08:00 09.02.2019
(обновлено: 08:01 09.02.2019)
Зачем Юрий Быков снял фильм "Завод" об убыточном предприятии в глубинке
© Предоставлено "Централ Партнершип"Кадр из фильма Юрия Быкова "Завод"
© Предоставлено "Централ Партнершип"
Читать ria.ru в
МОСКВА, 9 янв — РИА Новости, Анна Михайлова. В прокат вышел новый фильм Юрия Быкова — социальный боевик "Завод". Полтора года назад после неоднозначной реакции публики на шпионский сериал Первого канала "Спящие" режиссер заявил, что уйдет из кино. В интервью корреспонденту РИА Новости он объяснил, что изменилось с тех пор и почему он никогда не будет снимать коммерческие фильмы.
В центре сюжета "Завода" — закрытие убыточной фабрики в русской глубинке. Богатый владелец Калугин (Андрей Смоляков) не собирается выплачивать рабочим зарплату. В отчаянии они решаются на преступление — взять в заложники собственника и потребовать выкуп. Лидером становится бывший военный по кличке Седой (Денис Шведов), который хочет добиться не столько компенсации, сколько справедливости.
— В основе сценария — реальная история?
— Нет. Обычно я, как мне кажется, определяю некую точку напряжения в обществе, которая меня лично интересует, и уже делаю художественную проекцию. Безусловно, у меня есть ощущение, что где-то такая ситуация возможна, и картина в этом смысле является достаточно локальной.
"Мальчик русский" и маньяк-убийца: фильмы Берлинского кинофестиваля
7 февраля 2019, 08:00
С одной стороны, меня интересовало выяснение отношений между богатым и бедным человеком, поскольку у меня весьма большое "периферийное" прошлое. С другой стороны, есть опасения, что недостаточно развит реальный сектор — я имею в виду обыкновенные заводы, фабрики и так далее. Когда они закрываются, это может повлечь за собой подобные ситуации, и фильм в каком-то смысле — предупреждение.
— Для вас Седой — скорее положительный герой, или фанатизм делает его человеком не менее опасным, чем Калугин?
— Боюсь, что даже в литературе уже лет 150 не существует такого однозначного клише, как положительный и отрицательный персонаж.
«
"Мы можем взять примеры из русской литературы XIX века и обнаружим, что все герои многослойны, и из этого и произошла великая русская литература".
А что касается кино, то был небольшой период, который и сейчас, кстати, продолжается в американской киноиндустрии, где персонажи разделяются на отрицательные и положительные характеры. Моя картина — о многосложных людях, ставших заложниками ситуации и обстоятельств. Во всех предыдущих своих работах я рассматривал именно таких персонажей, плоские герои меня не интересуют.
© РИА Новости / Евгения Новоженина | Перейти в медиабанкРежиссер, сценарист и сопродюсер Юрий Быков на премьере российского триллера "Завод"
Режиссер, сценарист и сопродюсер Юрий Быков на премьере российского триллера "Завод"
— Но лично у вас главный герой вызывает симпатию?
— Я сейчас скажу вещь, которая может показаться заумной, но симпатия — вообще не та категория, которой мыслит художник. Симпатия может быть у зрителя в зависимости от его воспитания, уровня развития, личных предпочтений. Автор должен оставаться максимально объективным, поэтому я сопереживаю всем своим персонажам, а как человек симпатизирую обездоленным гораздо больше, чем прагматикам.
— Вы сказали, что разделение на положительных и отрицательных персонажей свойственно американскому кино, но у нас, например, сериалы по такой же схеме строятся.
— Да, мы тоже часто перенимаем этот опыт при работе с массовым зрителем. Речь не только о сериалах, но и о коммерчески успешном кино. Это естественная структура формирования контента, который предназначен для очень простого восприятия — пришли, "посимпатизировали", разошлись.
© Предоставлено "Централ Партнершип"Кадр из фильма Юрия Быкова "Завод"
© Предоставлено "Централ Партнершип"
Кадр из фильма Юрия Быкова "Завод"
Я всегда хочу от зрителя более сложной "проработки" персонажей и более сложного восприятия, потому что жизнь сама по себе сложна. Я даже о себе не могу сказать — положительный я или отрицательный. У человека либо есть стремление к каким-то идеалам, либо оно отсутствует. Но кто в этой жизни прав, а кто виноват — решать не художнику и даже не зрителю, честно говоря. Решает сама жизнь, она все расставляет на места.
— В ваших фильмах никогда нет хеппи-энда, это отражение вашего мироощущения?
— Многовековая история искусства долгое время такого явления, как хеппи-энд, не знала, пока не случилась великая американская депрессия и нужны были мюзиклы или мелодрамы с положительным финалом. Вообще, классическая драматургия — от слова "драма", а более высокое понятие драматургии — трагедия.
«
"А хеппи-энд — опять же слово нерусское, оно дословно означает "счастливый конец". Ни в коем случае не причисляю себя к большим художникам, не по Сеньке шапка, но я стараюсь придерживаться классического понимания того, что такое большая драматургия".
Если я исследую проблему, то я исследую ее так, чтобы было ощущение, что тема исчерпана и сделаны правильные выводы. У меня нет цели кого-то веселить или радовать. Я не терапевт и не врач-психиатр. Я стараюсь обозначить проблему и разговаривать с теми, кто способен со мной ее обсудить. Абсолютно не навязываю тем, кто привык к хеппи-эндам, свои картины. От меня не дождетесь односложных ответов, потому что я не участник мейнстрим-потока в искусстве с его плоскими понятиями. Это не мой путь.
Ладожский "Титаник": неизвестные факты о блокаде в драме "Спасти Ленинград"
25 января 2019, 08:00
— "Завод" показали на кинофестивале в Торонто. Как вы думаете, что в нем увидела иностранная аудитория? Существует же стереотип о том, что российское кино очень депрессивное, "у нас все всегда плохо".
— Это давнишняя сказка, что фестивальное кино состоит из чего-то, кроме экспериментального, критического, проблемного и даже порой депрессивного. Возьмите Канны, Берлин или Венецианский кинофестиваль — из выдающихся там были представлены картины далеко не радостные. Братья Дарденн, Ханеке, Фон Триер, Лоуч — никто из них хеппи-эндом не увлекается.
Фестиваль — зона эксперимента, а он часто связан с вызовом, то есть драмой и отчасти с депрессией. Тарковский депрессивен? Алексей Герман — старший депрессивен? А Балаян?
«
"В последнее время возникло много штампов, потому что появился некий запрос на обесценивание того, что пытаются делать андеграундные художники".
© Предоставлено "Централ Партнершип"Кадр из фильма Юрия Быкова "Завод"
© Предоставлено "Централ Партнершип"
Кадр из фильма Юрия Быкова "Завод"
Мне кажется, это неправильный вектор, потому что есть нормальный, успешный сегмент коммерческого зрительского кино. Там все не депрессивно, и мы это наблюдаем последние три года. Никаких претензий нет, это работа с массовым зрителем.
— А вы сами такое кино смотрите?
— Нет, к сожалению. Или к счастью. У меня немного другая форма существования в профессии, это не мой предмет изучения, я не приобретаю там навыков и опыта. Я все-таки занимаюсь кино авторским, пусть даже и зрительским. Мне изучать блокбастеры и коммерческое кино бессмысленно. Я в этом сегменте не работаю.
"Мой Бородач – трагикомичный образ": Михаил Галустян о юморе и новом фильме
21 января 2019, 08:00
— И не собираетесь?
— Нет, я же пробовал себя в коммерческом кино — достаточно неудачно. Я осознал свой диапазон возможностей, в котором могу продуктивно работать. Это был колоссальный позитивный, хотя с виду негативный опыт, потому что я узнал рамки, за которые мне выходить не стоит, чтобы не подводить партнеров и работодателей.
— История со "Спящими" как-то повлияла на работу над "Заводом"?
— Съемки, безусловно, — творческий процесс, и на них все влияет: разведись с женой — и это повлияет на твою деятельность. Но если работаешь с уже сформированными смыслами, то дальше просто выполняешь свои функции на площадке. Так что "Спящие" в смысловом контексте ничего не поменяли в "Заводе".
Что касается моего личного восприятия, то оно, слава богу, не распространилось на работу, и картина получилось именно такая, какой была задумана. "Спящие" — ситуация моего личного человеческого опыта, она существует отдельно.
© Предоставлено "Централ Партнершип"Кадр из фильма Юрия Быкова "Завод"
© Предоставлено "Централ Партнершип"
Кадр из фильма Юрия Быкова "Завод"
— Вы эту ситуацию для себя закрыли? Осталось ощущение обиды или несправедливости?
— Я понял для себя, что у нас общество некоторым образом разделено на классы, в том числе по политическим убеждениям, по суждениям о настоящем и будущем страны. Но это разделение было всегда, и дистанция, похоже, будет увеличиваться, видоизменяя расклад. Это опыт терпения и — что самое главное — необходимости оставаться в живых и двигаться дальше.
«
"А по поводу того, кто и что обо мне говорил, — да, была рефлексия. Но мы все люди взрослые и понимаем, что у человека всегда есть этапы получения информации: сначала отрицание, а потом принятие ее и продолжение жизни".
Я эту историю оставил в прошлом и благодарен этому жизненному опыту. Как говорится, что нас не убивает, делает сильнее. В этом смысле любой опыт, особенно такой, как "Спящие", — позитивный.