https://ria.ru/20191106/1560648092.html
Эксперт рассказала о недостатках педагогического образования в России
Эксперт рассказала о недостатках педагогического образования в России - РИА Новости, 03.03.2020
Эксперт рассказала о недостатках педагогического образования в России
Проблема педагогического образования в РФ не в делении на два уровня - бакалавриат и магистратуру, а в отсутствии стандарта профессиональной подготовки педагога РИА Новости, 03.03.2020
2019-11-06T18:50
2019-11-06T18:50
2020-03-03T17:18
общество
образование - общество
владимир путин
михаил котюков
ольга васильева
сн_образование
социальный навигатор
навигатор абитуриента
https://cdnn21.img.ria.ru/images/153338/13/1533381316_0:293:5616:3452_1920x0_80_0_0_6480cc081251b502407252eecd0222c4.jpg
МОСКВА, 6 ноя - РИА Новости. Проблема педагогического образования в РФ не в делении на два уровня - бакалавриат и магистратуру, а в отсутствии стандарта профессиональной подготовки педагога конкретного направления - учителя ли младших классов или русского языка, считает ректор Института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.Ранее президент РФ Владимир Путин раскритиковал министра науки и высшего образования Михаила Котюкова из-за малого количества бюджетных мест при наборе групп в магистратуры, потребовав "навести порядок". Котюков также подвергся критике из-за ситуации с распределением квот в магистратуру на специальность учителя по русскому языку. В ходе заседания совета по русскому языку президенту привели пример Воронежского государственного университета, где при наборе групп в магистратуру есть всего шесть бюджетных мест. При этом сама группа не может быть меньше 12 человек.Президент также усомнился в целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру, в особенности применительно к подготовке школьных преподавателей по русскому языку. На том же заседании министр просвещения Ольга Васильева заявила, что бакалавриата недостаточно для обучения гуманитарным специальностям - это всего лишь незаконченное высшее образование. Котюков отметил, что за четыре года при современных технологиях можно качественно готовить специалистов, которые смогут закрывать основной объем работы в школе.Русецкая отметила, что проблема с маленьким количеством бюджетных мест в магистратуре идет с конца 90-х, когда вузы получили право самостоятельно распределять полученные цифры приема по тем направлениям, которые они реализуют. По словам Русецкой, вузы стали контрольные цифры приема бюджетных мест распределять в пользу самых востребованных - экономики, юриспруденции."Для того, чтобы эту практику прекратить, для того, чтобы сохранить обеспечение всех специальностей хотя бы каким-то количеством мест, ввели вот это закрепление. Хотя и сегодня в магистратуре у нас есть право... контрольные цифры приема перераспределять", - сказала она РИА Новости.Русецкая также рассказала, что вузы каждый год, когда пишут правила приема и определяют, на какую программу отдать бюджетные места, стоят перед выбором - "какую программу в этом году набрать, какую не набирать, какая будет востребована, какая нет, и, конечно, спасает только платный набор".Она также пояснила, что сложно набрать коммерческие группы по педагогике и филологии, потому что это не те отрасли, где вложенные в оплату магистратуры деньги могут быстро обернуться высокими зарплатами.Русецкая надеется, что сейчас Минобрнауки действительно пересматривает порядок распределения контрольных цифр приема, а также что при новом порядке будет учитываться, в том числе, и рейтинг качества поступления в вузы."То есть вузы, демонстрирующие действительно высокое качество приема... должны больше получать государственную поддержку, а вот такая практика размазывания контрольных цифр приема, она понятна, министерство пытается как-то поддержать каждое направление в каждом регионе, но вот оно оборачивается вот такой проблемой", - считает ректор.Комментируя сомнения президента по поводу целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру, она отметила, что это "недопонятая проблема"."Обсуждали вторичную проблему, а первичная проблема в отсутствии стандарта. Прежде, чем обсуждать, хватает ли часов в бакалавриате или не хватает, нужно понимать, какой специалист нужен современной школе. Дело в том, что у нас нет четкого стандарта ... не принят стандарт, скажем, преподавателя русского языка, или преподавателя начальной школы. У нас есть один рамочный профессиональный стандарт педагога", - добавила Русецкая.По ее мнению, пока нет четкого понимания, какой учитель с каким набором компетенций, умений и знаний нужен школе, вузы имеют все полномочия наполнять учебную программу, "как они могут, как они чувствуют". "И, действительно, отсюда все перекосы", - добавила эксперт. Она также считает, что правильнее установить стандарт и под этот стандарт определять, сколько нужно часов, а потом рассуждать, хватает четырех лет или нет хватает.Русецкая также рассказала, что большую роль играет качество приема, кого берут на первый курс. В вузе, которым она руководит, практически каждый четвертый "стобалльник и олимпиадник", но на педагогические специальности берут иногда поступающих с тройкой по русскому языку, и первый год уходит только на то, чтобы восполнить дефицит знаний по русскому языку.Ректор также отметила, что у вуза, у ректората в рамках нынешнего стандарта образования много возможностей для подготовки специалистов, "и дело здесь не в бакалавриате или специалитете, а в действительно грамотно составленном учебном плане"."Я совершенно не склонна говорить о том, что министр выглядел как-то не так, не смог сориентироваться. Он-то понимает всю эту цепочку, но для того, чтобы всю эту цепочку проговорить, все проблемы на каждом этапе, нам надо еще три часа было сидеть", - заявила она, рассказывая о ситуации, сложившейся на заседании совета по русскому языку.
https://na.ria.ru/20191106/1560636793.html
https://ria.ru/20191105/1560606027.html
https://sn.ria.ru/20191021/1560029492.html
https://ria.ru/20191101/1560474978.html
https://sn.ria.ru/20191030/1560361176.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/153338/13/1533381316_312:0:5304:3744_1920x0_80_0_0_0849c3d957c65e8f8f9301c63516df0f.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, образование - общество, владимир путин, михаил котюков, ольга васильева, сн_образование, социальный навигатор, навигатор абитуриента, министерство науки и высшего образования рф (минобрнауки россии), россия
Общество, Образование - Общество, Владимир Путин, Михаил Котюков, Ольга Васильева, СН_Образование, Социальный навигатор, Навигатор абитуриента, Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России), Россия
МОСКВА, 6 ноя - РИА Новости. Проблема педагогического образования в
РФ не в делении на два уровня - бакалавриат и магистратуру, а в отсутствии стандарта профессиональной подготовки педагога конкретного направления - учителя ли младших классов или русского языка, считает ректор
Института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.
Ранее президент РФ
Владимир Путин раскритиковал министра науки и высшего образования
Михаила Котюкова из-за малого количества бюджетных мест при наборе групп в магистратуры, потребовав "навести порядок". Котюков также подвергся критике из-за ситуации с распределением квот в магистратуру на специальность учителя по русскому языку. В ходе заседания совета по русскому языку президенту привели пример Воронежского государственного университета, где при наборе групп в магистратуру есть всего шесть бюджетных мест. При этом сама группа не может быть меньше 12 человек.
Президент также усомнился в целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру, в особенности применительно к подготовке школьных преподавателей по русскому языку. На том же заседании министр просвещения Ольга Васильева заявила, что бакалавриата недостаточно для обучения гуманитарным специальностям - это всего лишь незаконченное высшее образование. Котюков отметил, что за четыре года при современных технологиях можно качественно готовить специалистов, которые смогут закрывать основной объем работы в школе.
Русецкая отметила, что проблема с маленьким количеством бюджетных мест в магистратуре идет с конца 90-х, когда вузы получили право самостоятельно распределять полученные цифры приема по тем направлениям, которые они реализуют. По словам Русецкой, вузы стали контрольные цифры приема бюджетных мест распределять в пользу самых востребованных - экономики, юриспруденции.
«
"Для того, чтобы эту практику прекратить, для того, чтобы сохранить обеспечение всех специальностей хотя бы каким-то количеством мест, ввели вот это закрепление. Хотя и сегодня в магистратуре у нас есть право... контрольные цифры приема перераспределять", - сказала она РИА Новости.
Русецкая также рассказала, что вузы каждый год, когда пишут правила приема и определяют, на какую программу отдать бюджетные места, стоят перед выбором - "какую программу в этом году набрать, какую не набирать, какая будет востребована, какая нет, и, конечно, спасает только платный набор".
Она также пояснила, что сложно набрать коммерческие группы по педагогике и филологии, потому что это не те отрасли, где вложенные в оплату магистратуры деньги могут быстро обернуться высокими зарплатами.
Русецкая надеется, что сейчас Минобрнауки действительно пересматривает порядок распределения контрольных цифр приема, а также что при новом порядке будет учитываться, в том числе, и рейтинг качества поступления в вузы.
«
"То есть вузы, демонстрирующие действительно высокое качество приема... должны больше получать государственную поддержку, а вот такая практика размазывания контрольных цифр приема, она понятна, министерство пытается как-то поддержать каждое направление в каждом регионе, но вот оно оборачивается вот такой проблемой", - считает ректор.
Комментируя сомнения президента по поводу целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру, она отметила, что это "недопонятая проблема".
"Обсуждали вторичную проблему, а первичная проблема в отсутствии стандарта. Прежде, чем обсуждать, хватает ли часов в бакалавриате или не хватает, нужно понимать, какой специалист нужен современной школе. Дело в том, что у нас нет четкого стандарта ... не принят стандарт, скажем, преподавателя русского языка, или преподавателя начальной школы. У нас есть один рамочный профессиональный стандарт педагога", - добавила Русецкая.
По ее мнению, пока нет четкого понимания, какой учитель с каким набором компетенций, умений и знаний нужен школе, вузы имеют все полномочия наполнять учебную программу, "как они могут, как они чувствуют". "И, действительно, отсюда все перекосы", - добавила эксперт. Она также считает, что правильнее установить стандарт и под этот стандарт определять, сколько нужно часов, а потом рассуждать, хватает четырех лет или нет хватает.
Русецкая также рассказала, что большую роль играет качество приема, кого берут на первый курс. В вузе, которым она руководит, практически каждый четвертый "стобалльник и олимпиадник", но на педагогические специальности берут иногда поступающих с тройкой по русскому языку, и первый год уходит только на то, чтобы восполнить дефицит знаний по русскому языку.
Ректор также отметила, что у вуза, у ректората в рамках нынешнего стандарта образования много возможностей для подготовки специалистов, "и дело здесь не в бакалавриате или специалитете, а в действительно грамотно составленном учебном плане".
«
"Я совершенно не склонна говорить о том, что министр выглядел как-то не так, не смог сориентироваться. Он-то понимает всю эту цепочку, но для того, чтобы всю эту цепочку проговорить, все проблемы на каждом этапе, нам надо еще три часа было сидеть", - заявила она, рассказывая о ситуации, сложившейся на заседании совета по русскому языку.