«Молчаливые хуже скотов!»
Как хоронят криминальных авторитетов
Александр Шохинов
Перекрытые дороги, охрана по периметру кладбища, шикарное убранство могил и нескрываемая агрессия к чужакам: похороны криминальных авторитетов проходят с помпой. Сами надгробные скульптуры — и вовсе произведения искусства. Такие мероприятия попадают под пристальное внимание оперативников, ведь на них стекается весь цвет криминального мира. Как провожают в последний путь преступников — в материале РИА Новости.
Благотворительность под прикрытием
Мы идем на Ваганьковское кладбище, открытое в XVIII веке по инициативе графа Орлова — здесь хоронили жертв чумы. За двести лет некрополь разросся, а к 1970-м стал одним из самых престижных в Москве. В 1990-х Россию захлестнула новая «чума» — криминальных разборок, в которых тоже было немало жертв. Самых авторитетных привозили на Ваганьковское.
Едва ли не первое захоронение при входе в «город мертвых»: над двумя надгробиями распростер руки ангел в человеческий рост. Это работа скульптора Вячеслава Клыкова, автора памятников маршалу Жукову, Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому. Однако тут покоятся не маршалы и уж точно не святые, а два брата-грузина с неоднозначной репутацией: Отари и Амиран Квантришвили.
— Отари возглавлял Фонд социальной помощи спортсменам, строил спортплощадки, поддерживал детские дома. Однако в его жизни, как и в жизни брата Амирана, который лежит рядом, была и другая сторона — криминальная, — рассказывает экскурсовод Культурного центра «XXI век» Игорь Козлов.
Подробностями поделился с РИА Новости экс-начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России Александр Гуров:
— Оба брата занимались рэкетом. Отари купил статус вора в законе. Ведь он осужден за изнасилование — таких по понятиям не «коронуют». Правда, закосил под психа и избежал тюрьмы. Милиция Московской области занималась им вплотную, но у него были широкие связи с депутатами и артистами. Братья были вхожи в самые высокие круги, поэтому всякий раз избегали ответственности. Благотворительность же — лишь способ смыть с рук кровь.
Как следует из приговора суда Алексею Шерстобитову, известному киллеру по кличке Леша Солдат (за этот и другие эпизоды он получил 23 года колонии), убийство Отари организовали главари медведковской и ореховской группировок после его конфликта с Сергеем Тимофеевым по кличке Сильвестр.
Днем 5 апреля 1994 года Шерстобитов с подельниками, убедившись, что Квантришвили зашел в «Пресненские бани», разместились на чердаке одного из близлежащих домов. Когда Отари показался на улице, Леша Солдат застрелил его из спортивной винтовки с оптическим прицелом и вместе с подельниками скрылся на «мерседесе».
Менее чем за год до убийства младшего брата из пистолета расстреляли старшего — Амирана. Теперь оба лежат рядом — неподалеку от могилы Владимира Высоцкого.
Братское оцепление
По информации ГСУ СК по Москве, с конца 1960-х Отари Квантришвили входил в преступную группировку, нападавшую на квартиры ювелиров и коллекционеров антиквариата. Ее основал будущий «крестный отец» криминального мира 1990-х — вор в законе Вячеслав Иваньков по прозвищу Япончик.
— Они скидывались в общак через вора в законе Геннадия Корькова по кличке Монгол. В 1974 году Корьков выступил инициатором «коронации» Иванькова. Сам Иваньков неоднократно судим за разбой, грабеж, подделку документов, хранение оружия, нанесение тяжких телесных повреждений, — сообщили следователи.
В 1990-х Иванькова объявили в федеральный розыск по обвинению в убийстве двух турецких бизнесменов, и он эмигрировал в США. В Нью-Йорке наладил контакты с местной мафией, обложил данью заокеанских коммерсантов. «Бизнес» шел успешно до тех пор, пока вором в законе не заинтересовалось ФБР. Иванькова обвинили в вымогательстве и отправили в тюрьму. Там он провел почти десять лет, а после освобождения был экстрадирован на родину.
В Москве Япончика поместили за решетку, однако по делу о двойном убийстве ему вынесли оправдательный приговор.
На свободе Иваньков стал одним из самых влиятельных лидеров российского преступного мира. Но на «троне» посидел всего пару лет.
— Вечером 28 июля 2009 года в Иванькова, выходившего из ресторана «Тайский слон», выстрелили из снайперской винтовки Драгунова. Пуля попала в брюшную полость. Развился перитонит, и 9 сентября Япончик скончался. Дело расследуется до сих пор, — прокомментировали в ГСУ СК по Москве.
Прощались с вором на Ваганьковском. О том, как это было, РИА Новости рассказала присутствовавшая там журналист и член Общественной наблюдательной комиссии Ева Меркачева:
— С утра милиция оцепила все подходы к кладбищу, приехала машина взрывотехников, снаружи дежурили три автобуса с ОМОНом и припарковались два авто оперативных служб. «Братва» тоже патрулировала территорию. Особенно свежевырытую яму рядом с могилой матери Иванькова: к ней и близко никого не подпускали. Весь участок выложили еловым лапником. В отличие от остальной территории кладбища, даже соседние участки были в идеальной чистоте: с них вынесли ветки, убрали с дорожек листья.
Сказать последние слова приехали «авторитеты» со всей страны и даже из-за границы.
— Прощание началось в десять утра. Делегации с венками шли одна за другой. На лентах надписи золотом: «От костромских пацанов», «От братвы из Ярославля». Были и более личные «послания»: «От семьи Сливы» или «Дорогому брату от Дедушки Хасана». Правда, самого Аслана Усояна никто не видел. На входе в храм стояли крепкие ребята в кожанках. Во время отпевания какой-то человек обошел молча все венки у храма, а потом закричал: «Молчаливые хуже скотов!» Вскоре «фейс-контроль» увел его куда-то. Никого из криминальных знаменитостей и звезд эстрады не было: видимо, простились с Япончиком до или после — подальше от любопытных глаз.
Все было организовано на широкую ногу.
— Перед гробом из церкви вынесли большой российский флаг. Сам гроб из драгоценных пород дерева был настолько тяжелым, что его с трудом удерживали 15 человек. Весь путь до могилы усыпали розами и гвоздиками: получился целый цветочный ковер длиной около километра. Впереди процессии — парадные портреты Япончика и венки, которые затем выставили вдоль всего участка — так их было много.
Церемония прощания на могиле длилась недолго.
— Несколько «крепышей» по-прежнему бдительно наблюдали за периметром участка и разворачивали всех, кто им не нравился. Священник еще раз прочитал молитву. Затем «братва» медленно прошла рядом с гробом, оставляя венки и цветы. Крышку гроба накрыли российским триколором. Все потянулись к выходу — на поминки.
«Братки» обсуждали, хватит ли десяти килограммов черной икры, — вспоминает Меркачева.
В те же дни на Троекуровском кладбище хоронили дважды Героя Советского Союза космонавта Павла Поповича. Сравнивать процессии просто стыдно.
В 2011 году на могиле Япончика установили масштабный памятник. Среди прочих захоронений на фоне стены с крестом справа и огромной решетки слева возвышается фигура человека, присевшего на стул, — в натуральную величину.
— Скульптор — Александр Рукавишников, — поясняет экскурсовод Козлов. — Среди его работ — памятник Федору Достоевскому у здания Российской государственной библиотеки, скульптура Константина Рокоссовского верхом на коне, надгробия Высоцкого, Никулина, Гомельского. Уровень творца вновь впечатляет. Заказ, без сомнения, влетел в копеечку.
«Та же воровская сходка»
По информации источника РИА Новости в правоохранительных органах Москвы, распорядителем на похоронах Иванькова был криминальный авторитет Аслан Усоян по кличке Дед Хасан: находился на Ваганьковском кладбище и лично отдавал все распоряжения. Он получил первый срок в 19 лет за сопротивление сотрудникам милиции. В 1959-м районный суд в Тбилиси приговорил его к пяти годам лишения свободы за грабеж. Через несколько лет после досрочного освобождения — срок за спекуляцию. В заключении Усояна «короновали» в воры в законе. Ему подчинялись многие кавказские ОПГ по всей России, прежде всего в центральных регионах, а также преступные сообщества некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья. Группировка Деда Хасана зарабатывала на незаконном игорном бизнесе, торговле наркотиками и оружием, природными ресурсами.
В сентябре 2010 года Аслан Усоян был ранен при покушении в центре Москвы, но удачно прооперирован в Боткинской больнице. Однако позже другая пуля добралась до цели.
— Днем 16 января 2013 года киллер произвел в Усояна не менее трех выстрелов у входа в ресторан на улице Поварской. Усоян скончался в больнице от ранения в шею. Пули задели и находившуюся рядом девушку, но ей удалось выжить. Расследование продолжается, — прокомментировали следователи.
По информации СМИ, «братва» планировала похоронить Усояна на Ваганьковском кладбище. Но семья настояла на исполнении завещания покойного — лежать рядом с матерью и братом в Тбилиси. Поздно вечером 17 января в ритуальном зале Троекуровского кладбища состоялась панихида, на которую съехались, в том числе, представители криминального мира.
Надо сказать, все подобные мероприятия попадают под пристальное внимание оперативников.
— Та же воровская сходка. Оперативники работают обязательно: ведут скрытую и открытую съемку лиц и номеров машин для пополнения картотеки и отслеживания связей, — отмечает экс-начальник ГУБОП МВД России Гуров.
После панихиды катафалк увез гроб в аэропорт, где ждал чартерный самолет. Однако, по одной из версий, грузинские власти отказали Усояну в последнем пристанище и не разрешили самолету посадку. В итоге он был похоронен на Хованском кладбище Москвы.
«Борьбы недетские резоны,
Сиюминутность бытия,
Мужские жесткие законы —
Такой была судьба твоя», —
гласит надпись на могиле со скульптурой Усояна в полный рост.
Человек-эпоха
Мы стоим у надгробия Соньки Золотой Ручки на Ваганьковском.
— Имела страсть к бриллиантам, поэтому ее банда одну за другой обчищала квартиры ювелиров и их магазины. Отличалась красотой, обаянием и хорошими манерами. Нередко для солидности брала на дело детей. На медный памятник в античном стиле скинулись авторитеты России, Англии и Италии. Похоронена ли она здесь на самом деле, достоверно не известно. Тем не менее перед «делом» многие приходят именно к ней: оставляют записки, монету или цветок на удачу, — рассказывает Козлов и прерывается, увидев две мужские фигуры в черном, приблизившиеся к надгробию.
— Пришли посмотреть на знаменитость. Знаем, недалеко и Япончик лежит — тоже человек-эпоха, — пояснил цель визита один из молодых людей.
Хотелось бы, чтобы эта эпоха в России больше никогда не повторилась.