Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

На свободу в лучшем качестве: "Калина красная" снова в прокате

© Предоставлено "Искусством кино"Кадр из фильма "Калина красная"
Кадр из фильма Калина красная
МОСКВА, 3 окт — РИА Новости, Егор Беликов. Спустя 45 лет в прокат возвращается "Калина красная" Василия Шукшина. "Мосфильм" отреставрировал картину. Почему стоит смотреть и пересматривать один из самых популярных советских фильмов — в материале РИА Новости.
"Калина красная" — лучшая лента режиссера, актера, писателя Василия Шукшина о возможности исправить ошибки прошлого, которую нам дает жизнь, и невозможности избежать возмездия судьбы. Последняя его режиссерская работа — он вслед за своим героем Егором Прокудиным умер всего через несколько месяцев после выхода "Калины красной" в возрасте 45 лет.
Это фильм, который вышел в советский прокат без особой цензуры только потому, что худсовет, смущенный тем, что режиссер ради правок сбегал из больницы с обострением язвы желудка, отпустил картину в мир "недорезанной". Наконец, это один из самых популярных релизов (хотя и слова тогда такого не было) в истории советского проката: больше 60 миллионов зрителей. Сегодня таких результатов невозможно добиться ни с каким фильмом, даже с Тарантино или последними "Мстителями".
"Калина красная" по смыслу совершенно не устарела. Даже наоборот, советский строй пал, а реалии послетюремной адаптации, описанные Шукшиным, никак не изменились. Чаще всего у отсидевших нет другого пути, кроме как вернуться к прежней жизни.
© предоставлено "Искусством кино"Кадр из фильма "Калина красная"
Кадр из фильма Калина красная
Кадр из фильма "Калина красная"
Егор Прокудин, смешно одетый (в красной рубашке, кожаной кепке и замшевых туфлях — китчевый шик) немолодой человек с холодными глазами, в то же время харизматичный и остроумный, жаждет от жизни качественного "бордельеро". Никакой духовности — неисправимый зэк, для которого весь мир — тюрьма, а тюрьма — весь мир. И последний его шанс — деревенская жизнь с Любой Байкаловой (в исполнении Лидии — тогда еще просто Федосеевой), девушкой со светлой душой и ясным разумом.
Но никакого счастливого будущего не заготовил безжалостно честный к своему герою режиссер. Хотя, казалось бы, если он его придумал и сыграл, должен бы проявить к непутевому Прокудину сочувствие — но нет, сокрушительный финал все равно потребовался, чтобы показать в фильме неумолимую правду жизни. Автор ни разу не пытается выгородить Прокудина — неоднократно сидевшего преступника.
© предоставлено "Искусством кино"Кадр из фильма "Калина красная"
Кадр из фильма Калина красная
Кадр из фильма "Калина красная"
Несчастливые финалы, антихеппи-энды, вообще-то, нетипичны для советского кино, за превозмогания и воспитуемость сценаристы чаще всего вознаграждали персонажей сбычей мечт. Фильм начинается как простодушная комедия: например, Прокудин пытается устроить пьянку с женщинами, а получается у него только посиделка со случайными алкоголиками. Или трагикомедийная открывающая сцена, где хор арестантов запевает "Вечерний звон", а Егор со своим зверским лицом стоит и повторяет "Бом. Бом. Бом". Но к финалу "Калина красная" превращается в античную почти что драму.
За что же тогда так полюбили этот фильм, если там столь симпатичный герой (Егору Прокудину, выдуманному ведь персонажу, даже поставили памятник где-то на Алтае) так плохо заканчивает? Как минимум — за лубочную, но искреннюю любовь (персонажа, режиссера, автора) ко всем этим березкам-печкам-лавочкам, за то, что показывает нашу посконную, не меняющуюся веками русскую деревню во всей архаичной красоте.
© предоставлено "Искусством кино"Кадр из фильма "Калина красная"
Кадр из фильма Калина красная
Кадр из фильма "Калина красная"
Манера постоянного шукшинского оператора Анатолия Заболоцкого напоминает фильмы новой французской волны: резкая смена планов, словно плывущая в пространстве камера. И сделаны эти красивости не просто так: у Шукшина сюжетные сцены незаметно и постоянно перемежаются видовыми, бессловесными, создающими необходимый лирический настрой.
Несмотря на то что в каждом кадре, каждой фразе выражен во всей полноте исконно русский поэтизм, фильм оказался успешным и на Западе: на Берлинале его увидел великий немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Он включил "Калину красную" в список своих любимых картин, и так она осталась в истории в том числе мирового кино.
© предоставлено "Искусством кино"Кадр из фильма "Калина красная"
Кадр из фильма Калина красная
Кадр из фильма "Калина красная"
Трагично, что на таком прорыве закончилась карьера одного из самых ярких советских режиссеров того поколения. Василий Макарович умер в 1974-м от последствий собственного алкоголизма, которым страдал с молодости. Все мы совершаем ошибки, и не факт, что их удастся когда-либо исправить,— вот о чем говорит фильм "Калина красная", символическая эпитафия Шукшина.
P. S. Стоит добавить, что "Мосфильм" выпускает картину в самой современной реставрации, эта версия даже участвовала в конкурсе восстановленного кино Венецианского фестиваля-2019. То есть в российский прокат выходит признанная классика в самом лучшем виде, и это тем более замечательно.
Кадр из фильма Манхэттен Вуди Аллена 1979 года
В прокате "Манхэттен" — фильм Вуди Аллена о жизни и сексе в большом городе
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала