Сергей Вазюлин: поведению на железной дороге надо учить наравне с ПДД
© Фото : Пресс-служба ММСУТ СК РоссииРуководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России Сергей Вазюлин
© Фото : Пресс-служба ММСУТ СК России
Читать ria.ru в
Московский транспортный узел — самый загруженный в России, на его долю приходится половина от всех происходящих за год в стране травмирований граждан. О том, что большинство людей гибнет на железной дороге по собственной неосторожности, о расследовании резонансного ЧП с пассажиром, погибшим под колесами самолета в Шереметьево, и о мерах по возврату долгов по зарплате сотрудникам "Трансаэро", в интервью РИА Новости рассказал руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СК России Сергей Вазюлин.
— Сергей Анатольевич, в ноябре прошлого года в Шереметьево произошло неординарное ЧП — самолет смертельно травмировал пассажира, который незаметно пробрался на взлетное поле. Удалось ли следствию установить причины?
— Действительно, в ноябре 2018 года был травмирован гражданин Армении Альберт Епремян на летном поле аэропорта Шереметьево. Нами сразу было возбуждено уголовное дело о нарушении требований в области транспортной безопасности. Следователям в данном случае нужно было расследовать не только сам факт гибели человека от травмирования самолетом, но и вопросы о том, как он оказался на полосе.
Основой версией проникновения Епремяна на летное поле следствие считает нарушения установленных технических регламентов обслуживания пассажиров и оформления багажа со стороны диспетчеров группы регистрации и посадки пассажиров отдела организации пассажирских перевозок департамента по наземному обеспечению перевозок.
Наряду с этим следствие проверяет и другие возможные версии случившегося, но сейчас склоняемся к тому, что за пассажиром элементарно недоглядели. Он вышел из здания аэропорта и должен был сесть в шаттл, но обойдя его, прошел на поле.
Сейчас собираем необходимые доказательства, расследование уголовного дела пока не завершено.
© Фото : Пресс-служба ММСУТ СК РоссииРуководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России Сергей Вазюлин
© Фото : Пресс-служба ММСУТ СК России
Руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России Сергей Вазюлин
— Еще одно резонансное преступление произошло в прошлом году на Курском вокзале в Москве — мужчина без видимого повода ранил ножом двух пассажиров. На какой стадии находится следствие по этому делу?
— Этот случай шокировал не только общество, но и у нас, следователей, вызвал недоумение: откуда столько жестокости по отношению к совершенно посторонним людям, которые не участвовали ни в каких конфликтах, никак не провоцировали обвиняемого? Расследование было поручено следственной группе, в состав которой вошли следователи-криминалисты. Они восстановили все события произошедшего: в ночное время гражданин Грузии в зале ожидания Курского вокзала в Москве подошел к ранее не знакомому молодому парню и без каких-либо причин ударил его ножом в правый бок. Потом он пошел в салон связи, расположенный в том же зале ожидания, где начал бить ножом сотрудницу. Бил в область головы и тела, куда мог дотянуться. Потерпевшие чудом остались живы – вмешались сотрудники полиции, которые сначала оттеснили преступника от жертвы, а потом задержали.
На основании собранных доказательств мужчине предъявлено обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений с использованием оружия и в покушении на убийство из хулиганский побуждений.
В ходе расследования было проведено более тринадцати судебных экспертиз, в том числе стационарная комплексная психолого-психиатрическая судебная экспертиза в отношении обвиняемого, по результатам которой последний признан вменяемым, он понесет ответственность за свои действия.
В настоящее время обвиняемый и защитник уже ознакомились с материалами дела, в ближайшее время оно будет направлено прокурору и в суд для рассмотрения по существу.
Бастрыкин назвал число привлеченных к ответственности за взятки в 2018 году
1 марта 2019, 12:05
— Много ли коррупционных дел расследуют ваши следователи?
— Из порядка двухсот дел, находящихся сейчас в производстве наших следователей, треть — об экономических преступлениях и коррупции. Мы понимаем, что задачи по борьбе с этими преступлениями находятся в центре общественного внимания, потому что коррупционные проявления подрывают экономическую безопасность нашего государства. Рост коррупции негативно сказывается на всех сторонах общественной жизни: дестабилизирует правопорядок, дезорганизует общественные отношения, подрывает доверие к высшим органам государственной власти.
В 2018 году в следственном управлении расследован ряд уголовных дел о преступлениях, совершенных при организации закупочной деятельности. Следственным путем вскрыты значительные злоупотребления и хищения, а также нецелевое использование имущества и бюджетных средств, выделенных РЖД, Центральному таможенному управлению ФТС России, Федеральному казенному учреждению "Главный центр специальных перевозок МВД России", Российской таможенной академии, Московскому государственному техническому университету гражданской авиации.
Немного статистики: в 2018 году в следственном управлении было возбуждено 196 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, большую часть из которых, а именно 157 уголовных дел – о взятках. В 2017 году количество таких дел значительно ниже – возбуждено 157 уголовных дел, из них 122 – по фактам взяточничества.
Размер причиненного коррупционными преступлениями ущерба в 2018 году составил более 375 миллионов рублей. Обеспечено возмещение ущерба на сумму почти 66 миллионов рублей.
Если говорить о суммах взяток, то они зависят от должностного положения лица, которое берет взятку, а также от объема обещаемых к выполнению действий взамен незаконного вознаграждения. Как показывает следственная практика, сумма взятки может варьироваться от нескольких тысяч рублей до десятков и сотен миллионов, у кого какие аппетиты что называется.
— Следственный комитет большое внимание уделяет делам о невыплате зарплат. В частности, у вас в производстве дело о многомиллионной задолженности сотрудникам "Трансаэро". Сколько работников еще не получили свои деньги и какие перспективы их все-таки взыскать?
— Действительно, следственным управлением расследуется уголовное дело по обвинению бывшего генерального директора ОАО "АК "Трансаэро"" и арбитражного управляющего СРО ААУ "Евросиб" в совершении преступлений, предусмотренных статьей 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы), частью 4 статьи 160 УК РФ (присвоение и растрата), частью 2 статьи 201 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Задолженность по обязательным выплатам перед подчиненными ему сотрудниками составила около 677 миллионов рублей.
При активном участии сотрудников следственного управления во взаимодействии с контролирующими и надзорными органами, а также с конкурсным управляющим большая часть задолженности по выплате заработной платы и иных обязательных выплат перед 6 183 сотрудниками авиакомпании "Трансаэро", а именно 670 миллионов рублей, уже погашена. Следствие продолжит эту работу до полного восстановления прав граждан и погашения оставшейся задолженности, осталось выплатить порядка 7,5 миллионов рублей.
СК в 2018 году помог возместить более 2,3 млрд рублей долгов по зарплате
14 января 2019, 19:43
— Какова статистика травматизма на транспорте? Удалось ли добиться снижения смертности?
— Центральный федеральный округ – самый населенный и развитый транспортный регион, что требует от нас постоянного участия в реализации профилактических программ, наряду с задачами расследования.
Согласно статистике, всего на объектах железнодорожного транспорта в 2018 году травмировано 2934 человека (в зоне обслуживания ММСУТ СК РФ 1426 человек), из них 247 несовершеннолетних (в ММСУТ СК РФ — 105 несовершеннолетних). Из приведенных показателей видно, что на Московский транспортный узел приходится наибольшее количество травмирований.
Не может не беспокоить число травмированных детей и подростков — количество таких фактов на территории московского региона в десятки раз превышает показатели других субъектов.
Однако мы проводим профилактическую работу, которая, на наш взгляд, в определенной степени способствует снижению как общего числа травмированных и погибших граждан, так и данного числа среди несовершеннолетних (в 2016 году было травмировано 1579, погибло — 1059, в 2017 году травмировано 1467, погибли 993 человека), в 2018 году — 1426 человек травмировано, 953 погибло. Среди несовершеннолетних в 2016 году было 158 травмированных и 81 погибший, в 2017 году – 131 травмированный и 91 погибший, в 2018 году – 105 травмированных и 58 погибших.
— Какие причины гибели людей на железной дороге?
— Основные причины травмирования людей на железной дороге связаны с нарушением ими элементарных правил безопасного поведения в зоне повышенной опасности, которой является железная дорога. Часто переходят железнодорожные пути в неустановленном месте либо на запрещающий сигнал светофора, отвлекаются на просмотр телефона или слушают музыку в наушниках. Нередко трагедией заканчиваются занятия зацепингом, желание подростков произвести впечатление эффектными фото на подвижном составе, столбах и железнодорожных мостах, которые находятся под высоким электрическим напряжением, и ценой долгожданного селфи в данном случае становится жизнь.
— Много ли случаев травмирования молодых людей из-за экстремального поведения на транспорте?
— В 2018 году на территории России на объектах железнодорожного транспорта травмировано 23 несовершеннолетних в результате занятий зацепингом, из них смертельно 11.
К слову сказать, 19 случаев из общего числа травмированных несовершеннолетних имели место на территории обслуживания Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ. В 2016 году травмировано несовершеннолетних в результате занятия зацепингом — 21, из них смертельно — 7, в 2017 году — 10, из них смертельно – 4.
Конечно, данная статистика не отражает реального количества молодых людей, которые вовлечены в занятие этим опасным развлечением. Потому что признаки травмирования в результате занятия зацепингом не всегда очевидны. Отнести травмирование к зацепингу возможно в случае наличия очевидцев происшествия, сведений о нахождении пострадавшего в соответствующих группах социальных сетей, а также обнаружения на месте происшествия специального оборудования, характерного для занятия зацепингом (перчатки, присоски, страховочные ремни, каски и так далее).
В Москве предложили наказывать блогеров за публикацию опасного контента
3 декабря 2018, 15:15
— Какие меры профилактики экстремального поведения на транспорте подростков уже приняты, какие, на ваш взгляд, еще можно было бы принять?
— Профилактика так называемого непроизводственного травматизма – один из приоритетов нашей деятельности. В этой работе мы стремимся охватить максимальное количество направлений для пропаганды безопасного поведения на объектах транспортной инфраструктуры, что является залогом сохранения жизни и здоровья граждан, в том числе детей.
На постоянной основе я лично и мои заместители при выезде в регионы оперативного обслуживания проводим встречи с администрацией и учащимися учебных заведений, в ходе которых проводим лекции, круглые столы, практические занятия. Стремимся довести как до учащихся, так и до их педагогов информацию о правилах безопасного поведения на объектах транспорта, условиях, при которых чаще всего происходят травмирования, а также об опасности зацепинга. Во время занятий используем подготовленные следственным управлением наглядные материалы.
В обязательном порядке проводим рабочие встречи с властями региона, на которых обсуждаем меры, принимаемые ими во взаимодействии с другими структурами для обеспечения вопросов безопасности на объектах транспорта.
С целью профилактики детского травматизма представители следственного управления совместно с представителями РЖД и городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования города Москвы принимают участие в интеллектуально-профилактической игре "Брейн-Ринг" на тему "Безопасность на транспорте", которая проводится на базе учебных заведений Москвы.
Проведение подобных мероприятий стало доброй традицией, позволяющей через игру привить детям навыки правильного поведения на объектах железнодорожного транспорта, рассказать о последствиях нарушений правил безопасности на объекте повышенной опасности, которым является железная дорога.
Кроме того, в настоящее время мы готовимся принять участие в работе детских советов при уполномоченных по правам ребенка в регионах, водящих в Центральный федеральный округ, а также Санкт-Петербурга, Казани и Крыма.
Считаю, что обучению правилам поведения на железной дороге нужно уделять не меньше внимания, чем изучению правил дорожного движения. Мы планируем разработать соответствующие игровые тесты, которые будем распространять через интернет, в частности через соцсети.
Роскомнадзор заявил о сведении к нулю работы групп о "зацепинге" в Рунете
22 ноября 2018, 12:07