2
Оператор "Северного потока — 2" попросил новые условия строительства
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала