Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

"Печать Церкви". Как варят миро и зачем умывают ноги в Чистый четверг

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкПатриаршее служение в Великий Четверг в Храме Христа Спасителя. Архивное фото
Патриаршее служение в Великий Четверг в Храме Христа Спасителя. Архивное фото
МОСКВА, 25 апр — РИА Новости, Сергей Стефанов. В Чистый четверг, за три дня до Пасхи, православные христиане идут в храм причащаться. Во время архиерейских служб совершается также чин умовения ног, а за патриаршим богослужением — еще и освящение мира. С чем связаны эти традиции, в чем смысл самого таинства причащения и обрядов Великого четверга, из чего и для чего варят миро — в материале РИА Новости.

Как "есть плоть" и "пить кровь"

Накануне своих страданий Иисус Христос совершил в Сионской горнице с ближайшими учениками Тайную вечерю. Во время этой пасхальной трапезы Господь установил таинство Евхаристии (от греческого "благодарение") — причащения тела и крови Христовых.
Христос благословил хлеб и чашу вина, сказав, что хлеб есть тело Его, которое "за вас предается", а чаша — чаша Его крови, проливаемой за людей "во оставление" (прощение) грехов. После этого Спаситель добавил: "Сие творите в Мое воспоминание".
Таинство причащения сразу же стало одним из главных в христианстве: именно через него верующие соединяются с Богом. Подробно об этом таинстве Иисус рассказывал тем, кто Его окружал, еще до Тайной вечери, когда называл Себя "хлебом жизни, сшедшим с небес".
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на территории автономного монашеского государства Святой Горы Афон
Патриарх считает возможным причащение верующих в русском монастыре на Афоне
"Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда", — говорил Он. По учению Христа, тот, кто будет есть этот хлеб, "жить будет вовек" и будет "воскрешен в последний день".
После той беседы многие из Его последователей "соблазнились" — "отошли от Него и уже не ходили с Ним". Поводом для "соблазна" стали слова Христа: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, <...> пребывает во Мне, и Я в нем".
Многие буквально понимали изречения Христа и недоумевали: "Как Он может дать нам есть Плоть Свою?" Однако Господь в ответ пояснял: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь". По учению Церкви, во время священнодействия в плоть и кровь Христа таинственно преобразуются хлеб и вино, которые употребляют верующие в момент причащения.
Причащение — главное событие, которое вспоминается (и совершается) в Великий четверг. Именно поэтому его еще называют Чистым: в этот день все православные христиане стараются причаститься — веря, что Господь очищает их от грехов и освящает их самих и их жизнь. Известный славянофил Алексей Хомяков даже самой Церкви дает определение, что "Церковь — это стены, воздвигнутые вокруг евхаристической Чаши".
"По сути своей, Евхаристия объединяет вокруг Христа Его самых близких, самых верных учеников. И поэтому по существующей традиции все православные христиане в этот день приступают к таинству Евхаристии", — поясняет ректор Киевской духовной академии и семинарии (КДАиС), епископ Белогородский Сильвестр (Стойчев).
Молитва в храме
"В мясе ничего плохого нет". Когда и для чего установили Великий пост

Испытание веры

Однако следует помнить еще и вот о чем: хотя Христос совершил Тайную вечерю в присутствии 12-ти ближайших учеников, один из них оказался предателем — апостол Иуда Искариот. Епископ призывает помнить об этом и "испытывать себя" — готовиться, прежде чем идти ко причастию.

"Даже когда мы во "Святая святых", даже когда мы смеем приступать к Чаше, — говорит иерарх, — мы все равно можем быть недостойными, теми, кто по сути своей, так или иначе, может иметь ту же психологию, те же сомнения, те же замыслы, что и у Иуды Искариота. <…> Мы всегда должны быть внимательны к себе: не являемся ли мы теми, кто внутренне уже отрекается от Христа, хотя внешне еще ведет себя как Его ученик".

Хотя Великий четверг считается праздничным днем — как день установления таинства Евхаристии — он уже непосредственно вводит христиан в период страданий Христа, в скорбную Великую пятницу.
"Поэтому, причастившись, нужно думать об искупительном подвиге Иисуса Христа, мысленно готовиться к тому, что Христос умирает за нас на Кресте, а не тратить это время на то, что, к сожалению, часто привлекает наше внимание: какие-то приготовления трапез, бытовые вопросы и так далее. Безусловно, это все есть, и, наверное, без этого нельзя, но это не должно занимать наши мысли, наше внимание, нашу волю и наши силы. Наши мысли должны оставаться совершенно с другим", — подчеркивает епископ Сильвестр.
Богослужение в храме Христа Спасителя
"Бог не нажимает клавишу Reset": в чем смысл Страстных дней перед Пасхой

Умовение ног

Помимо Тайной вечери и предательства Иуды, в Великий четверг во время богослужения вспоминаются и другие важнейшие события из последних дней земной жизни Иисуса Христа, в том числе омовение ног 12-ти ученикам и молитва в Гефсиманском саду.
Умовение ног ближайшим ученикам Иисус совершил на Тайной вечери. В древности на Востоке был обычай перед ужином снимать обувь и мыть ноги, поскольку люди ходили в сандалиях или вообще босиком. Обыкновенно хозяевам это делали слуги или рабы.
Во время трапезы между учениками Христа произошел спор, кто из них "должен почитаться бОльшим", и, вероятно, это и послужило поводом к дальнейшим действиям Спасителя. Умыв ноги всем апостолам, Он показал им наглядный пример смирения и взаимной любви.
"Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам", — сказал при этом Христос.
Апостолы это запомнили. Позднее умовение ног в Церкви превратилось в особый богослужебный обряд. Он возник в Иерусалиме примерно в VI веке и до сих пор совершается Иерусалимским патриархом на площади у храма Гроба Господня.
Патриаршее служение в Великий Четверг в Храме Христа Спасителя. Архивное фото
Великий четверг у православных: умовение ног и Страсти Христовы
Чин умовения ног также вошел в богослужебную практику ряда поместных церквей, в частности Русской. Его принято совершать во время архиерейской службы, хотя он не обязателен. Так, в практике РПЦ в XX веке обряд вышел из употребления и был возрожден патриархом Кириллом в 2009 году.
Теперь в Великий четверг предстоятель Русской церкви регулярно совершает чин умовения ног 12-ти священнослужителям. Происходит это в главном кафедральном соборе столицы — храме Христа Спасителя по окончании утренней Божественной литургии. Этот же обряд совершается при архиерейском служении и в других кафедральных соборах, а также в некоторых монастырях.
"Конечно, Господь имел в виду не просто подражание в данном конкретном случае — чтобы всегда на Пасхальной трапезе предстоятель умывал ноги, но в более глубоком смысле — чтобы мы, принявшие на себя обязательства быть Его учениками, помнили, что наша главная задача — служить другим людям. И образ Христа, умывающего ноги ученикам, помогает нам с вами понять весь смысл христианской веры, согласно которой человек призван не возвышать себя, не господствовать над другими, но служить в меру своих талантов и в соответствии с тем положением, которое Бог ему определил", — говорил патриарх Кирилл в одной из проповедей.
Еще одно значение этого акта Христа — показать, что "каждая человеческая личность имеет особую ценность пред лицем Божиим".
Храм Христа Спасителя в Москве
Патриарх Кирилл раздаст верующим Благодатный огонь в храме Христа Спасителя

Тайны мироварения

В этом году в Великий четверг в главном кафедральном соборе Москвы будет совершен еще один важный чин — патриарх освятит святое миро. Перед этим в специальных сосудах его доставят из Донского монастыря, где находится действующая мироварница.
Миро в православии — святыня, оно хранится в алтаре и используется для помазания после таинства крещения, а также при освящении новых престолов, чтобы в храмах могла совершаться Божественная литургия. "Как рождение нового человека в Церкви — его крещение, так и рождение нового храма символически связаны с чином миропомазания", — пояснил РИА Новости пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.
Тем не менее миропомазание известно еще с ветхозаветных времен: миром помазывались пророки, первосвященники и цари, что придавало им особый духовный авторитет.
Чин мироварения патриарх совершает по мере необходимости, не каждый год. Готовится миро с понедельника по среду на Страстной неделе, все это время рядом с мироваренной печью непрерывно читается Евангелие. А предварительное приготовление необходимых веществ начинается еще за три недели до этого, на Крестопоклонной седмице Великого поста.
Патриарх Кирилл совершает молебен на начало чина мироварения в Донском монастыре. Архивеное фото
Патриарх Кирилл совершил молебен на начало чина мироварения
По словам Волкова, состав мира держится "в строжайшем секрете". Известны лишь базовые ингредиенты: чистое оливковое масло, белое виноградное вино, ладан, благовония, различные травы.
"Однако их соотношение не раскрываются — чтобы невозможно было повторить этот процесс где бы то ни было. Потому что миро — это такая печать Церкви, свидетельство подлинности таинств и подтверждение благодатности и каноничности их совершителя — того или иного священника", — уточняет Волков.
Причем обязательный ингредиент — немного древнего мира. Его берут из специального сосуда, а недостаток в нем восполняется затем новым миром. В этом в Церкви видят "символ непрерывности действия благодати Святого Духа". После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям. Также миро хранится в патриаршей резиденции.
Протоиерей Павел Великанов
В РПЦ возродят известный верующим богословский портал
До революции ингредиенты для мироварения поставляли аптеки, а само миро готовилось в Крестовой (Мироваренной) палате бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле. В ранние советские годы миро было запрещено и варилось тайно. После Великой Отечественной войны мироварение разрешили, нужные же компоненты тогда помогали получать из-за границы власти через Совет по делам религий.
Мироваренный котел вмещает 280 литров. Чтобы получить миро для своей епархии, правящий архиерей лично пишет прошение на имя предстоятеля. Со времен патриарха Пимена норма выдачи мира в епархию — пять миллилитров на один храм в год.
"Миром помазывается каждый человек после погружения в купель Крещения; миром мы, подобно маслине, привитой к плодоносному древу, прививаемся к потоку Божественной благодати; через миро дар Святого Духа, врученный Церкви в день Пятидесятницы, простирается на каждого человека, кто был этим миром помазан", — говорит патриарх Кирилл.
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала