Марта Новакова: Nord Stream-2 выгоден Чехии - РИА Новости, 03.03.2020
Марта Новакова: Nord Stream-2 выгоден Чехии
В среду в Праге состоится заседание российско-чешской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Делегации... РИА Новости, 03.03.2020
В среду в Праге состоится заседание российско-чешской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Делегации возглавляют министры промышленности и торговли России Денис Мантуров и Чехии Марта Новакова. Накануне Марта Новакова в интервью РИА Новости рассказала о том, что ожидает от переговоров, о заинтересованности властей республики в реализации проекта Nord Stream-2 и о перспективах строительства новых энергоблоков на чешских АЭС.— Что вы ждете от заседания МПК? Рассматривали ли вы какие-то новые варианты сотрудничества во время недавней встречи в Казани со своим российским коллегой Денисом Мантуровым?— От заседания МПК мы ждем и новых проектов взаимного сотрудничества, и разрешения некоторых старых проблем. Что касается недавней и первой нашей встречи с министром Мантуровым, то она прошла в дружеской атмосфере и была весьма конструктивной. Мы дискутировали прежде всего о возможности сотрудничества фирм наших двух стран на третьих рынках. Для начала мы хотели бы направить свои усилия на развитие подобного сотрудничества в сфере авиапромышленности, в которой обе наши страны играют значительную роль. — Какие документы вы предполагаете подписать в ходе заседания МПК?— Не думаю, что таких документов будет много, главное, чтобы на деле происходило результативное сотрудничество отдельных госучреждений и предпринимательских субъектов. Предстоящее заседание МПК в определенной степени будет подводить предварительные результаты поездки большой бизнес-делегации, сопровождавшей во время визита в Россию президента республики Милоша Земана в ноябре 2017 года. Мы будем говорить, как реализуются отдельные подписанные тогда проекты и какие у них перспективы. — Как вы оцениваете уровень сотрудничества России и Чехии в 2018 году? Какие возможности существуют для его улучшения? Что мешает дальнейшему росту товарооборота между нашими странами?— Я считаю этот уровень хорошим. Кроме контактов между руководителями фирм и предприятий, важную роль также играет малозаметная, на первый взгляд, но чрезвычайно интенсивная и важная работа, которую проводят Минпромторг, МИД и агентство CzechTrade. Товарооборот в последние годы между нашими странами заметно увеличился, но может расти еще интенсивнее. Думаю, что этому могли бы способствовать, в частности, откладываемые структурные реформы российской экономики. — Заметное негативное влияние на сотрудничество наших стран оказывают антироссийские санкции со стороны Запада. Например, это сказывается на поставках машиностроительных станков, в которых российские предприятия весьма заинтересованы. Однако данное оборудование часто обозначается как "изделия двойного предназначения", что препятствует его поставкам в Россию. Решается ли каким-либо образом данная проблема?— Целый ряд российских предприятий локализовал свое производство, однако продолжает сталкиваться с законодательными неясностями при процессе локализации и связанным с этим значительным бюрократическим бременем. Ситуации, возникшей в этой связи на некоторых чешских предприятиях, мы намерены уделить отдельное внимание на заседании МПК. — В последние годы активно развивается сотрудничество чешских фирм с российскими регионами, многие из них добились успеха путем локализации производства, выражающейся в открытии филиалов предприятий в России. Ожидаете ли вы новых прорывов в этом направлении? Как ваше министерство помогает в этом вопросе фирмам и предприятиям республики?— Я бы здесь выразилась немного осторожно. Да, локализация чешских производств на территории России часто имела успех. Однако в некоторых случаях возникают и проблемы, которые мы должны своевременно решать, если хотим, чтобы в РФ приходили следующие чешские инвесторы. Наше министерство оказывает поддержку фирмам совместно с отдельными представительствами за рубежом на уровне business to government и government to government. На уровне business to business действуют прежде всего такие агентства, как CzechTrade и CzechInvest. Помимо богатого опыта сотрудничества непосредственно со своими коллегами в Москве, наше министерство активно развивает связи с отдельными субъектами в различных регионах России. В частности, у нас налажены хорошие контакты с правительствами Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Свердловской области, Ульяновской области и другими. — В прежние годы одной из серьезных проблем в сотрудничестве наших стран были задержки с российской стороны оплаты исполненных контрактных работ чешских фирм. Как с этим обстоит дело сейчас?