https://ria.ru/20190806/1557190444.html
"Развода нет". Как возможны развенчание и новый брак
"Развода нет". Как возможны развенчание и новый брак - РИА Новости, 15.03.2021
"Развода нет". Как возможны развенчание и новый брак
По данным ряда исследований, в России распадается около половины венчанных браков. Как происходит "развенчание", исчезает ли уже совершенное таинство брака,... РИА Новости, 15.03.2021
2019-08-06T08:00
2019-08-06T08:00
2021-03-15T14:19
религия
общество
семья
москва
русская православная церковь
вциом
аналитика - религия и мировоззрение
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155720/47/1557204796_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_8d6da6ceabbfcb6e92f713a872b9d092.jpg
МОСКВА, 6 авг — РИА Новости, Артем Буденный. По данным ряда исследований, в России распадается около половины венчанных браков. Как происходит "развенчание", исчезает ли уже совершенное таинство брака, из-за чего разводятся даже религиозные люди и как психологи помогают не "наступать на те же грабли" — разбирался корреспондент РИА Новости.Бедность не порок"Ссоры начались почти сразу: жена меня не слушалась, чуть что — уезжала к маме", — рассказывает Валерий Сутормин, основатель движения "Развода нет" за сохранение венчанных браков. В середине нулевых Валерий, молодой семинарист из Москвы, думал принять монашество, но познакомился с сестрой милосердия, и вскоре пара получила благословение на брак. Из-за ссор Валерий даже хотел отложить венчание. "Она заявила тогда: если отложим, ничего не получится, да и благословение уже было", — продолжает он. Как и следовало ожидать, после венчания конфликты не прекратились.По данным Росстата, в 2018 году в России на 917 тысяч браков пришлось 584 тысячи разводов. Около половины венчанных браков распадается, и ситуация ухудшается, свидетельствуют священники из разных епархий Русской православной церкви. Но централизованного учета, официальной статистики нет. "Да и неофициальные данные получить непросто", — признается протоиерей Александр Дягилев, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии. Задача отца Александра — побеседовать с желающим развестись, постараться помочь сохранить семью. Ну а если это уже невозможно, "минимизировать последствия развода и сделать так, чтобы в следующем браке ситуация не повторилась". У отца Александра два высших образования, духовное и психологическое. Для дополнительных консультаций есть контакты врачей — наркологов и психологов. Убедившись, что семью не сохранить, он отправляет человека к архиерею за справкой, что брак "признан утратившим каноническую силу".Главная причина разводов в России — бедность, отсутствие работы и возможности прокормить семью, считают 46% участников июльского опроса ВЦИОМ. На супружеские измены указали 22%. Но это касается официально зарегистрированного гражданского брака, в венчанном все немного иначе."На первом месте — супружеские измены, на втором — алкоголизм. И только на третьем то, что муж недостаточно обеспечивает семью", — говорит отец Александр.По его словам, до недавнего времени в обществе было сильно искаженное представление о христианском идеале семейной жизни: "муж прежде всего снабженец, а жена не работает, рожает много детей и сидит дома". "Дело в том, что большинство церковных книг о семейной жизни написано до революции. Воспроизвести идеал патриархальной библейской семьи, который там описан, в XXI веке практически невозможно", — объясняет он. В венчанных браках, по его впечатлениям, развод инициируют чаще женщины.Укрощение строптивой"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви", — цитирует Валерий Сутормин апостола Павла. И от себя добавляет: "Жена должна быть послушна мне во всем".Валерий вспоминает, как ограничивал общение жены с подругами, которые "плохо на нее влияли", и настаивал на том, что к ее родителям нужно ездить только вместе. Через пять лет брака жена ушла с двумя детьми."Брак — это не формальность, а личные отношения людей, тогда есть семейное счастье и радость, — уверен протоиерей Михаил Потокин, председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы. — Чтобы добиться этого, нужно стать личностью, а это значит — уважать личность другого человека". По его словам, Домострой — это как раз не про уважение."Есть заповедь — люби ближнего. Церковь стремиться дать человеку свободу, чтобы он любил и радовался. Но это любовь не сильного к слабому, а равных личностей. К сожалению, в паре зачастую не считают себя равными", — сетует отец Михаил.Он отмечает, что многие недовольны, потому что брак "не такой, как у родителей". "Женщина возмущается мужем, но не знает почему, а просто он не пьет, а ее отец — пил. Она этого не признает, но для многих создать семью — это в первую очередь установить такие отношения, как были у родителей".Как психолог, отец Александр выделяет и другую тенденцию — люди не решаются создавать семью, поскольку не хотят воспроизводить "кошмар из детства": "Девочка не хочет идти по пути мамы, которую бил пьяный отец, а мальчик не принимает роль отца, которого не уважала мать".Священник считает, что масштаб проблемы колоссальный: "Прежде чем дать человеку права на управление автомобилем, его отправляют в автошколу. А в наши дни людей нужно учить — в теории и на практике — быть супругами и родителями. Необходимы специальные программы". Сам он запустил два проекта: "Супружеские встречи" — для потенциальных и реальных супругов и "Школа для родителей и воспитателей", где обучают мам и пап. "Если подобные проекты будут тиражироваться, есть шанс, что ситуация с разводами начнет меняться в лучшую сторону", — заключает отец Александр.Пока смерть не разлучитПо данным ВЦИОМ, 89% россиян считают развод в принципе допустимым, 30% его не поддерживают, если семья фактически не распалась, а десять процентов категорически против расторжения брака.Для Валерия Сутормина разводы не имеют ничего общего с православием. Он верит, что венчание — таинство, которое совершает Бог, и ни человек, ни Церковь не могут его отменить. "Понятий "развод" или "прекращение брака" в Священном Писании нет. В Библии сказано, что муж может "пустить" жену — и то в одном случае: если она прелюбодействует, — говорит он. — Но и тогда она связана законом, то есть "числится" женой. Прелюбодейка должна оставаться одна до смерти".Валерий считает, что люди, доверяя священникам, получают справку и, думая, что брака нет, вступают в новую связь, а фактически прелюбодействуют, то есть грешат. "И если они, не раскаявшись, умрут, то попадут в ад", — утверждает он."Уйдя от меня, жена сожительствовала с другим и родила, — возмущается Валерий. — И кто-то на этот грех ее подтолкнул". С 2013 года он судится (в церковном суде) со священниками, которые, по его мнению, способствовали развалу семьи. КлятвопреступлениеСлово "развенчание", которое часто мелькает в обиходе, вообще некорректно, замечает отец Александр. "Церкви дана заповедь: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Церковь не может разрушить чей-то брак через обряд, она способна только признать, что брака больше нет с точки зрения церковных канонов. Но это не Церковь его разрушила, а люди — своими грехами", — объясняет священник.Есть мнение, что "и таинство прекращает действие". "По этой логике, супруги должны снова венчаться, если опять сошлись. Однако Церковь не венчает воссоединившиеся пары. Значит, таинство существует и после расставания", — парирует Валерий. Для отца Александра развод — это клятвопреступление, нарушение клятвы, данной Богу. "Но действие Духа Святого не уничтожает свободу выбора, и даже крещеный христианин может отречься от веры. Просто с точки зрения Церкви он тогда не христианин. Впрочем, если он принесет покаяние и будет восстановлен в единстве с Церковью, мы не станем его крестить второй раз", — уточняет священник.Причины для признания брака недействительным указаны в Основах социальной концепции РПЦ и документе "О канонических аспектах церковного брака". Это, в частности, измена, неизлечимая болезнь, алкоголизм, наркомания, фактическое отсутствие одного из супругов. Причем даже это обязывает священников не "разводить", но лишь рассмотреть вопрос. Кроме того, нужно согласие архиерея, возглавляющего епархию. С момента официального светского развода до рассмотрения прошения о признании брака утратившим силу должен пройти по меньшей мере год."В этих сложностях я вижу большую пользу: нужно, чтобы люди не разводились скоропалительно, на эмоциях. Если развод "свежий", есть время проработать ситуацию и даже примириться, но это единичные случаи, — добавляет отец Александр. — Чаще всего люди уже несколько лет не живут вместе, у них есть новые семьи, а тут они вспомнили, что венчаны и приходят за справкой". Считается, что это открывает путь ко второму венчанию. Хотя венчанием это, строго говоря, уже не является. "Второе "венчание" — это фактически не брак, а благословение на сожительство. Церковь по милосердию позволяет человеку вступить в союз повторно. Молитвы, которые читаются во время второбрачного чина, — покаянные", — рассказывает протоиерей Михаил Потокин. У мирян есть три попытки обрести семейное счастье (включая и венчанные, и "обычные" браки). У белого духовенства вовсе один шанс: овдовел, развод — живи один.И все же отец Михаил призывает не отказываться от венчания, исходя из логики "мы еще не знаем, сможем ли быть вместе до старости". "Венчание дает возможность построить глубокие, настоящие отношения с человеком — это дар, а не обязывающий документ. Конечно, ты можешь отказаться от дара, но тогда ты просто многое потеряешь", — заключает протоиерей.
