Традиции первого космодрома планеты - РИА Новости, 03.03.2020
Традиции первого космодрома планеты
Традиции сопровождают людей повсюду. Они очень сильны в воинских коллективах, среди летчиков и, конечно, не могли обойти стороной и первый космодром планеты -... РИА Новости, 03.03.2020
МОСКВА, 12 апр – РИА Новости. Традиции сопровождают людей повсюду. Они очень сильны в воинских коллективах, среди летчиков и, конечно, не могли обойти стороной и первый космодром планеты - Байконур. Они зарождались в казахской степи тогда, когда до космоса оставалось "рукой подать", некоторые сохранились до наших дней, какие-то ушли в прошлое, одни получили известность, а о других знали очень немногие.В бывших и нынешних традициях Байконура, в просторечии называемого "Байк", разобрался журналист РИА Новости.Пройти за ракетойБайконур строился как ракетный полигон, и для его формирования были направлены специалисты-ракетчики с полигона Капустин Яр, а также офицеры всех родов войск. Каждый привез на "Полигон номер 5", так тогда обозначался будущий космодром в официальных документах, что-то из традиций своей предыдущей службы.Когда в 1957-м году на стартовый комплекс везли первую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, главный конструктор Сергей Королёв прошагал впереди неё по рельсам всю дорогу. Сопровождать ракету было обычным делом для Капустина Яра, и Королёв решил не нарушать заведённый порядок. Следом за ним шли ещё несколько руководителей.В последующем Королёв постоянно сопровождал ракету хотя бы часть пути. Эта традиция жива и сейчас, но сопровождает ракету или встречает её на стартовом комплексе руководитель пускового расчёта – так называемый "стреляющий", который поворачивает ключ "на старт".Не бритьсяВо второй половине 1950-х в составе расчёта было немало ветеранов Великой Отечественной войны. Пуски ракет они воспринимали как боевую работу, а на войне бриться перед боем считалось плохой приметой, поэтому на космодроме они тоже не брились от вывоза ракеты до её пуска.Эта традиция получила широкое распространение, и стартовые дни были единственными на космодроме, когда ни один командир не мог отправить подчинённого бриться.Сейчас борода и щетина воспринимаются как модный тренд, а в советские времена к ношению усов и бороды подход был жёстким. Так что Байконур был единственной ракетной армией в составе Советской армии, где солдаты могли по несколько дней не бриться. Эта традиция соблюдается многими испытателями до сих пор.Ровно в семьДля каждой стартовой площадки установлено своё время начала вывоза ракеты на стартовый комплекс. На первую площадку ("Гагаринский старт") ракету "Союз" начинают вывозить ровно в 7 часов утра по местному времени. На 31-ю площадку вывоз того же "Союза" начинается в 7.30, поскольку расстояние до нее от монтажно-испытательного корпуса составляет всего полкилометра.Изначально в основу определения начала вывоза ракеты была положена рациональная идея – за светлое время суток выполнить положенные работы первого стартового дня. Но когда в конце 1990-х сборку ракеты "Союз" перенесли со второй площадки Байконура на 112-ю, время вывоза ракеты до "Гагаринского старта" выросло до двух часов.Вместо того, чтобы начинать вывоз ракеты пораньше, было принято решение сохранить традицию. Поэтому до сих пор ворота монтажно-испытательного корпуса открываются для вывоза "Союза" в 7 утра по местному времени.БункерЗа полчаса до старта ракеты "Союз" все специалисты занимают свои места в бункере, откуда ведется управление пусковыми работами. Помимо тех, кто сидит за пультами, в бункере находятся конструкторы систем ракеты-носителя и наземного комплекса управления, представители предприятий-изготовителей космической техники.Места всех присутствующих жёстко распределены – пространства в бункере пуска немного, и необходимые специалисты плотно стоят друг к другу. Если кто-то выбывает, его место "по наследству" переходит к человеку, принявшему должность.Когда в начале двухтысячных стартовый комплекс на площадке 31 космодрома Байконур переоборудовали под пуски ракет "Союз-2" с цифровой системой управления, громоздкие пульты в бункере пуска сменили на компактные компьютеры. Места стало гораздо больше, но среди присутствующих в бункере в первый раз возникла небольшая заминка: "Где теперь стоять?"