— Нам известно о некоторых задолженностях, фиксируемых со стороны ряда чешских финансовых госучреждений и частных фирм, мы работаем над их решением. Но сейчас, по моей информации, подобные проблемы представляют собой скорее исключения из общей ситуации. — Насколько вы удовлетворены ситуацией с поставками в Чехию российского сырья – газа и нефти?— Россия исторически является основным источником поставок этих видов сырья на чешский рынок. Стабильность поставок газа и нефти из РФ я оцениваю как вполне удовлетворительную, в том числе с точки зрения их транспортировки. — А каково отношение чешского правительства к сооружению газопровода Nord Stream-2?— Мы видим определенные позитивные последствия сооружения газопровода Nord Stream-2 для Чехии благодаря связующим проектам, особенно проекта Capacity4Gas. В результате его реализации должна усилиться стратегическая роль нашей страны в международной транспортировке газа, произойдет рост экономики, связанный с масштабным развитием строительных работ в республике, истекающих из реализации проекта Capacity4Gas. По совокупности многих факторов создание газопровода Nord Stream-2 является выгодным для Чехии. Однако наша страна всегда выступала и выступает за то, чтобы и в будущем сохранялся определенный объем поставок газа в Центральную Европу через Украину. Чехия поддерживает происходящие на эту тему переговоры в формате Украина-Россия-Еврокомиссия. — Недавно вы сообщили о том, что правительство республики рассматривает возможные модели финансирования строительства новых энергоблоков на чешских АЭС, после чего в Брюсселе состоятся переговоры на эту тему и лишь затем будет принято решение о проведении тендера на строительство блоков с участием зарубежных фирм. Уже принято решение, сколько конкретно блоков планируется строить и на какой именно из двух АЭС республики? Судя по всему, о тендере будет объявлено не ранее 2020 года?— Государственная энергетическая концепция Чехии предусматривает строительство новых ядерных энергоблоков на территории существующих АЭС общей мощностью до 2500 MW с расчетом на ежегодное производство электроэнергии объемом около 20 TWh на перспективу 2030-2035 годов.Данное строительство актуально в связи с необходимостью постепенной остановки угольных электростанций, а также замены блоков АЭС "Дукованы". Приоритетным является создание двух новых блоков именно на этой станции, поскольку ей в 2035 году исполнится 50 лет. Ближайшим шагом в процессе подготовки строительства нового ядерного источника будет выбор наиболее подходящей инвесторской модели финансирования, что будет сделано в первой половине этого года. Поскольку все реальные инвесторские модели включают в себя некую форму господдержки, то этот вопрос необходимо будет продискутировать, в соответствии с правилами ЕС, с представителями Еврокомиссии. После этого будет рассмотрен вопрос о модели строительства, а именно – будет ли использована модель генподрядчика строительства "под ключ" (engineering, procurement and construction, EPC) или модель разделения строительства на самостоятельные модели, возможно, и иной модели. Лишь после утверждения модели строительства и решения проблемы общественной поддержки может быть начат процесс выбора поставщика технологии, это может произойти, скорее всего, в течение 2020 года. Мы считаем наиболее целесообразным выбор поставщика технологии новых ядерных источников провести на основе модели открытого, транспарентного конкурса, что поможет выбрать наиболее подходящий вариант с точки зрения как технического и экономического решения, так и с точки зрения уровня ядерной безопасности. — В Нижнем Новгороде успешно действует автозавод по производству машин Škoda, изделия которого экспортируются отсюда во многие европейские страны. Планируется дальнейшее расширение сотрудничества наших стран в сфере автопрома. Однако в последнее время некоторые чешские эксперты предупреждают о предстоящем значительном снижении производства автомобилей в Чехии. Как это может повлиять на наше сотрудничество в данной области?— В автомобильной отрасли, как и в некоторых других, начинают реально проявляться все признаки четвертой промышленной революции, включая мощное развитие электромобилей. Также вполне логично, что после нескольких лет высокой конъюнктуры наступает новая фаза развития чешской экономики. Однако я не думаю, что эти факторы могут заметно повлиять на сотрудничество наших стран в сфере автопрома.— Ваши предшественники на министерском посту не раз заявляли о необходимости диверсификации чешского экспорта, который ныне тесно связан со странами ЕС, прежде всего с Германией. Определенные надежды связывались с рынками восточноазиатских стран, а также Ирана. Удалось добиться в этом направлении некоего прогресса?— Да, диверсификация экспорта в регионы вне ЕС остается для нас приоритетной, но это нельзя назвать заменой европейского рынка. Страны ЕС остаются для нас очень важными и стабильными партнерами. Поставки в ЕС в течение последних пяти лет держатся на уровне около 84% от всего объема чешского экспорта.Что касается Ирана, то мы хотим продолжить многолетнюю традицию наших торгово-экономических отношений, которые сейчас, может быть, и не столь быстро, но все-таки постепенно развиваются. При этом мы стремимся придерживаться правил и рекомендаций наших партнеров как в рамках ЕС, так и вне их. С большинством остальных азиатских стран отношения динамично развиваются. Китай с точки зрения товарооборота является нашим крупнейшим партнером после Германии. Недавно состоялся результативный визит нашей делегации во главе с премьером Андреем Бабишем и с моим участием в Сингапур, Таиланд и Индию, главной темой переговоров было именно экономическое сотрудничество. Весьма перспективной мы считаем торговлю со странами Латинской Америки, например, с Бразилией, она возросла в минувшем году на 36%. Нашими приоритетами в экономических отношениях со странами этого региона и далее остаются энергетика, технологии охраны окружающей среды, авиационная и автопромышленность, машиностроение, а также сфера инноваций. — Какую роль в расширении сотрудничества наших стран играют промышленные ярмарки?— Массу интересных впечатлений и немало важных контактов я вынесла из недавнего посещения выставки "Металлообработка-2018" в Казани, где меня сопровождала большая группа чешских предпринимателей. В рамках выставки мы провели Дни Южноморавского края в Татарстане, которые наглядно показали, что такого рода акции надо в будущем проводить чаще. В нынешнем году мы готовим ряд акций для международного авиакосмического салона МАКС-2019 в Москве. А на 2020 год уже договорились, что Россия будет партнерской страной на международной промышленной выставке в Брно, которая является крупнейшей в регионе Восточной Европы. — По известным причинам поток российских туристов в Чехию в последние годы заметно уменьшился, сейчас статистика в этой сфере постепенно улучшается. Как вы воспринимаете ситуацию?— Туристический обмен я считаю одной из самых позитивных тем наших взаимоотношений. В связи с этим я очень рада, что российская сторона согласилась обновить деятельность рабочей группы по туризму в рамках предстоящего заседания МПК.— Вы всю жизнь были заняты в частном секторе, лишь в июне 2018 года впервые стали чиновником. Как ощущаете себя в этой роли? Отличается практика от ваших прежних представлений о деятельности министерства? Ощущаете необходимость перемен в его работе? Какие недостатки в развитии промышленности и торговли в республике видите с этого поста?— Поначалу я отказалась возглавить Минпромторг, согласилась стать министром лишь после повторного предложения. Я в итоге решила, что было бы хорошо, если бы министерство стало больше внимания уделять предпринимателям. Я пришла сюда с поста руководителя Союза торговли и туризма, ранее работала в Экономической палате, поэтому думаю, что хорошо знаю нужды и заботы предпринимателей. Кроме прочего, мне хотелось бы уменьшить лежащее на них бюрократическое бремя, в том числе за счет использования современных информационных технологий. Я сторонник цифровизации экономики, чтобы люди, в том числе предприниматели, не бегали по учреждениям, не теряли свое время в очередях за бумажками, а использовали его для своего непосредственного дела.
В среду в Праге состоится заседание российско-чешской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Делегации возглавляют министры промышленности и торговли России Денис Мантуров и Чехии Марта Новакова. Накануне Марта Новакова в интервью РИА Новости рассказала о том, что ожидает от переговоров, о заинтересованности властей республики в реализации проекта Nord Stream-2 и о перспективах строительства новых энергоблоков на чешских АЭС.
— Что вы ждете от заседания МПК? Рассматривали ли вы какие-то новые варианты сотрудничества во время недавней встречи в Казани со своим российским коллегой Денисом Мантуровым?
— От заседания МПК мы ждем и новых проектов взаимного сотрудничества, и разрешения некоторых старых проблем. Что касается недавней и первой нашей встречи с министром Мантуровым, то она прошла в дружеской атмосфере и была весьма конструктивной. Мы дискутировали прежде всего о возможности сотрудничества фирм наших двух стран на третьих рынках. Для начала мы хотели бы направить свои усилия на развитие подобного сотрудничества в сфере авиапромышленности, в которой обе наши страны играют значительную роль.
— Какие документы вы предполагаете подписать в ходе заседания МПК?
— Не думаю, что таких документов будет много, главное, чтобы на деле происходило результативное сотрудничество отдельных госучреждений и предпринимательских субъектов. Предстоящее заседание МПК в определенной степени будет подводить предварительные результаты поездки большой бизнес-делегации, сопровождавшей во время визита в Россию президента республики Милоша Земана в ноябре 2017 года. Мы будем говорить, как реализуются отдельные подписанные тогда проекты и какие у них перспективы.
— Как вы оцениваете уровень сотрудничества России и Чехии в 2018 году? Какие возможности существуют для его улучшения? Что мешает дальнейшему росту товарооборота между нашими странами?
— Я считаю этот уровень хорошим. Кроме контактов между руководителями фирм и предприятий, важную роль также играет малозаметная, на первый взгляд, но чрезвычайно интенсивная и важная работа, которую проводят Минпромторг, МИД и агентство CzechTrade. Товарооборот в последние годы между нашими странами заметно увеличился, но может расти еще интенсивнее. Думаю, что этому могли бы способствовать, в частности, откладываемые структурные реформы российской экономики.
— Заметное негативное влияние на сотрудничество наших стран оказывают антироссийские санкции со стороны Запада. Например, это сказывается на поставках машиностроительных станков, в которых российские предприятия весьма заинтересованы. Однако данное оборудование часто обозначается как "изделия двойного предназначения", что препятствует его поставкам в Россию. Решается ли каким-либо образом данная проблема?
— Целый ряд российских предприятий локализовал свое производство, однако продолжает сталкиваться с законодательными неясностями при процессе локализации и связанным с этим значительным бюрократическим бременем. Ситуации, возникшей в этой связи на некоторых чешских предприятиях, мы намерены уделить отдельное внимание на заседании МПК.
— В последние годы активно развивается сотрудничество чешских фирм с российскими регионами, многие из них добились успеха путем локализации производства, выражающейся в открытии филиалов предприятий в России. Ожидаете ли вы новых прорывов в этом направлении? Как ваше министерство помогает в этом вопросе фирмам и предприятиям республики?
— Я бы здесь выразилась немного осторожно. Да, локализация чешских производств на территории России часто имела успех. Однако в некоторых случаях возникают и проблемы, которые мы должны своевременно решать, если хотим, чтобы в РФ приходили следующие чешские инвесторы. Наше министерство оказывает поддержку фирмам совместно с отдельными представительствами за рубежом на уровне business to government и government to government. На уровне business to business действуют прежде всего такие агентства, как CzechTrade и CzechInvest.
Помимо богатого опыта сотрудничества непосредственно со своими коллегами в Москве, наше министерство активно развивает связи с отдельными субъектами в различных регионах России. В частности, у нас налажены хорошие контакты с правительствами Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Свердловской области, Ульяновской области и другими.
— В прежние годы одной из серьезных проблем в сотрудничестве наших стран были задержки с российской стороны оплаты исполненных контрактных работ чешских фирм. Как с этим обстоит дело сейчас?
— Нам известно о некоторых задолженностях, фиксируемых со стороны ряда чешских финансовых госучреждений и частных фирм, мы работаем над их решением. Но сейчас, по моей информации, подобные проблемы представляют собой скорее исключения из общей ситуации.
— Насколько вы удовлетворены ситуацией с поставками в Чехию российского сырья – газа и нефти?
— Россия исторически является основным источником поставок этих видов сырья на чешский рынок. Стабильность поставок газа и нефти из РФ я оцениваю как вполне удовлетворительную, в том числе с точки зрения их транспортировки.
— А каково отношение чешского правительства к сооружению газопровода Nord Stream-2?
— Мы видим определенные позитивные последствия сооружения газопровода Nord Stream-2 для Чехии благодаря связующим проектам, особенно проекта Capacity4Gas. В результате его реализации должна усилиться стратегическая роль нашей страны в международной транспортировке газа, произойдет рост экономики, связанный с масштабным развитием строительных работ в республике, истекающих из реализации проекта Capacity4Gas.
По совокупности многих факторов создание газопровода Nord Stream-2 является выгодным для Чехии. Однако наша страна всегда выступала и выступает за то, чтобы и в будущем сохранялся определенный объем поставок газа в Центральную Европу через Украину. Чехия поддерживает происходящие на эту тему переговоры в формате Украина-Россия-Еврокомиссия.
— Недавно вы сообщили о том, что правительство республики рассматривает возможные модели финансирования строительства новых энергоблоков на чешских АЭС, после чего в Брюсселе состоятся переговоры на эту тему и лишь затем будет принято решение о проведении тендера на строительство блоков с участием зарубежных фирм. Уже принято решение, сколько конкретно блоков планируется строить и на какой именно из двух АЭС республики? Судя по всему, о тендере будет объявлено не ранее 2020 года?
— Государственная энергетическая концепция Чехии предусматривает строительство новых ядерных энергоблоков на территории существующих АЭС общей мощностью до 2500 MW с расчетом на ежегодное производство электроэнергии объемом около 20 TWh на перспективу 2030-2035 годов.
Данное строительство актуально в связи с необходимостью постепенной остановки угольных электростанций, а также замены блоков АЭС "Дукованы". Приоритетным является создание двух новых блоков именно на этой станции, поскольку ей в 2035 году исполнится 50 лет.
Ближайшим шагом в процессе подготовки строительства нового ядерного источника будет выбор наиболее подходящей инвесторской модели финансирования, что будет сделано в первой половине этого года. Поскольку все реальные инвесторские модели включают в себя некую форму господдержки, то этот вопрос необходимо будет продискутировать, в соответствии с правилами ЕС, с представителями Еврокомиссии.
После этого будет рассмотрен вопрос о модели строительства, а именно – будет ли использована модель генподрядчика строительства "под ключ" (engineering, procurement and construction, EPC) или модель разделения строительства на самостоятельные модели, возможно, и иной модели. Лишь после утверждения модели строительства и решения проблемы общественной поддержки может быть начат процесс выбора поставщика технологии, это может произойти, скорее всего, в течение 2020 года.
Мы считаем наиболее целесообразным выбор поставщика технологии новых ядерных источников провести на основе модели открытого, транспарентного конкурса, что поможет выбрать наиболее подходящий вариант с точки зрения как технического и экономического решения, так и с точки зрения уровня ядерной безопасности.
— В Нижнем Новгороде успешно действует автозавод по производству машин Škoda, изделия которого экспортируются отсюда во многие европейские страны. Планируется дальнейшее расширение сотрудничества наших стран в сфере автопрома. Однако в последнее время некоторые чешские эксперты предупреждают о предстоящем значительном снижении производства автомобилей в Чехии. Как это может повлиять на наше сотрудничество в данной области?
— В автомобильной отрасли, как и в некоторых других, начинают реально проявляться все признаки четвертой промышленной революции, включая мощное развитие электромобилей. Также вполне логично, что после нескольких лет высокой конъюнктуры наступает новая фаза развития чешской экономики. Однако я не думаю, что эти факторы могут заметно повлиять на сотрудничество наших стран в сфере автопрома.
— Ваши предшественники на министерском посту не раз заявляли о необходимости диверсификации чешского экспорта, который ныне тесно связан со странами ЕС, прежде всего с Германией. Определенные надежды связывались с рынками восточноазиатских стран, а также Ирана. Удалось добиться в этом направлении некоего прогресса?
— Да, диверсификация экспорта в регионы вне ЕС остается для нас приоритетной, но это нельзя назвать заменой европейского рынка. Страны ЕС остаются для нас очень важными и стабильными партнерами. Поставки в ЕС в течение последних пяти лет держатся на уровне около 84% от всего объема чешского экспорта.
Что касается Ирана, то мы хотим продолжить многолетнюю традицию наших торгово-экономических отношений, которые сейчас, может быть, и не столь быстро, но все-таки постепенно развиваются. При этом мы стремимся придерживаться правил и рекомендаций наших партнеров как в рамках ЕС, так и вне их.
С большинством остальных азиатских стран отношения динамично развиваются. Китай с точки зрения товарооборота является нашим крупнейшим партнером после Германии. Недавно состоялся результативный визит нашей делегации во главе с премьером Андреем Бабишем и с моим участием в Сингапур, Таиланд и Индию, главной темой переговоров было именно экономическое сотрудничество.
Весьма перспективной мы считаем торговлю со странами Латинской Америки, например, с Бразилией, она возросла в минувшем году на 36%. Нашими приоритетами в экономических отношениях со странами этого региона и далее остаются энергетика, технологии охраны окружающей среды, авиационная и автопромышленность, машиностроение, а также сфера инноваций.
— Какую роль в расширении сотрудничества наших стран играют промышленные ярмарки?
— Массу интересных впечатлений и немало важных контактов я вынесла из недавнего посещения выставки "Металлообработка-2018" в Казани, где меня сопровождала большая группа чешских предпринимателей. В рамках выставки мы провели Дни Южноморавского края в Татарстане, которые наглядно показали, что такого рода акции надо в будущем проводить чаще. В нынешнем году мы готовим ряд акций для международного авиакосмического салона МАКС-2019 в Москве. А на 2020 год уже договорились, что Россия будет партнерской страной на международной промышленной выставке в Брно, которая является крупнейшей в регионе Восточной Европы.
— По известным причинам поток российских туристов в Чехию в последние годы заметно уменьшился, сейчас статистика в этой сфере постепенно улучшается. Как вы воспринимаете ситуацию?
— Туристический обмен я считаю одной из самых позитивных тем наших взаимоотношений. В связи с этим я очень рада, что российская сторона согласилась обновить деятельность рабочей группы по туризму в рамках предстоящего заседания МПК.
Датой основания Праги считается 885 год, когда был построен Пражский Град. Сейчас он - одна из главных достопримечательностей столицы Чехии, также, как и Вышеград и Карлов мост.
Датой основания Праги считается 885 год, когда был построен Пражский Град. Сейчас он - одна из главных достопримечательностей столицы Чехии, также, как и Вышеград и Карлов мост.
Староместская площадь - наверное, самая известная площадь города, рядом с ней сосредоточены многие достопримечательности. Здесь удивительным образом смешались разные архитектурные стили: барокко, рококо, готика и ренессанс.
Староместская площадь - наверное, самая известная площадь города, рядом с ней сосредоточены многие достопримечательности. Здесь удивительным образом смешались разные архитектурные стили: барокко, рококо, готика и ренессанс.
Вид на Пражский Град и собор Святого Вита - визитная карточка столицы Чехии. Собор, который строился почти 600 лет, считается шедевром европейской готической архитектуры.
Вид на Пражский Град и собор Святого Вита - визитная карточка столицы Чехии. Собор, который строился почти 600 лет, считается шедевром европейской готической архитектуры.
Датой основания Праги считается 885 год, когда был построен Пражский Град. Сейчас он - одна из главных достопримечательностей столицы Чехии, также, как и Вышеград и Карлов мост.
Староместская площадь - наверное, самая известная площадь города, рядом с ней сосредоточены многие достопримечательности. Здесь удивительным образом смешались разные архитектурные стили: барокко, рококо, готика и ренессанс.
Вид на Пражский Град и собор Святого Вита - визитная карточка столицы Чехии. Собор, который строился почти 600 лет, считается шедевром европейской готической архитектуры.
— Вы всю жизнь были заняты в частном секторе, лишь в июне 2018 года впервые стали чиновником. Как ощущаете себя в этой роли? Отличается практика от ваших прежних представлений о деятельности министерства? Ощущаете необходимость перемен в его работе? Какие недостатки в развитии промышленности и торговли в республике видите с этого поста?
— Поначалу я отказалась возглавить Минпромторг, согласилась стать министром лишь после повторного предложения. Я в итоге решила, что было бы хорошо, если бы министерство стало больше внимания уделять предпринимателям. Я пришла сюда с поста руководителя Союза торговли и туризма, ранее работала в Экономической палате, поэтому думаю, что хорошо знаю нужды и заботы предпринимателей. Кроме прочего, мне хотелось бы уменьшить лежащее на них бюрократическое бремя, в том числе за счет использования современных информационных технологий. Я сторонник цифровизации экономики, чтобы люди, в том числе предприниматели, не бегали по учреждениям, не теряли свое время в очередях за бумажками, а использовали его для своего непосредственного дела.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.