Рейтинг@Mail.ru
"Тусанем" — сходим на службу: что тянет молодых в Церковь - РИА Новости, 15.03.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

"Тусанем" — сходим на службу: что тянет молодых в Церковь

© РИА Новости / Алексей Куденко | Перейти в медиабанкМолодые люди идут мимо граффити-тэга на фасаде дома в Дегтярном переулке
Молодые люди идут мимо граффити-тэга на фасаде дома в Дегтярном переулке
Читать ria.ru в
МОСКВА, 30 июн — РИА Новости, Артем Буденный. В храмах Русской церкви в последние годы все больше молодых лиц. И это несмотря на довольно расхожее мнение, что Церковь ограничивает свободу мыслить, самовыражаться, в том числе в политике и личной жизни. Что же находят в религии молодые люди? И зачем, в чем и ради чего добровольно себя ограничивают?

Общество осуждения

"Смотри, монашки", — ехидничает проходящая мимо храма парочка при виде девушек в длинных юбках и платках. Вслед за девушками порог церкви переступают бородатые молодые люди. Подъезжает дорогой автомобиль, из него выходит дама в строгом костюме, крестится и тоже скрывается за дверью. Чуть погодя появляется молодая мама в джинсах с ребенком, потом — компания мужчин в пиджаках.
"В 90-е годы сложно было представить православного молодого человека без бородки, а на улице сразу было видно верующих девушек. Сегодня этого нет: субкультурность ушла. А борода сейчас просто в моде", — рассказывает протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе. По совместительству он — главный редактор православного журнала "Наследник", духовник организации "Молодая Русь". А еще — отец девятерых детей.
"Подростки не хотят быть другими, они желают вписаться в коллектив, больший, чем семья", — говорит Первозванский. Поэтому "инаковость" сейчас не та, что 30 лет назад, добавляет священник. Но зачастую проблема не в моде, а в навязанных обществом потребностях.
"Распущенность — это скорее социальная "фишка" для молодых людей: все вокруг курят, ведут беспорядочную половую жизнь — и я буду. Более того, большинство из них просто врут на эту тему. Поэтому, находя внутреннюю опору в религии, они спокойно противостоят внешнему давлению" — объясняет священник.
"В школе действительно было давление одноклассников. Я все время чувствовала свою обособленность. Но справляться с этим даже не пыталась — просто терпела", — рассказывает 20-летняя Анастасия, в Церкви она с шести лет.
"Я всю жизнь ощущала себя белой вороной: и когда была обычным подростком, и когда стала верующей. Трудно устоять против массы, но в каждом человеке есть свой стержень, свой голос совести, говорящий, что полезно, а что нет. Если его слушаться, то никакого чувства "исключенности" не будет. Наоборот, люди даже потянутся к тебе", — уверена 34-летняя Ксения.
По ее словам, для подростка очень важна поддержка близких людей.
Драка подростков
"Поясни за паль". Почему школьников избивают за неправильную одежду

На равных

"В так называемом трудном возрасте меняются авторитеты: это уже не родители. Хочется общения на равных. Родители должны это понять и спуститься со своего родительского олимпа, встать на один уровень с детьми", — объясняет психиатр-нарколог Татьяна Клименко, директор филиала Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского.
"Есть такое понятие: эффект третьей ноги. Когда семья полная, в случае конфликта с мамой ребенок может получить поддержку, например, папы. Поэтому в полной семье конфликт детей и родителей проходит мягче. А вот когда ты в конфликте и с родителями, и со школой, то можешь, поговорив со священником, получить поддержку, разобраться, изменить что-то в себе. И чем больше у подростка авторитетов среди взрослых, тем мягче проходят его кризисы и протесты", — объясняет отец Максим.
"На мой взгляд, у тех, кто приходит в храм, довольно высокий уровень доверия к Церкви как к институту. Но важную роль играет и "сарафанное радио", и — особенно для молодежи — доверие к конкретному священнику. Один говорит другому: у меня есть знакомый батюшка, поговори с ним. Молодых людей, которые приходят без рекомендации, немного: они боятся. Если они не воспитывались в церковной среде, просто так прийти в храм, подойти к священнику им трудно — есть барьер", — объясняет клирик.
"Этот барьер снимается по-разному. Например, были где-то на крестинах, понравился батюшка. То есть для такого общения нужен какой-то мостик, — говорит священник.
Вне зависимости от того, рос человек в церковной или светской среде, в определенном возрасте ему нужен наставник, считает Татьяна Клименко.
"Я думаю, многие молодые люди нуждаются в наставнике. Найдут ли они его в церкви, в школе или в общественной организации? Если действовать грамотно, то вместо деструктивных форм поведения, которые пока являются проблемой для многих молодых людей, мы добьемся и конструктивного досуга, и альтернативных интересов, и здорового образа жизни, и иммунитета ко всему разрушающему", — уверена врач-психиатр.
Каждый тысячный подросток России употребляет наркотики – исследование
Каждый тысячный подросток России употребляет наркотики – исследование