На определение новой расстановки потратили несколько минут. С тех пор эти места также закреплены за конкретными людьми.Протоновский пловВ 1960-х годах Байконур бурно строится, начинаются пуски ракет "Протон" и "Циклон". Сразу сложилась традиция вывозить "Протон" на стартовый комплекс в 6.30 по местному времени и готовить "протоновский плов".Ракета была огромной по тогдашним масштабам, с длительным циклом подготовки к пуску и токсичными компонентами топлива. В пусковой день после заправки ракеты и перед проведением заключительной подготовки, чтобы накормить солдат, стали делать большой казан плова.С той поры прошли десятки лет, но в стартовый день повара готовят "протоновский плов", и сотрудники обедают, уходя после этого на работу.Три формыНе менее интересны были и традиции испытательного полка, запускавшего ракету "Циклон-2" и готовившего спутники для неё.В этой части солдаты носили форму трёх видов Вооруженных сил СССР. Группа, готовившая спутники морской разведки "УС", была одета в морскую форму. Группа, испытывавшая спутники-перехватчики "ИС", носила форму ВВС. Ракетчики, испытывавшие ракету "Циклон-2", ходили в форме Ракетных войск стратегического назначения.Офицеров в эту часть направляли из соответствующих видов Вооружённых сил. Традиции части и испытательных групп, их строевые песни и армейский сленг составляли причудливую смесь из обычаев трех видов Советской армии.Ночная ракета"Циклон-2" была уникальной ракетой - все 106 ее пусков были успешными. Сверхсекретная программа пусков породила специфический график подготовки к старту. Ракету вывозили на стартовый комплекс вечером, за ночь готовили, а к утру можно было проводить сам пуск.Работа в ночи позволяла избегать назойливых "глаз" оптических спутников "вероятного противника". Такой график стал традицией, и даже появление радиолокационных спутников, способных "видеть" в любое время суток и при любых погодных условиях, ничего не изменило в привычном расписании работы – ракету готовили по ночам.В начале 2006 года, когда стало ясно, что предстоит последний пуск ракеты "Циклон-2", пресс-служба "Роскосмоса" и космодрома попросили госкомиссию вывезти ракету в светлое время суток, чтобы этот процесс можно было снять. Члены госкомиссии и технические руководители были не против, но им пришлось трижды обсуждать этот вопрос, прежде чем они решились пойти на нарушение традиции.Встречи до полетаС появлением пилотируемой космонавтики традиции Байконура получили космическое ускорение. Главным лозунгом для космонавтов стало – "должно быть, как всегда".Накануне полета Юрия Гагарина на стартовом комплексе была проведена встреча пускового расчёта с будущим космонавтом. Тогда, в 1961 году, впервые за короткую историю полигона к 12 апреля расцвели тюльпаны, и букеты степных цветов женщины войсковой части подарили космонавтам.На долгие годы встреча стартующего экипажа с боевым расчётом стала традиционной. В конце 1970-х её перенесли - сроки полётов увеличивались, и было решено не тратить драгоценное время космонавта на встречу с людьми, которые к тому же могли болеть и передать простуду космонавту.Тогда экипаж стал приезжать на встречу с пусковым расчётом после завершения полёта. Сейчас эта традиция поддерживается в виде посещения экипажами музея космодрома, где они дарят байконурцам сувениры, а в ответ получают подарки от космодрома и копии стартовых ключей от Ракетно-космической корпорации "Энергия" (производитель космических кораблей "Союз" и "Прогресс", первоначальный разработчик ракет "Союз").Правильная кроватьВ ночь с 11 на 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин спал в домике на второй площадке космодрома. На соседней кровати эту ночь провёл Герман Титов.В августе, перед полётом на "Востоке-2", Титов лег спать на "гагаринскую" кровать, а на соседней спал дублёр.Для всех полётов "Востоков" эта традиция была неизменной, а у экипажей "Восходов" (многоместная модификация "Востока") кровать Гагарина отдавалась командиру экипажа.Сходить на колесоЕще одна традиция возникла из чисто физиологических человеческих потребностей. Юрия Гагарина 12 апреля подняли в 5.30 утра. Переезд в монтажно-испытательный корпус, завтрак, проверка состояния организма, надевание скафандра.