Православная церковь в субботу отмечает праздник Крещения Господня (Богоявления), патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит утром Божественную литургию и... РИА Новости, 19.01.2019
МОСКВА, 19 янв - РИА Новости. Православная церковь в субботу отмечает праздник Крещения Господня (Богоявления), патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит утром Божественную литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском Елоховском соборе.
Богоявление - древнейший христианский праздник, он посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. Согласно Евангелию, после того как Христос погрузился в воды реки, произошло явление всех трех лиц Божества: Бог-Отец с небес свидетельствовал о Сыне, и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса.
После литургии во всех храмах в этот день совершается Великое освящение воды. "Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Освященная вода называется Агиасмой, или крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII веков водоосвящение происходит два раза: и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Крещения. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается", - пояснили РИА Новости в пресс-службе Троице-Сергиевой лавры.
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин замечает, что святыня должна быть окружена почтением, поэтому святую воду набирают в чистый сосуд и ставят, как правило, туда, где находятся иконы.
«
"Есть благочестивый обычай пить святую воду натощак каждый день или тогда, когда человек чувствует необходимость в духовной помощи", - сказал он в интервью епархиальному порталу.
При этом, хотя в народе существует поверье, что в крещенскую ночь вся вода, везде становится святой, в действительности, напоминает митрополит, святая вода - это та вода, которая освящена особым чином, за особым богослужением, и, если нужно ее набрать, лучше прийти в храм.
По словам патриарха Кирилла, крещенская вода есть "зримый знак присутствия Духа Святого в роде человеческом, в Церкви Христовой, - присутствия, которое стало возможным через рождение в мир Господа и Спасителя". Не случайно Рождество Христово и Богоявление в глубокой древности праздновали вместе, как один праздник, отметил предстоятель в своей проповеди на Крещенский сочельник.
«
"Рождество и Богоявление, несущие один и тот же смысл, для нас связываются в единое празднование, которое начинается Рождественским сочельником и кончается празднованием Богоявления Христова. Мы называем этот период святками. Это, конечно, народное название, но оно отражает суть не только этих дней, но и самого пришествия Господа, который этот мир, помраченный грехом, сделал способным быть святым; и каждого из нас - согрешающего, падающего - сделал способным быть причастником его света, его спасения, причастником той святости, которую благодать Божия несет в мир человеческий", - сказал патриарх.
В ночь на Богоявление у верующих существует традиция троекратного погружения в проруби и холодные водоемы. В последние годы в России оборудуют специальные места для крещенских купаний, с проложенными дорожками, подсветкой и горячим питанием. За общественным порядком и безопасностью людей следят сотрудники МЧС и полиции.
«
"У нас эти купания приобрели массовость уже на наших глазах, в последние 25 лет. В этом нет ничего плохого, если человек понимает место этого внешнего обычая в жизни Церкви и в своей собственной жизни. Если же эти купания становятся для человека суррогатом церковности, если он считает, что "искупался на Крещение - все, грехи смыл, больше ничего не нужно", и еще хуже - если люди при этом выпивают для храбрости - это, конечно, профанация праздника", - замечает митрополит Лонгин.
В Крещенский сочельник, согласно церковному Уставу, совершается чин великого освящения воды. В сам праздник Крещения этот же чин по традиции повторяется еще раз.
В отличие от освящения воды в храмах, вечерние походы верующих к проруби, молебны и купания в освященных водах в крещенскую ночь не принадлежат к собственно церковной традиции.
Согласно Евангелию, после того как Христос погрузился в воды реки Иордань, произошло явление всех трех лиц Божества: Бог-Отец с небес свидетельствовал о Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса.
В Крещенский сочельник, согласно церковному Уставу, совершается чин великого освящения воды. В сам праздник Крещения этот же чин по традиции повторяется еще раз.
В отличие от освящения воды в храмах, вечерние походы верующих к проруби, молебны и купания в освященных водах в крещенскую ночь не принадлежат к собственно церковной традиции.
Согласно Евангелию, после того как Христос погрузился в воды реки Иордань, произошло явление всех трех лиц Божества: Бог-Отец с небес свидетельствовал о Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса.