Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

"Вас посадят". Как художники Комар и Меламид высмеивали советскую власть

© Предоставлено пресс-службой ММОМАПортрет отца. 1973. Государственная Третьяковская галерея
Портрет отца. 1973. Государственная Третьяковская галерея
МОСКВА, 26 мар — РИА Новости, Анна Кочарова. Двойной автопортрет в облике пионеров, универсальный лозунг, где вместо букв пустые клеточки, — в Московском музее современного искусства открылась выставка Виталия Комара и Александра Меламида, основателей соц-арта. Тридцать лет, с 1972 по 2004 год, они работали вместе, создавая произведения, пародирующие официальную пропаганду. В конце 1970-х эмигрировали в США, где и живут по сей день. Их работы находятся в лучших музейных коллекциях и частных собраниях. В интервью РИА Новости художники рассказали о том, как возник соц-арт.

Кто такой "Комар и Меламид"

Виталий Комар: Мы с моим другом Аликом придумали персонаж "Комар и Меламид", который с 1972 по 2003 год сделал очень много работ. В русской культуре есть подобные авторы — вы ведь знаете Козьму Пруткова. "Комар и Меламид" — наш современник. В какой-то степени это два зеркала, поставленные друг напротив друга, создающие очень сложные многомерные отражения и Алика, и меня. Это собирательный персонаж, в котором есть и черты других знакомым нам людей. У каждого человека довольно много проекций и идентификаций. Наш персонаж тоже многогранный.

Как появился соц-арт

© Предоставлено пресс-службой ММОМАИдеальный лозунг. 1984. Собрание Антонио Пикколи
Идеальный лозунг. 1984. Собрание Антонио Пикколи
Идеальный лозунг. 1984. Собрание Антонио Пикколи
Виталий Комар: В 1967 году мы с Аликом окончили Строгановское училище. Это был юбилейный год советской власти — 50 лет. Государство не поскупилось и отпустило огромные средства художникам-оформителям.

Улицы были полны лозунгов, портретов вождей, героев. Нас всегда окружала эта пропаганда, но такой интенсивности я еще не видел. Портреты Ленина висели даже в парикмахерских, хотя он не был обладателем пышной шевелюры. Все это производило впечатление.

В 1968-м власть отмечала юбилей Красной армии. И опять все покрылось этими красными лозунгами. Дальше — больше. Начались "барабанные годы" — каждый год какие-то даты.
Мы с Аликом, как и многие наши друзья, которых называли неофициальными художниками, старались избегать халтур, то есть работы ради денег. Но в 1972-м нам предложили оформить пионерский лагерь к 50-летию этой организации. Мы осмотрели территорию, сделали эскизы, и их утвердили.
Репродукция картины Ильи Репина Бурлаки на Волге
Не жалейте "Бурлаков на Волге": как смотреть самую ожидаемую выставку года
Это была одна из самых холодных зим. В пионерском лагере в двух часах езды от Москвы мы часто оставались ночевать, чтобы утром продолжать работу. Спали в неотапливаемом дощатом клубе, который продувался насквозь.
И вот как-то раз, вечером перед сном, мы задались вопросом: что, если бы был человек, который делал бы это не как халтуру, а как крик души? Стали выстраивать персонаж, изображающий в стилистике наглядной агитации жену, родных, детей. Это выворачивало наизнанку все взаимоотношения официального и неофициального искусства.

О работе вдвоем

© Фото : Иван Новиков-Двинский / Пресс-служба ММОМАВыставка Komar & Melamid в ММОМА
Выставка Komar & Melamid в ММОМА
Выставка Komar & Melamid в ММОМА
Александр Меламид: Это же идеологическое искусство, исполнение тут вторично. Главное было придумать, что рисовать. Мы все обсуждали, потом делали набросок. Есть много примеров такой совместной работы: например замечательные советские писатели Ильф и Петров. Можно вспомнить и Кукрыниксов, которые даже оставили книгу мемуаров с неприличным названием "Кукрыниксы втроем".

О неофициальном искусстве

Александр Меламид: Мы были на грани неприятностей, конечно, но нас не трогали. После "Бульдозерной выставки" (мы были одними из организаторов) сидели в квартире у Глезера (Александр Глезер — поэт, журналист, издатель, коллекционер, тоже один из организаторов "Бульдозерной выставки". — Прим. ред.), дом был просто окружен черными "Волгами", и в этот момент было страшно. Думали, это конец. А власти, видимо, решали, что с нами делать.
До отъезда у нас уже прошли две выставки в Нью-Йорке — диссиденты и иностранцы вывозили наши работы, чаще всего дипломатической почтой. Так поступали не только мы. Власть об этом знала, но смотрела сквозь пальцы. Мы вообще сделали кучу работ, но о вечности не думали, часто что-то выкидывали.
© Фото : Иван Новиков-Двинский / Пресс-служба ММОМАВыставка Komar & Melamid в ММОМА
Выставка Komar & Melamid в ММОМА
Выставка Komar & Melamid в ММОМА

О взаимоотношениях с властью

Виталий Комар: Когда мы окончили Строгановку, было ощущение, что придется вести двойную жизнь — что-то делать для заработка, а что-то — для себя, для друзей. Но в какой-то момент я устал бояться. Не перестал, а именно устал. Это произошло как раз, когда начался соц-арт. Нам многие говорили: "Вас посадят".

Ведь по форме это было официальным искусством, а по содержанию — оппозиционным. Это свойство пародии: несоответствие формы и содержания.

Александр Меламид: Соц-арт в каком-то смысле был антиискусством. Что-то подобное делали не только мы, но и на Западе. Там был поп-арт, просто мы о нем не знали.
Мы поняли, что есть определенный стиль — соцреализм, целое художественное направление, очень рассыпчатое, с разными стилями внутри. Мы попытались это сформулировать и (на его основе. — Прим. ред.) создать соц-арт.
© Предоставлено пресс-службой ММОМАХудожник. 1972. Собрание Владимира Петрова
Художник. 1972. Собрание Владимира Петрова
Художник. 1972. Собрание Владимира Петрова
На Западе, кстати, когда говорят "социалистический реализм", очень часто имеют ввиду наши работы, хотя ничего общего с соцреализмом мы не имели! Наше искусство — это вариант поп-арта, отражение той жизни, которая есть.
Поп-арт начался в 1965 году, а мы — в 1972-м, примерно в то же время. Но визуально соц-арт совершенно другой.
Популярные комментарии
В их работах я вижу, что Комар и Меламид занимались высмеиванием, занижением, унижением официальной идеологии Советского Союза, и одновременно они не предлагали ничего лучше, чем официальная идеология. Какая польза от их пародий? Ну сходили с ума 2 художника, не нашли себе достойного занятия, кроме как высмеивать созданное другими людьми.. Что в этом хорошего и полезного? Кто-то подскажет?
26 марта, 12:15
Тошнит от этого убогого пиара антисоветчины. .Именно что "..идеологическое искусство, исполнение тут вторично..."
26 марта, 09:00
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала