https://ria.ru/20190212/1550729518.html
Клишас: правительство определит список угроз информационной безопасности РФ
Клишас: правительство определит список угроз информационной безопасности РФ - РИА Новости, 12.02.2019
Клишас: правительство определит список угроз информационной безопасности РФ
В декабре прошлого года в Госдуму был внесен нашумевший законопроект об обеспечении устойчивой работы рунета, призванный обеспечить работоспособность... РИА Новости, 12.02.2019
2019-02-12T15:00
2019-02-12T15:00
2019-02-12T15:00
интервью - авторы
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155072/97/1550729770_0:88:2048:1240_1920x0_80_0_0_e5188bcf1eea0f7074de1a8f15ba0c6f.jpg
В декабре прошлого года в Госдуму был внесен нашумевший законопроект об обеспечении устойчивой работы рунета, призванный обеспечить работоспособность российского сегмента сети интернет в случае отключения российских операторов связи от глобальной сети. Один из его авторов, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас рассказал РИА Новости, может ли быть принято решение об отключении российского сегмента интернета от мировой сети, какие угрозы могут привести к таким мерам, и повысятся ли расходы российских операторов связи при реализации этого закона.– Андрей Александрович, вы и другие авторы законопроекта об устойчивой работе рунета отмечаете, что документ подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года cтратегии национальной кибербезопасности США, где декларируется принцип "сохранения мира силой", а Россия впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак. Какова вероятность, на ваш взгляд, отключения России от всемирной сети интернет на сегодняшний момент?– Необходимость принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования российского сегмента интернета я бы не стал связывать исключительно с какой-либо степенью вероятности отключения России от всемирной сети. Повсеместное внедрение информационных технологий становится предпосылкой для формирования новых информационных угроз. Необходимость принятия мер по обеспечению бесперебойного функционирования в России интернета обозначена в стратегии развития информационного общества в России на 2017–2030 годы. В доктрине информационной безопасности РФ указывается, что возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, военно-политических, а также террористических и иных противоправных целей. Сегодня отсутствуют гарантии системы международной информационной безопасности, не урегулированы межгосударственные отношения в информационном пространстве.Обозначенные в стратегии национальной кибербезопасности США факторы свидетельствуют о том, что вопросы обеспечения информационной безопасности приобретают особое значение. В этих условиях нам представляется важным минимизировать угрозы информационной безопасности на территории России. Урегулирование этих вопросов на законодательном уровне позволит обеспечить формирование необходимой для этого инфраструктуры.– Порядок централизованного реагирования на угрозы работоспособности интернета и сети связи общего пользования в России, согласно поправкам, будет определять правительство РФ. Что означает централизованное реагирование? Возможность отключения российского сегмента интернета от всемирной сети?– Централизованное управление будет осуществляться только в случаях, когда угроза будет реализовываться. Меры реагирования предполагают необходимость координации действий операторов связи, владельцев инфраструктуры и интернет-компаний по предотвращению угроз и ликвидации последствий их проявлений. Содержание конкретных мероприятий зависит от вида угроз, их перечень должен быть предусмотрен в подзаконных актах.– При каких угрозах правительством РФ может быть принято решение об отключении российского сегмента интернета от всемирной сети?– Как следует из доктрины информационной безопасности РФ, под угрозой информационной безопасности понимается совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере. Основные направления обеспечения информационной безопасности обозначены именно в этой доктрине.Перечислить сегодня в законопроекте исчерпывающий перечень таких угроз не представляется возможным. Их перечень может быть выявлен в рамках проведения учений государственных органов, операторов связи и владельцев технологических сетей.– Почему появляется необходимость минимизировать в ряде ситуаций передачу за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи? Такую возможность предусматривает ваш законопроект.– Сегодня высока степень проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности. Мы не можем быть уверенными в конфиденциальности информации при обмене данными при личной переписке. Третьи лица могут получить доступ к информации, которой мы обмениваемся по электронной почте. Эта проблема поднималась в Конституционном Суде РФ при рассмотрении дела, связанного с соблюдением права на тайну переписки.Стратегия развития информационного общества в России определяет основные способы защиты данных, к числу которых относит необходимость обработки данных на российских серверах между российскими пользователями, а также передачу таких данных на территории России с использованием сетей связи российских операторов. На решение в том числеэтой задачи направлены предлагаемые законопроектом меры.– Операторы связи обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Какие угрозы имеются в виду, и что даст централизованное управление трафиком?– Обеспечение централизованного мониторинга и управления функционированием информационной инфраструктуры в России, согласно стратегии развития информационного общества, является одной из задач устойчивого функционирования информационной инфраструктуры. Мониторинг и анализ угроз позволит обеспечить своевременное реагирование на эти угрозы.– Правительство, поддержав в целом законопроект об устойчивой работе рунета, высказало при этом ряд замечаний к тексту. В частности, отмечается, что не определены источники финансирования по обеспечению операторов необходимым оборудованием для пропуска трафика. Также оговаривается, что установка оборудования не должна привести к ухудшению качества связи в России. Будете ли вы дорабатывать эти моменты ко второму чтению законопроекта вместе с депутатами Госдумы?– Решения о создании Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования и приобретении программно-аппаратных средств, обеспечивающих безопасность российского сегмента интернета, были приняты до внесения нашего законопроекта в Государственную думу. В частности, федеральный бюджет на 2019-2021 годы предусматривает средства на создание и функционирование этого центра, а также создание, эксплуатацию и развитие информационной системы мониторинга и управления сетью связи общего пользования.Программа "Информационная безопасность" национального проекта "Цифровая экономика" предусматривает финансирование мероприятий по приобретению программно-аппаратных средств, обеспечивающих безопасность российского сегмента интернета. Затраты же самих операторов связи будут снижены за счет перераспределения функционала по блокировке доступа к запрещенной информации.Если сопоставить риски, связанные с возможным ухудшением технологических возможностей оператора связи, и последствия ограничения извне работы интернета в России, то последние являются более значительными. Вместе с этим, безусловно, риски, связанные с ухудшением качества трафика, должны быть минимизированы.Замечания и предложения правительства по совершенствованию законопроекта будут учтены при подготовке поправок ко второму чтению.
https://ria.ru/20190205/1550426499.html
https://ria.ru/20190212/1550720563.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155072/97/1550729770_0:0:2048:1536_1920x0_80_0_0_19cf23fd753a1ce3768cdba160266295.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью - авторы
В декабре прошлого года в Госдуму был внесен нашумевший законопроект об обеспечении устойчивой работы рунета, призванный обеспечить работоспособность российского сегмента сети интернет в случае отключения российских операторов связи от глобальной сети. Один из его авторов, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас рассказал РИА Новости, может ли быть принято решение об отключении российского сегмента интернета от мировой сети, какие угрозы могут привести к таким мерам, и повысятся ли расходы российских операторов связи при реализации этого закона.
– Андрей Александрович, вы и другие авторы законопроекта об устойчивой работе рунета отмечаете, что документ подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года cтратегии национальной кибербезопасности США, где декларируется принцип "сохранения мира силой", а Россия впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак. Какова вероятность, на ваш взгляд, отключения России от всемирной сети интернет на сегодняшний момент?
– Необходимость принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования российского сегмента интернета я бы не стал связывать исключительно с какой-либо степенью вероятности отключения России от всемирной сети. Повсеместное внедрение информационных технологий становится предпосылкой для формирования новых информационных угроз. Необходимость принятия мер по обеспечению бесперебойного функционирования в России интернета обозначена в стратегии развития информационного общества в России на 2017–2030 годы. В доктрине информационной безопасности РФ указывается, что возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, военно-политических, а также террористических и иных противоправных целей. Сегодня отсутствуют гарантии системы международной информационной безопасности, не урегулированы межгосударственные отношения в информационном пространстве.
Обозначенные в стратегии национальной кибербезопасности США факторы свидетельствуют о том, что вопросы обеспечения информационной безопасности приобретают особое значение. В этих условиях нам представляется важным минимизировать угрозы информационной безопасности на территории России. Урегулирование этих вопросов на законодательном уровне позволит обеспечить формирование необходимой для этого инфраструктуры.
– Порядок централизованного реагирования на угрозы работоспособности интернета и сети связи общего пользования в России, согласно поправкам, будет определять правительство РФ. Что означает централизованное реагирование? Возможность отключения российского сегмента интернета от всемирной сети?
– Централизованное управление будет осуществляться только в случаях, когда угроза будет реализовываться. Меры реагирования предполагают необходимость координации действий операторов связи, владельцев инфраструктуры и интернет-компаний по предотвращению угроз и ликвидации последствий их проявлений. Содержание конкретных мероприятий зависит от вида угроз, их перечень должен быть предусмотрен в подзаконных актах.
– При каких угрозах правительством РФ может быть принято решение об отключении российского сегмента интернета от всемирной сети?
– Как следует из доктрины информационной безопасности РФ, под угрозой информационной безопасности понимается совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере. Основные направления обеспечения информационной безопасности обозначены именно в этой доктрине.
Перечислить сегодня в законопроекте исчерпывающий перечень таких угроз не представляется возможным. Их перечень может быть выявлен в рамках проведения учений государственных органов, операторов связи и владельцев технологических сетей.
– Почему появляется необходимость минимизировать в ряде ситуаций передачу за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи? Такую возможность предусматривает ваш законопроект.
– Сегодня высока степень проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности. Мы не можем быть уверенными в конфиденциальности информации при обмене данными при личной переписке. Третьи лица могут получить доступ к информации, которой мы обмениваемся по электронной почте. Эта проблема поднималась в Конституционном Суде РФ при рассмотрении дела, связанного с соблюдением права на тайну переписки.
Стратегия развития информационного общества в России определяет основные способы защиты данных, к числу которых относит необходимость обработки данных на российских серверах между российскими пользователями, а также передачу таких данных на территории России с использованием сетей связи российских операторов. На решение в том числеэтой задачи направлены предлагаемые законопроектом меры.
– Операторы связи обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Какие угрозы имеются в виду, и что даст централизованное управление трафиком?
– Обеспечение централизованного мониторинга и управления функционированием информационной инфраструктуры в России, согласно стратегии развития информационного общества, является одной из задач устойчивого функционирования информационной инфраструктуры. Мониторинг и анализ угроз позволит обеспечить своевременное реагирование на эти угрозы.
– Правительство, поддержав в целом законопроект об устойчивой работе рунета, высказало при этом ряд замечаний к тексту. В частности, отмечается, что не определены источники финансирования по обеспечению операторов необходимым оборудованием для пропуска трафика. Также оговаривается, что установка оборудования не должна привести к ухудшению качества связи в России. Будете ли вы дорабатывать эти моменты ко второму чтению законопроекта вместе с депутатами Госдумы?
– Решения о создании Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования и приобретении программно-аппаратных средств, обеспечивающих безопасность российского сегмента интернета, были приняты до внесения нашего законопроекта в Государственную думу. В частности, федеральный бюджет на 2019-2021 годы предусматривает средства на создание и функционирование этого центра, а также создание, эксплуатацию и развитие информационной системы мониторинга и управления сетью связи общего пользования.
Программа "Информационная безопасность" национального проекта "Цифровая экономика" предусматривает финансирование мероприятий по приобретению программно-аппаратных средств, обеспечивающих безопасность российского сегмента интернета. Затраты же самих операторов связи будут снижены за счет перераспределения функционала по блокировке доступа к запрещенной информации.
Если сопоставить риски, связанные с возможным ухудшением технологических возможностей оператора связи, и последствия ограничения извне работы интернета в России, то последние являются более значительными. Вместе с этим, безусловно, риски, связанные с ухудшением качества трафика, должны быть минимизированы.
Замечания и предложения правительства по совершенствованию законопроекта будут учтены при подготовке поправок ко второму чтению.