https://ria.ru/20190728/1556918787.html
"Раньше, чем в Киеве". Где на самом деле крестилась Русь
"Раньше, чем в Киеве". Где на самом деле крестилась Русь - РИА Новости, 15.03.2021
"Раньше, чем в Киеве". Где на самом деле крестилась Русь
В России и на Украине отмечается День крещения Руси. Достоверно известно, что первые христиане среди русичей появились еще до крещения князем Владимиром в 988... РИА Новости, 15.03.2021
2019-07-28T08:00
2019-07-28T08:00
2021-03-15T14:19
религия
украина
москва
аналитика - религия и мировоззрение
николай чудотворец
россия
религия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154976/42/1549764278_0:0:2732:1537_1920x0_80_0_0_74c30c7b4c30fc2f84266bb0f2084e1b.jpg
МОСКВА, 28 июл — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России и на Украине отмечается День крещения Руси. Достоверно известно, что первые христиане среди русичей появились еще до крещения князем Владимиром в 988 году. Но когда именно и где? Это предмет ожесточенных споров между учеными. О том, где могло зародиться российское христианство, — в материале РИА Новости."Церковь варяжская"Хоть крещение киевлян произошло в 988 году, первый христианский храм в столице Древнерусского государства был построен гораздо раньше. Насколько раньше? Свидетельства об этом разнятся.Например, заключение мирного договора между Русью и Византией в 944 году было символически скреплено участием сторон в богослужении "в церкви Святаго Илии, яже есть надъ ручаемъ <...> се бо бе соборная церковь, мнози бо бе Варязи хрестеяны". Именно у стен этого храма, согласно летописям, совершалось массовое крещение в 988 году. Кроме того, археологи нашли многочисленные захоронения христиан, относящиеся к середине X века.Но есть и другая версия. Из "Повести временных лет" известно, что примерно с 864 по 882 год Киевом правили варяжские дружинники Аскольд и Дир. В 866-м они вместе со своим войском "переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан", и спустя некоторое время в Киеве появляется первая церковь — в честь Николая Чудотворца. О ней упоминается в связи с гибелью киевских правителей."И убили (слуги новгородского князя Олега. — Прим. ред.) Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь Святого Николы; а Дирова могила — за церковью Святой Ирины", — говорится в "Повести временных лет".Впрочем, историки спорят, существовала ли эта церковь вообще: археологических свидетельств не найдено, поэтому составитель "Повести" вполне мог упомянуть о храме своей эпохи — середины XI века.Предание о пещерахВообще, письменных свидетельств о Руси в домонгольский период до нас дошло ничтожно мало. Отсюда — многочисленные предания о появлении христианства. Их достоверность нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.Одна из загадок для ученых — пещерные храмы в Воронежской области. Самые необычные, буквально нерукотворные — в Костомаровском Спасском монастыре. Говорят, их основали то ли бежавшие в III веке от римских гонений христиане, то ли торговавшие с местными племенами византийцы уже в VI-VIII веках."На Воронежской земле об этом есть устойчивое предание. Правда, оно ничем не подтверждается", — замечает в беседе с РИА Новости игуменья монастыря Елена (Золотухина).Есть и другая гипотеза: пещерные храмы появились здесь лишь в XVII веке стараниями малороссийских казаков. Так было, например, со знаменитым Дивногорским монастырем, время основания которого более-менее доказано. А вот с Костомаровской обителью не все так просто."Относительно нашего монастыря у нас нет никаких документальных свидетельств о том, кем и когда он был создан. Это большая историческая загадка", — говорит игуменья.Да и археологических исследований в обители толком не было. Поэтому вопрос, является ли Костомаровский монастырь древнейшим в России, остается открытым.Загадочный ликА вот про храмы Алании известно гораздо больше. Сейчас они считаются древнейшими на территории России. В начале X века Константинопольский патриарх Николай Мистик направляет на Северный Кавказ миссионеров. А в 916 году Аланское царство официально принимает крещение.Свидетельством христианизации региона стали три храма в долине реки Большой Зеленчук (Карачаево-Черкесия), где некогда, по мнению ученых, находился главный город государства — Магас. Первый, Георгиевский, был кафедральным, его возвели в 916 году. Другие два построили спустя примерно 50-70 лет.В середине XIX века археологи нашли неподалеку от храмов наскальное изображение, напоминающее лик Христа. С тех пор идут ожесточенные споры о происхождении фрески: когда, кем и для чего она была создана."Возможно, горная терраса с иконой Христа могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на молитву члены раннехристианской общины Магаса, пока христианство в Алании не стало государственной религией", — предполагает археолог Владимир Кузнецов.Самый древний храмТем не менее храмы в Карачаево-Черкесии могут оказаться далеко не самыми древними на территории России. В июле российские ученые впервые просканировали загадочную постройку в северо-западной части крепости Нарын-Кала в Дербенте, которая датируется примерно 300-м годом нашей эры. Здание высотой 12 метров почти полностью скрыто под землей, на поверхности виден лишь купол. Он-то и породил массу предположений о том, что это за строение.Еще до сканирования существовали три версии: что это водохранилище, христианская церковь или зороастрийский храм. Но после выяснилось, что строение имеет форму креста, а это нехарактерно для резервуаров, где хранилась вода. Поэтому, с большой вероятностью, сооружение было культовым."Это здание во время постройки было целиком на поверхности, и оно стоит на самой высокой точке Нарын-калы. Ставить цистерну на поверхности, да еще на самой высокой горе? Это странно. Вопросов пока больше, чем ответов", — отмечает руководитель исследовательской группы Наталья Полухина.Теперь ученым предстоит выяснить, кто молился в загадочном храме — зороастрийцы или христиане. И если присутствие первых в IV веке в этом регионе зафиксировано в многочисленных хрониках, то о дербентской общине последователей Христа говорится впервые. Возможно, нас ждет сенсация.
https://ria.ru/20190329/1552171845.html
https://ria.ru/20190721/1556606508.html
https://ria.ru/20190723/1556781355.html
https://ria.ru/20190725/1556850590.html
украина
москва
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154976/42/1549764278_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_6e20f97ed9e1e3a6b554b636ada9a733.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
украина, москва, аналитика - религия и мировоззрение, николай чудотворец, россия, религия
Религия, Украина, Москва, Аналитика - Религия и мировоззрение, Николай Чудотворец, Россия, Религия
МОСКВА, 28 июл — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России и на Украине отмечается День крещения Руси. Достоверно известно, что первые христиане среди русичей появились еще до крещения князем Владимиром в 988 году. Но когда именно и где? Это предмет ожесточенных споров между учеными. О том, где могло зародиться российское христианство, — в материале РИА Новости.
Хоть крещение киевлян произошло в 988 году, первый христианский храм в столице Древнерусского государства был построен гораздо раньше. Насколько раньше? Свидетельства об этом разнятся.
Например, заключение мирного договора между Русью и Византией в 944 году было символически скреплено участием сторон в богослужении "в церкви Святаго Илии, яже есть надъ ручаемъ <...> се бо бе соборная церковь, мнози бо бе Варязи хрестеяны". Именно у стен этого храма, согласно летописям, совершалось массовое крещение в 988 году. Кроме того, археологи нашли многочисленные захоронения христиан, относящиеся к середине X века.
Но есть и другая версия. Из "Повести временных лет" известно, что примерно с 864 по 882 год Киевом правили варяжские дружинники Аскольд и Дир. В 866-м они вместе со своим войском "переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан", и спустя некоторое время в Киеве появляется первая церковь — в честь Николая Чудотворца. О ней упоминается в связи с гибелью киевских правителей.
"И убили (слуги новгородского князя Олега. — Прим. ред.) Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь Святого Николы; а Дирова могила — за церковью Святой Ирины", — говорится в "Повести временных лет".
Впрочем, историки спорят, существовала ли эта церковь вообще: археологических свидетельств не найдено, поэтому составитель "Повести" вполне мог упомянуть о храме своей эпохи — середины XI века.
Вообще, письменных свидетельств о Руси в домонгольский период до нас дошло ничтожно мало. Отсюда — многочисленные предания о появлении христианства. Их достоверность нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.
Одна из загадок для ученых — пещерные храмы в Воронежской области. Самые необычные, буквально нерукотворные — в Костомаровском Спасском монастыре. Говорят, их основали то ли бежавшие в III веке от римских гонений христиане, то ли торговавшие с местными племенами византийцы уже в VI-VIII веках.
"На Воронежской земле об этом есть устойчивое предание. Правда, оно ничем не подтверждается", — замечает в беседе с РИА Новости игуменья монастыря Елена (Золотухина).
Есть и другая гипотеза: пещерные храмы появились здесь лишь в XVII веке стараниями малороссийских казаков. Так было, например, со знаменитым Дивногорским монастырем, время основания которого более-менее доказано. А вот с Костомаровской обителью не все так просто.
"Относительно нашего монастыря у нас нет никаких документальных свидетельств о том, кем и когда он был создан. Это большая историческая загадка", — говорит игуменья.
Да и археологических исследований в обители толком не было. Поэтому вопрос, является ли Костомаровский монастырь древнейшим в России, остается открытым.
А вот про храмы Алании известно гораздо больше. Сейчас они считаются древнейшими на территории России. В начале X века Константинопольский патриарх Николай Мистик направляет на Северный Кавказ миссионеров. А в 916 году Аланское царство официально принимает крещение.
Свидетельством христианизации региона стали три храма в долине реки Большой Зеленчук (Карачаево-Черкесия), где некогда, по мнению ученых, находился главный город государства — Магас. Первый, Георгиевский, был кафедральным, его возвели в 916 году. Другие два построили спустя примерно 50-70 лет.
В середине XIX века археологи нашли неподалеку от храмов наскальное изображение, напоминающее лик Христа. С тех пор идут ожесточенные споры о происхождении фрески: когда, кем и для чего она была создана.
"Возможно, горная терраса с иконой Христа могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на молитву члены раннехристианской общины Магаса, пока христианство в Алании не стало государственной религией", — предполагает археолог Владимир Кузнецов.
Тем не менее храмы в Карачаево-Черкесии могут оказаться далеко не самыми древними на территории России. В июле российские ученые впервые просканировали загадочную постройку в северо-западной части крепости Нарын-Кала в Дербенте, которая датируется примерно 300-м годом нашей эры. Здание высотой 12 метров почти полностью скрыто под землей, на поверхности виден лишь купол. Он-то и породил массу предположений о том, что это за строение.
Еще до сканирования существовали три версии: что это водохранилище, христианская церковь или зороастрийский храм. Но после выяснилось, что строение имеет форму креста, а это нехарактерно для резервуаров, где хранилась вода. Поэтому, с большой вероятностью, сооружение было культовым.
"Это здание во время постройки было целиком на поверхности, и оно стоит на самой высокой точке Нарын-калы. Ставить цистерну на поверхности, да еще на самой высокой горе? Это странно. Вопросов пока больше, чем ответов", — отмечает руководитель исследовательской группы Наталья Полухина.
Теперь ученым предстоит выяснить, кто молился в загадочном храме — зороастрийцы или христиане. И если присутствие первых в IV веке в этом регионе зафиксировано в многочисленных хрониках, то о дербентской общине последователей Христа говорится впервые. Возможно, нас ждет сенсация.