https://ria.ru/20180708/1524151070.html
https://ria.ru/20190721/1556736262.html
https://ria.ru/20171203/1510056685.html
москва
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155720/47/1557204796_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_67aa57fb73df727067cbd21fc3f1ccaf.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, семья, москва, русская православная церковь, вциом, аналитика - религия и мировоззрение, россия, религия
Религия, Общество, Семья, Москва, Русская православная церковь, ВЦИОМ, Аналитика - Религия и мировоззрение, Россия, Религия
МОСКВА, 6 авг — РИА Новости, Артем Буденный. По данным ряда исследований, в России распадается около половины венчанных браков. Как происходит "развенчание", исчезает ли уже совершенное таинство брака, из-за чего разводятся даже религиозные люди и как психологи помогают не "наступать на те же грабли" — разбирался корреспондент РИА Новости.
"Ссоры начались почти сразу: жена меня не слушалась, чуть что — уезжала к маме", — рассказывает Валерий Сутормин, основатель движения "Развода нет" за сохранение венчанных браков.
В середине нулевых Валерий, молодой семинарист из Москвы, думал принять монашество, но познакомился с сестрой милосердия, и вскоре пара получила благословение на брак. Из-за ссор Валерий даже хотел отложить венчание. "Она заявила тогда: если отложим, ничего не получится, да и благословение уже было", — продолжает он. Как и следовало ожидать, после венчания конфликты не прекратились.
По данным Росстата, в 2018 году в России на 917 тысяч браков пришлось 584 тысячи
разводов. Около половины венчанных браков распадается, и ситуация ухудшается, свидетельствуют священники из разных епархий Русской православной церкви. Но централизованного учета, официальной статистики нет. "Да и неофициальные данные получить непросто", — признается протоиерей Александр Дягилев, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии.
Задача отца Александра — побеседовать с желающим развестись, постараться помочь сохранить семью. Ну а если это уже невозможно, "минимизировать последствия развода и сделать так, чтобы в следующем браке ситуация не повторилась". У отца Александра два высших образования, духовное и психологическое. Для дополнительных консультаций есть контакты врачей — наркологов и психологов. Убедившись, что семью не сохранить, он отправляет человека к архиерею за справкой, что брак "признан утратившим каноническую силу".
Главная причина разводов в России — бедность, отсутствие работы и возможности прокормить семью, считают 46% участников июльского опроса ВЦИОМ. На супружеские измены указали 22%. Но это касается официально зарегистрированного гражданского брака, в венчанном все немного иначе.
"На первом месте — супружеские измены, на втором — алкоголизм. И только на третьем то, что муж недостаточно обеспечивает семью", — говорит отец Александр.
По его словам, до недавнего времени в обществе было сильно искаженное представление о христианском идеале семейной жизни: "муж прежде всего снабженец, а жена не работает, рожает много детей и сидит дома". "Дело в том, что большинство церковных книг о семейной жизни написано до революции. Воспроизвести идеал патриархальной библейской семьи, который там описан, в XXI веке практически невозможно", — объясняет он. В венчанных браках, по его впечатлениям, развод инициируют чаще женщины.
"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви", — цитирует Валерий Сутормин апостола Павла. И от себя добавляет: "Жена должна быть послушна мне во всем".
Валерий вспоминает, как ограничивал общение жены с подругами, которые "плохо на нее влияли", и настаивал на том, что к ее родителям нужно ездить только вместе. Через пять лет брака жена ушла с двумя детьми.
"Брак — это не формальность, а личные отношения людей, тогда есть семейное счастье и радость, — уверен протоиерей Михаил Потокин, председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы. — Чтобы добиться этого, нужно стать личностью, а это значит — уважать личность другого человека". По его словам, Домострой — это как раз не про уважение.
"Есть заповедь — люби ближнего. Церковь стремиться дать человеку свободу, чтобы он любил и радовался. Но это любовь не сильного к слабому, а равных личностей. К сожалению, в паре зачастую не считают себя равными", — сетует отец Михаил.
Он отмечает, что многие недовольны, потому что брак "не такой, как у родителей". "Женщина возмущается мужем, но не знает почему, а просто он не пьет, а ее отец — пил. Она этого не признает, но для многих создать семью — это в первую очередь установить такие отношения, как были у родителей".
Как психолог, отец Александр выделяет и другую тенденцию — люди не решаются создавать семью, поскольку не хотят воспроизводить "кошмар из детства": "Девочка не хочет идти по пути мамы, которую бил пьяный отец, а мальчик не принимает роль отца, которого не уважала мать".
Священник считает, что масштаб проблемы колоссальный: "Прежде чем дать человеку права на управление автомобилем, его отправляют в автошколу. А в наши дни людей нужно учить — в теории и на практике — быть супругами и родителями. Необходимы специальные программы". Сам он запустил два проекта: "Супружеские встречи" — для потенциальных и реальных супругов и "Школа для родителей и воспитателей", где обучают мам и пап. "Если подобные проекты будут тиражироваться, есть шанс, что ситуация с разводами начнет меняться в лучшую сторону", — заключает отец Александр.
По данным ВЦИОМ, 89% россиян считают развод в принципе допустимым, 30% его не поддерживают, если семья фактически не распалась, а десять процентов категорически против расторжения брака.
Для Валерия Сутормина разводы не имеют ничего общего с православием. Он верит, что венчание — таинство, которое совершает Бог, и ни человек, ни Церковь не могут его отменить. "Понятий "развод" или "прекращение брака" в Священном Писании нет. В Библии сказано, что муж может "пустить" жену — и то в одном случае: если она прелюбодействует, — говорит он. — Но и тогда она связана законом, то есть "числится" женой. Прелюбодейка должна оставаться одна до смерти".
Валерий считает, что люди, доверяя священникам, получают справку и, думая, что брака нет, вступают в новую связь, а фактически прелюбодействуют, то есть грешат. "И если они, не раскаявшись, умрут, то попадут в ад", — утверждает он.
"Уйдя от меня, жена сожительствовала с другим и родила, — возмущается Валерий. — И кто-то на этот грех ее подтолкнул". С 2013 года он судится (в церковном суде) со священниками, которые, по его мнению, способствовали развалу семьи.
Слово "развенчание", которое часто мелькает в обиходе, вообще некорректно, замечает отец Александр. "Церкви дана заповедь: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Церковь не может разрушить чей-то брак через обряд, она способна только признать, что брака больше нет с точки зрения церковных канонов. Но это не Церковь его разрушила, а люди — своими грехами", — объясняет священник.
Есть мнение, что "и таинство прекращает действие". "По этой логике, супруги должны снова венчаться, если опять сошлись. Однако Церковь не венчает воссоединившиеся пары. Значит, таинство существует и после расставания", — парирует Валерий.
Для отца Александра развод — это клятвопреступление, нарушение клятвы, данной Богу. "Но действие Духа Святого не уничтожает свободу выбора, и даже крещеный христианин может отречься от веры. Просто с точки зрения Церкви он тогда не христианин. Впрочем, если он принесет покаяние и будет восстановлен в единстве с Церковью, мы не станем его крестить второй раз", — уточняет священник.
Причины для признания брака недействительным указаны в Основах социальной концепции РПЦ и документе "О канонических аспектах церковного брака". Это, в частности, измена, неизлечимая болезнь, алкоголизм, наркомания, фактическое отсутствие одного из супругов. Причем даже это обязывает священников не "разводить", но лишь рассмотреть вопрос. Кроме того, нужно согласие архиерея, возглавляющего епархию. С момента официального светского развода до рассмотрения прошения о признании брака утратившим силу должен пройти по меньшей мере год.
"В этих сложностях я вижу большую пользу: нужно, чтобы люди не разводились скоропалительно, на эмоциях. Если развод "свежий", есть время проработать ситуацию и даже примириться, но это единичные случаи, — добавляет отец Александр. — Чаще всего люди уже несколько лет не живут вместе, у них есть новые семьи, а тут они вспомнили, что венчаны и приходят за справкой". Считается, что это открывает путь ко второму венчанию. Хотя венчанием это, строго говоря, уже не является.
"Второе "венчание" — это фактически не брак, а благословение на сожительство. Церковь по милосердию позволяет человеку вступить в союз повторно. Молитвы, которые читаются во время второбрачного чина, — покаянные", — рассказывает протоиерей Михаил Потокин. У мирян есть три попытки обрести семейное счастье (включая и венчанные, и "обычные" браки). У белого духовенства вовсе один шанс: овдовел, развод — живи один.
И все же отец Михаил призывает не отказываться от венчания, исходя из логики "мы еще не знаем, сможем ли быть вместе до старости". "Венчание дает возможность построить глубокие, настоящие отношения с человеком — это дар, а не обязывающий документ. Конечно, ты можешь отказаться от дара, но тогда ты просто многое потеряешь", — заключает протоиерей.