Около 7 утра автобус из монтажного корпуса направляется к стартовой площадке. И тут Гагарин попросил остановить автобус и дать ему возможность помочиться на колесо автобуса. Короткая остановка, расшнуровка скафандра, обратная зашнуровка - и автобус вновь двинулся в сторону "старта".Полёт был рассчитан на полтора часа, но в корабле "Восток" ассенизационного устройства не было. После штатной посадки дальнейший график был непредсказуем. В случае несрабатывания тормозного двигателя на "Востоке" полёт Гагарина должен был продлиться около суток до момента торможения корабля об атмосферу. Как бы то ни было, традиция появилась и соблюдается до сих пор.Первое ускорениеКосмонавтов на стартовом комплексе для посадки в корабль всегда бережно ведут под руки сопровождающие – шлем скафандра сужает обзор, да и сам скафандр – не самая лучшая одежда для прогулки по земле. На стартовом комплексе есть технологические выступы и неровности, и космонавтов мимо них заботливо обводят.Когда экипаж оказывается у лестницы, ведущей к ракете, один из сопровождающих даёт каждому члену экипажа лёгкий шлепок ниже спины. Этот шлепок получил название "первое ускорение" и является одним из видов пожелания удачи.Космическая аллеяГагарин заложил основу еще одной традиции космодрома. К началу полётов кораблей "Союз" в городе Байконур (тогда он назывался Ленинск) построили гостиницу для космонавтов, а рядом заложили парк. Первый космонавт посадил в этом парке карагач, и с тех пор "космическая аллея" увеличивается каждый год.Вначале космонавты сажали деревья после полёта, а в 1990-е годы стали сажать их перед стартом. Поскольку полеты космических кораблей назначаются и на зимние месяцы, то и посадка деревьев тоже происходит в любой сезон.В 2018 году иностранные участники экипажа корабля "Союз МС-11" канадец Давид Сен-Жак и американка Энн МакКлейн сажали свои деревья 27 ноября 2018 года. Конечно, помощь им оказал командир экипажа Олег Кононенко, посадивший свое дерево на этой аллее ещё в 2008 году. Сейчас "крайним" деревом на этой аллее является карагач, посаженный Кристиной Кук 7 марта 2019 года.Уже в июле аллея должна пополниться ещё одним саженцем – в космос впервые стартует американец Эндрю Морган, и тогда его дерево станет "крайним" - именно "крайним", так как космические традиции запрещают употреблять слово "последний" в отношении чего бы то ни было.Белое солнце пустыниТрадиция просмотра экипажем в канун пуска фильма "Белое солнце пустыни" родилась в один из самых тяжёлых периодов отечественной космонавтики.В 1971 году погиб экипаж корабля "Союз-11" - космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Больше года специалисты дорабатывали корабль и испытывали скафандры. Осенью 1973 года экипаж Василия Лазарева и Олега Макарова должен был отправиться в полёт.Чтобы поднять настроение экипажа, им предложили посмотреть только вышедший на экраны страны фильм "Белое солнце пустыни". Фильм понравился. Следующий экипаж попросил, чтобы было "как всегда", и с того времени Фёдор Сухов, Павел Верещагин и красноармеец Петруха провожают в полёт все экипажи.Трава у домаЕщё в полёт космонавтов провожает песня "Трава у дома". Под этот космический хит экипажи много лет выходят из гостиницы в день пуска и садятся в автобусы, чтобы поехать на космодром.Весь завершающий этап подготовки к пуску в Звездном городке и на Байконуре не только расписан по минутам, но еще и по категориям "сделать обязательно" и "делать ни в коем случае нельзя".Так, 24 октября с Байконура пуски не проводят после двух катастроф, случившихся на космодроме в этот день в 1960 и 1963 годах. Церемония проводов в Звездном городке, перелёт на Байконур двумя самолётами, церемония встречи в аэропорту Байконура, хлеб-соль экипажу от персонала гостиницы, передвижение по космодрому на двух автобусах – "Звёздный" и "Байконур", сувениры – индикаторы невесомости, размещаемые в кабине корабля - всё это давно превратилось в традиции.Конечно, постепенно что-то отмирает, появляются новые традиции, и этот процесс будет продолжаться, пока существует космодром и есть опасная, но очень интересная профессия - космонавт.
МОСКВА, 12 апр – РИА Новости. Традиции сопровождают людей повсюду. Они очень сильны в воинских коллективах, среди летчиков и, конечно, не могли обойти стороной и первый космодром планеты - Байконур. Они зарождались в казахской степи тогда, когда до космоса оставалось "рукой подать", некоторые сохранились до наших дней, какие-то ушли в прошлое, одни получили известность, а о других знали очень немногие.
В бывших и нынешних традициях Байконура, в просторечии называемого "Байк", разобрался журналист РИА Новости.
Байконур строился как ракетный полигон, и для его формирования были направлены специалисты-ракетчики с полигона Капустин Яр, а также офицеры всех родов войск. Каждый привез на "Полигон номер 5", так тогда обозначался будущий космодром в официальных документах, что-то из традиций своей предыдущей службы.
Когда в 1957-м году на стартовый комплекс везли первую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, главный конструктор Сергей Королёв прошагал впереди неё по рельсам всю дорогу. Сопровождать ракету было обычным делом для Капустина Яра, и Королёв решил не нарушать заведённый порядок. Следом за ним шли ещё несколько руководителей.
В последующем Королёв постоянно сопровождал ракету хотя бы часть пути. Эта традиция жива и сейчас, но сопровождает ракету или встречает её на стартовом комплексе руководитель пускового расчёта – так называемый "стреляющий", который поворачивает ключ "на старт".
Не бриться
Во второй половине 1950-х в составе расчёта было немало ветеранов Великой Отечественной войны. Пуски ракет они воспринимали как боевую работу, а на войне бриться перед боем считалось плохой приметой, поэтому на космодроме они тоже не брились от вывоза ракеты до её пуска.
Эта традиция получила широкое распространение, и стартовые дни были единственными на космодроме, когда ни один командир не мог отправить подчинённого бриться.
Сейчас борода и щетина воспринимаются как модный тренд, а в советские времена к ношению усов и бороды подход был жёстким. Так что Байконур был единственной ракетной армией в составе Советской армии, где солдаты могли по несколько дней не бриться. Эта традиция соблюдается многими испытателями до сих пор.
Для каждой стартовой площадки установлено своё время начала вывоза ракеты на стартовый комплекс. На первую площадку ("Гагаринский старт") ракету "Союз" начинают вывозить ровно в 7 часов утра по местному времени. На 31-ю площадку вывоз того же "Союза" начинается в 7.30, поскольку расстояние до нее от монтажно-испытательного корпуса составляет всего полкилометра.
Изначально в основу определения начала вывоза ракеты была положена рациональная идея – за светлое время суток выполнить положенные работы первого стартового дня. Но когда в конце 1990-х сборку ракеты "Союз" перенесли со второй площадки Байконура на 112-ю, время вывоза ракеты до "Гагаринского старта" выросло до двух часов.
Вместо того, чтобы начинать вывоз ракеты пораньше, было принято решение сохранить традицию. Поэтому до сих пор ворота монтажно-испытательного корпуса открываются для вывоза "Союза" в 7 утра по местному времени.
За полчаса до старта ракеты "Союз" все специалисты занимают свои места в бункере, откуда ведется управление пусковыми работами. Помимо тех, кто сидит за пультами, в бункере находятся конструкторы систем ракеты-носителя и наземного комплекса управления, представители предприятий-изготовителей космической техники.
Места всех присутствующих жёстко распределены – пространства в бункере пуска немного, и необходимые специалисты плотно стоят друг к другу. Если кто-то выбывает, его место "по наследству" переходит к человеку, принявшему должность.
Когда в начале двухтысячных стартовый комплекс на площадке 31 космодрома Байконур переоборудовали под пуски ракет "Союз-2" с цифровой системой управления, громоздкие пульты в бункере пуска сменили на компактные компьютеры. Места стало гораздо больше, но среди присутствующих в бункере в первый раз возникла небольшая заминка: "Где теперь стоять?"
На определение новой расстановки потратили несколько минут. С тех пор эти места также закреплены за конкретными людьми.
В 1960-х годах Байконур бурно строится, начинаются пуски ракет "Протон" и "Циклон". Сразу сложилась традиция вывозить "Протон" на стартовый комплекс в 6.30 по местному времени и готовить "протоновский плов".
Ракета была огромной по тогдашним масштабам, с длительным циклом подготовки к пуску и токсичными компонентами топлива. В пусковой день после заправки ракеты и перед проведением заключительной подготовки, чтобы накормить солдат, стали делать большой казан плова.
С той поры прошли десятки лет, но в стартовый день повара готовят "протоновский плов", и сотрудники обедают, уходя после этого на работу.
Не менее интересны были и традиции испытательного полка, запускавшего ракету "Циклон-2" и готовившего спутники для неё.
В этой части солдаты носили форму трёх видов Вооруженных сил СССР. Группа, готовившая спутники морской разведки "УС", была одета в морскую форму. Группа, испытывавшая спутники-перехватчики "ИС", носила форму ВВС. Ракетчики, испытывавшие ракету "Циклон-2", ходили в форме Ракетных войск стратегического назначения.
Офицеров в эту часть направляли из соответствующих видов Вооружённых сил. Традиции части и испытательных групп, их строевые песни и армейский сленг составляли причудливую смесь из обычаев трех видов Советской армии.
"Циклон-2" была уникальной ракетой - все 106 ее пусков были успешными. Сверхсекретная программа пусков породила специфический график подготовки к старту. Ракету вывозили на стартовый комплекс вечером, за ночь готовили, а к утру можно было проводить сам пуск.
Работа в ночи позволяла избегать назойливых "глаз" оптических спутников "вероятного противника". Такой график стал традицией, и даже появление радиолокационных спутников, способных "видеть" в любое время суток и при любых погодных условиях, ничего не изменило в привычном расписании работы – ракету готовили по ночам.
В начале 2006 года, когда стало ясно, что предстоит последний пуск ракеты "Циклон-2", пресс-служба "Роскосмоса" и космодрома попросили госкомиссию вывезти ракету в светлое время суток, чтобы этот процесс можно было снять. Члены госкомиссии и технические руководители были не против, но им пришлось трижды обсуждать этот вопрос, прежде чем они решились пойти на нарушение традиции.
С появлением пилотируемой космонавтики традиции Байконура получили космическое ускорение. Главным лозунгом для космонавтов стало – "должно быть, как всегда".
Накануне полета Юрия Гагарина на стартовом комплексе была проведена встреча пускового расчёта с будущим космонавтом. Тогда, в 1961 году, впервые за короткую историю полигона к 12 апреля расцвели тюльпаны, и букеты степных цветов женщины войсковой части подарили космонавтам.
На долгие годы встреча стартующего экипажа с боевым расчётом стала традиционной. В конце 1970-х её перенесли - сроки полётов увеличивались, и было решено не тратить драгоценное время космонавта на встречу с людьми, которые к тому же могли болеть и передать простуду космонавту.
Тогда экипаж стал приезжать на встречу с пусковым расчётом после завершения полёта. Сейчас эта традиция поддерживается в виде посещения экипажами музея космодрома, где они дарят байконурцам сувениры, а в ответ получают подарки от космодрома и копии стартовых ключей от Ракетно-космической корпорации "Энергия" (производитель космических кораблей "Союз" и "Прогресс", первоначальный разработчик ракет "Союз").
В ночь с 11 на 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин спал в домике на второй площадке космодрома. На соседней кровати эту ночь провёл Герман Титов.
В августе, перед полётом на "Востоке-2", Титов лег спать на "гагаринскую" кровать, а на соседней спал дублёр.
Для всех полётов "Востоков" эта традиция была неизменной, а у экипажей "Восходов" (многоместная модификация "Востока") кровать Гагарина отдавалась командиру экипажа.
Еще одна традиция возникла из чисто физиологических человеческих потребностей. Юрия Гагарина 12 апреля подняли в 5.30 утра. Переезд в монтажно-испытательный корпус, завтрак, проверка состояния организма, надевание скафандра.
Около 7 утра автобус из монтажного корпуса направляется к стартовой площадке. И тут Гагарин попросил остановить автобус и дать ему возможность помочиться на колесо автобуса. Короткая остановка, расшнуровка скафандра, обратная зашнуровка - и автобус вновь двинулся в сторону "старта".
Полёт был рассчитан на полтора часа, но в корабле "Восток" ассенизационного устройства не было. После штатной посадки дальнейший график был непредсказуем. В случае несрабатывания тормозного двигателя на "Востоке" полёт Гагарина должен был продлиться около суток до момента торможения корабля об атмосферу. Как бы то ни было, традиция появилась и соблюдается до сих пор.
Космонавтов на стартовом комплексе для посадки в корабль всегда бережно ведут под руки сопровождающие – шлем скафандра сужает обзор, да и сам скафандр – не самая лучшая одежда для прогулки по земле. На стартовом комплексе есть технологические выступы и неровности, и космонавтов мимо них заботливо обводят.
Когда экипаж оказывается у лестницы, ведущей к ракете, один из сопровождающих даёт каждому члену экипажа лёгкий шлепок ниже спины. Этот шлепок получил название "первое ускорение" и является одним из видов пожелания удачи.
В 9:22 радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия. Через пять минут шифровка ушла в Пентагон.
В 9:22 радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия. Через пять минут шифровка ушла в Пентагон.
В 9:22 радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия. Через пять минут шифровка ушла в Пентагон.
Гагарин заложил основу еще одной традиции космодрома. К началу полётов кораблей "Союз" в городе Байконур (тогда он назывался Ленинск) построили гостиницу для космонавтов, а рядом заложили парк. Первый космонавт посадил в этом парке карагач, и с тех пор "космическая аллея" увеличивается каждый год.
Вначале космонавты сажали деревья после полёта, а в 1990-е годы стали сажать их перед стартом. Поскольку полеты космических кораблей назначаются и на зимние месяцы, то и посадка деревьев тоже происходит в любой сезон.
В 2018 году иностранные участники экипажа корабля "Союз МС-11" канадец Давид Сен-Жак и американка Энн МакКлейн сажали свои деревья 27 ноября 2018 года. Конечно, помощь им оказал командир экипажа Олег Кононенко, посадивший свое дерево на этой аллее ещё в 2008 году. Сейчас "крайним" деревом на этой аллее является карагач, посаженный Кристиной Кук 7 марта 2019 года.
Уже в июле аллея должна пополниться ещё одним саженцем – в космос впервые стартует американец Эндрю Морган, и тогда его дерево станет "крайним" - именно "крайним", так как космические традиции запрещают употреблять слово "последний" в отношении чего бы то ни было.
Традиция просмотра экипажем в канун пуска фильма "Белое солнце пустыни" родилась в один из самых тяжёлых периодов отечественной космонавтики.
В 1971 году погиб экипаж корабля "Союз-11" - космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Больше года специалисты дорабатывали корабль и испытывали скафандры. Осенью 1973 года экипаж Василия Лазарева и Олега Макарова должен был отправиться в полёт.
Чтобы поднять настроение экипажа, им предложили посмотреть только вышедший на экраны страны фильм "Белое солнце пустыни". Фильм понравился. Следующий экипаж попросил, чтобы было "как всегда", и с того времени Фёдор Сухов, Павел Верещагин и красноармеец Петруха провожают в полёт все экипажи.
Ещё в полёт космонавтов провожает песня "Трава у дома". Под этот космический хит экипажи много лет выходят из гостиницы в день пуска и садятся в автобусы, чтобы поехать на космодром.
Весь завершающий этап подготовки к пуску в Звездном городке и на Байконуре не только расписан по минутам, но еще и по категориям "сделать обязательно" и "делать ни в коем случае нельзя".
Так, 24 октября с Байконура пуски не проводят после двух катастроф, случившихся на космодроме в этот день в 1960 и 1963 годах. Церемония проводов в Звездном городке, перелёт на Байконур двумя самолётами, церемония встречи в аэропорту Байконура, хлеб-соль экипажу от персонала гостиницы, передвижение по космодрому на двух автобусах – "Звёздный" и "Байконур", сувениры – индикаторы невесомости, размещаемые в кабине корабля - всё это давно превратилось в традиции.
Конечно, постепенно что-то отмирает, появляются новые традиции, и этот процесс будет продолжаться, пока существует космодром и есть опасная, но очень интересная профессия - космонавт.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.