Там, где расхищают гробницы
Как почувствовать себя Ларой Крофт в Камбодже
Ирина Овчинникова
Российские туристы только открывают для себя Камбоджу — с древними кхмерскими постройками Ангкора и дикими джунглями, где, говорят, жил мальчик, воспитанный волками, — Маугли. Зачем ехать в страну Лары Крофт, как не заблудиться среди десятка храмов и почему местные сохраняют оптимизм, живя в одной из самых заминированных стран мира, — в материале РИА Новости.
«Соседний Таиланд считают страной улыбок, но, побывав в Камбодже, могу сказать, что именно здесь улыбки искренние, хотя людям живется нелегко», — говорит туристка из Великобритании Джин.
На городских улицах много инвалидов, многие просят милостыню. Как объясняет гид из Сиемреапа Нарин, большинство получили увечья, подорвавшись на минах, которых очень много осталось после гражданской войны, окончившейся около тридцати лет назад.
«Приезжие думают, что насекомые — часть нашей национальной кухни, но это не так. Дело в том, что во время войны многие голодали и ели тараканов, чтобы выжить. Теперь же это просто аттракцион для туристов», — поясняет Нарин.
И добавляет, что пережившие голод камбоджийцы его возраста — сорока-пятидесяти лет — все малорослые, а вот его сын уже на целую голову выше.
Гид уверен, что сейчас в Камбодже «сытые годы» — ведь всем хватает риса и люди нормального роста. Но бедность бросается в глаза.
В стране, где за последний век политическое устройство менялось пять раз, в национальную валюту — риель — никто не верит, предпочитают доллары. Средняя зарплата в туристической сфере, например сотрудника отеля, — около 150 долларов в месяц. Недвижимость очень дорогая, как и электроэнергия, которую получают из Таиланда.
Отношения с западным соседом у Камбоджи непростые, в том числе из-за непрекращающихся территориальных споров, связанных с кхмерским храмом Прэахвихеа, внесенным в список ЮНЕСКО. В 2011 году в пограничном столкновении храм даже повредили артиллерией. Сейчас доступ к храму открыт из обеих стран.
Как и у Таиланда, у Камбоджи есть выход к морю, но туристов больше привлекает не единственный курорт на побережье, а север страны — Сиемреап (название, кстати, переводится как «побежденный Сиам», то есть Таиланд)».
В шести километрах от этого города находится всемирно известный храмовый комплекс Ангкор.
«Город Ангкор был столицей кхмерского государства, существовавшего в IX-XV веках на территории современных Вьетнама, Камбоджи, Таиланда и Лаоса, — рассказывает Нарин. — Ангкор — это «священный город» на санскрите. Действительно, там более десятка буддистских храмов».
Этим храмам, в том числе знаменитым Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом, девять-десять веков, и почти все они в хорошем состоянии.
Ангкор-Ват (Angkor Wat) — одно из крупнейших культовых сооружений в истории, его площадь — два с половиной квадратных километров. Практически весь храм покрыт резьбой — сценами из литературных произведений, изображениями правителей и, конечно, Будды.
«Некоторые историки считают, что масштаб строительства в Ангкоре в течение 400 лет вместе с непрерывными войнами и привели к упадку империи, — продолжает гид. — Думаю, у кхмеров был какой-то секрет, ведь Ангкор-Ват они построили всего за сорок лет, а сегодня, как говорят ученые, это заняло бы не меньше века».
Местные гиды считают, что именно храмы Ангкора послужили прообразом обезьяньего города Холодных Берлог в книгах о Маугли. Биографы Редьярда Киплинга это не подтверждают, но можно понять тех, кто выдвинул эту версию, — очень похоже.
Наверное, второй по популярности храм комплекса — Та Пром, который туристы, а вслед за ними гиды и местные жители теперь называют «храмом Анджелины Джоли».
Неудивительно, что тут снимали приключенческий фильм Lara Croft: Tomb Raider. Гигантские деревья с замысловато изогнутыми корнями, проросшими сквозь роскошные когда-то интерьеры, — очень экзотическое и эффектное зрелище.
Как и стоило ожидать, туристов, желающих сфотографироваться «а-ля Анджелина» (Angelina Jolie)— с «пистолетом» из сложенных указательного и среднего пальцев — очень много. Особенно выделяются путешественники из Китая.
«Два китайца производят столько же шума, как сорок японцев», — говорит Нарин и добавляет, что они, похоже, просто радуются отпуску больше других. В КНР оплачиваемый отпуск у многих не больше десяти дней в году.
Местные советуют пытливым путешественникам, а также всем, кто хочет отдохнуть от радостных китайцев, отправиться в храм Бантей Срей. Он находится в стороне, в 35 километрах от Сиемреапа (Siem Reap), но считается в Ангкоре одним из самых красивых. Построенный в середине X века в честь бога Шивы храм поражает филигранной резьбой по камню — розовому песчанику. Именно здесь любят устраивать свадебные фотосессии сами камбоджийцы.
Еще одна достопримечательность, тоже неподалеку от Сиемреапа, — озеро Тонлесап, а точнее, плавучие деревни на нем.
Туристам обычно показывают одну деревню, жители которой уже привыкли к потоку туристов и необходимости поражать их воображение особенностями своего быта на лодках. Но при желании можно попасть и в более аутентичные поселения.
«Такие поселки еще в середине прошлого века основывали мигранты — раньше жить на земле Камбоджи имели право только местные, вот пришлые и селились на воде, — объясняет Нарин. — Тут есть плавучие школы и даже полицейские участки, в каждом доме — телевизоры, а электричество — от аккумулятора или, у тех, кто побогаче, — от генератора».
На берегу озера тоже живут — в домах на высоких сваях. В сезон дождей озеро выйдет из берегов и сваи спасут от наводнения.
Такая деревня из «избушек на курьих ножках» в разгар дня похожа на Cтрану непослушания, где на улицах не увидеть взрослых, зато очень много детей. Одни играют, другие работают или приглядывают за младшими братьями и сестрами.
Завидев автобус с туристами, они улыбаются, приветствуют путешественников. А может быть — собственное будущее, когда они станут выше родителей.