Главные вопросы

"Я потянулась в храм, когда душа изголодалась и вопросов о самом важном в жизни накопилось: была тяжелая ситуация в семье, когда заболела мама", — рассказывает Ксения. Ей 34 года, в церковь ходит с 15 лет.
"Для кого-то эти вопросы — глубокие, мировоззренческие. Таких людей меньшинство. Для других — это кризисные ситуации в отношениях с противоположным полом или родителями, сложности с социализацией. У тех, кто воспитывался в нерелигиозных семьях, как правило, это происходит на последних курсах института, когда они серьезно задумываются, где и кем будут работать, как будет устроена их семейная жизнь. Примерно в том же возрасте они задают себе "вечные" вопросы, некоторые приходят за ответом к нам", — рассказывает протоиерей Максим Первозванский.
Для тех, кто с детства в Церкви, возможны варианты, считает отец Максим. "Они ходят в храм лет до 15-ти, а дальше либо относительно спокойно "переезжают" во взрослое состояние, либо — и это значительная часть — уходят из Церкви, но не обязательно навсегда", — говорит священник.
По его мнению, это подростковый бунт "против родителей и устоев, который накладывается на бунт религиозный". "А серьезные вопросы ребята задают примерно в том же возрасте, что молодые люди из нецерковных семей: в 25, некоторые в 30 лет. Тогда это становится их верой, а не верой их родителей", — объясняет отец Максим.
Молодые люди танцуют на общегородском балу на площади Нахимова в Севастополе
Больше не 18+? Стоит ли снижать возраст совершеннолетия

Терапевтические средства

"Я выросла в мусульманской семье, поэтому в церковь не ходила. В 25 лет стала общаться с воцерковленным человеком. Постепенно круг таких знакомых расширялся, начала читать книги, потом ездить в паломничества и регулярно ходить в храм", — рассказывает Лилия, сейчас ей 31 год.
"Есть позитивная мотивация, чтобы прийти в храм, — это осознанное желание узнать и сделать свой выбор. Есть негативная — это все, что спровоцировано невротическими состояниями. У меня были проблемы из-за детских реакций, от которых почему-то не могла избавиться", — рассказывает Анна. Она пришла в храм в 25 лет, сейчас ей 30, и она получает второе высшее образование — психолога.
"Церковь помогла мне привести себя в равновесие. Все, что она предлагает — это отличное терапевтическое средство. Посты — это способ временно себя ограничить и очистить сознание. Тексты на старославянском языке имеют глубокий заряжающий смысл. Стоять на службах — это возможность что-то отдать, пожертвовать и получить что-то взамен, назовем это энергией. Плата за свечи — все та же жертва, а исповедь — это как поход к терапевту", — говорит Анна.
Молитвенник
Церковь и налоги. О чем говорят прихожане, священники и власти

Сами себя ограничили

Христиане считают грехом все страсти, типичные для людей в 15-30 лет: пьянство, курение, наркотики, игроманию, секс вне брака.
"Когда воцерковляешься, понимаешь, что отказ от этого — освобождение, — считает Ирина (33 года). — Спасение души — лучший мотивирующий фактор".
"Человек идет на ограничения, когда начинает понимать, что такое грех, — считает Ксения. — И вступает на путь добровольной борьбы и ограничения соблазнов". По ее мнению, со стороны Церкви ограничений свободы мысли или самовыражения нет, потому что "все строится согласно заповедям Божиим и голосу совести".
Эта осознанность, которая в Церкви называется "трезвением", пригодится любому, кто хочет быть интеллектуально прокачанным и стремится к личному росту и психологическому здоровью.
"Любое осознанное ограничение позволяет очистить голову и душу. И если человек приходит за этим в храм, он это там получает и обретает гармонию с собой. А это, в свою очередь, способствует самореализации", — уверяет Анна.

Тусовка

"Говорят, в жизни надо попробовать все. А почему бы не попробовать выучить сопромат или прыгнуть с парашютом? У нас при храме есть молодежная группа. Старшие уже ездили на полигон и на тренажерах отрабатывали приземление с парашютом", — рассказывает Людмила, ей 30 лет, а в Церкви она с семилетнего возраста.
Православная тусовка — клубы, кружки, где молодые люди имеют возможность общаться, — многое значит. "К нам приходят и говорят: мы думали, что мы единственные молодые православные в мире, а оказывается, нас тут так много". Поэтому так важны приходские и межприходские тусовки, уверен протоиерей Максим Первозванский.
"Когда между православной молодежью нет такого общения, многие новоначальные отпадают от Церкви или попадают в секты", — рассказывает диакон Николай Филиппов, ответственный за работу с молодежью в храме Великомученика Георгия в Коптево.
"В Церкви — огромное поле для самореализации. Помимо волонтерства, миссионерства и преподавания, можно реализоваться как писателю, психологу, певцу и музыканту, организатору, экскурсоводу, повару, швее, садоводу или земледельцу. Да любая деятельность во славу Божию может быть пригодна для самореализации", — рассказывает Ксения.
"В храме есть возможность включиться в социальные проекты, — говорит отец Максим. — Твоя "боль" кажется не такой уж страшной, когда приходишь в ожоговый центр и видишь людей без кожи. И зацикленность на себе, подростковый эгоцентризм, тоже в значительной степени снимается".
"Но главное, что молодые люди могут найти в Церкви, — это любовь. В самом широком христианском понимании этого слова: любовь Божию. И приходит понимание, что ради этого можно и потрудиться", — так считает диакон Николай Филиппов.
Празднование Дня России в Москве
День молодежи России
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала