Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

Главная загадка Рождества: кем на самом деле были волхвы

© REUTERS / Jim YoungЖенщина совершает молитву рядом с актерами, одетыми как "Три волхва" в Вашингтоне, США
Женщина совершает молитву рядом с актерами, одетыми как Три волхва в Вашингтоне, США
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане отмечают сегодня Рождество Христово. В истории этого праздника, несмотря на его общеизвестность, на самом деле много вопросов. Например, кто такие волхвы и что в действительности они подарили Новорожденному? О самых таинственных рождественских персонажах — в материале РИА Новости.

Что за звезда зажглась

Вроде бы прекрасно всем известный библейский эпизод на удивление полон белых пятен. Начиная с вопроса, откуда и зачем пришли к младенцу Христу волхвы. Евангелист Матфей, который приводит историю рождения Спасителя, дважды уточняет: "с востока".
"Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему", — говорят волхвы в Иерусалиме иудейскому царю Ироду Великому.
© РИА Новости / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкРельеф "Рождество. Поклонение волхвов"
Рельеф Рождество. Поклонение волхвов
Рельеф "Рождество. Поклонение волхвов"
Не на шутку встревожившийся за свой трон правитель выяснил у них, что некий "Царь Иудейский" родился в Вифлееме. Он попросил волхвов во всех подробностях разузнать о младенце, чтобы затем самому "поклониться ему". Но это было лукавство — Ирод попросту хотел убить возможного потенциального конкурента.
"Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою", — повествует евангелист.
И все. Больше никаких намеков на то, как их звали, кем они были по национальности. Неизвестно даже, сколько их было и вернулись ли они домой.
А между тем сюжет Рождества, несмотря на крохи приведенной в Писании информации, — один из ключевых для христианства. Уже в первые века нашей эры верующие отходят от буквального прочтения Евангелия и начинают в нем искать тайные духовные смыслы — оттого так ценны какие-либо новые подробности того или иного эпизода из жизни Христа.

Царские чародеи

Именно у первых христиан, примерно с III века, начинается масштабное "расследование", которое длится до сих пор: кем были волхвы? Первую важную зацепку дал сам евангелист Матфей.
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин / Перейти в фотобанкХрам Рождества Христова в городе Вифлеем. Серебряная звезда обозначает место Рождества Христова
Храм Рождества Христова в городе Вифлеем. Серебряная звезда, обозначающая место Рождества Христова
Храм Рождества Христова в городе Вифлеем. Серебряная звезда обозначает место Рождества Христова
"В дошедшем до нас древнегреческом варианте Евангелия фигурирует слово magis. На славянский его перевели как "волхвы". Значение этого греческого слова — человек, который занимается какими-то сверхъестественными вещами", — объясняет РИА Новости библеист Андрей Десницкий.
Конкретно эти маги занимались астрологией. Так как в древнееврейской традиции гадание по звездам порицалось, "страна на востоке" вряд ли находится по соседству с Иудеей. Но звезды подсказали волхвам, что родился именно Царь Иудейский — Мессия. Значит, они были знакомы с иудаизмом и его священными текстами.
Единственным местом "восточнее", которое в древности было центром астрологии и астрономии и где жили евреи, историки считают город Вавилон на территории современного Ирака.
В 1998 году американский астроном Майкл Молнар привел косвенные доказательства вавилонского происхождения волхвов: все дело в "вифлеемской звезде", которая возникла на востоке. Оказывается, "на востоке" — технический термин, использовавшийся древними астрономами для чрезвычайно редкого небесного феномена: в определенный день раз в сотни лет рано утром на восточном горизонте ненадолго появляется планета Юпитер. Это, по словам ученого, результат того, что Земля в какой-то момент начинает двигаться относительно Солнца быстрее, чем Марс, Юпитер и Сатурн. Этот феномен зафиксировали как раз в Вавилоне, посчитав его "особым, царским знаком".
"Традиция ассоциирует волхвов с Вавилоном и в меньшей степени с Персией. Учитывая, что Междуречье в то время было частью Парфянской державы, можно полагать, что персидским (парфянским) считалось подданство, а вавилонским — происхождение волхвов", — уточняет РИА Новости религиовед Илья Вевюрко.
При чтении Евангелия складывается ощущение, что Ирод чуть ли не командует ими: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Но получив во сне откровение, что к Ироду не надо возвращаться, они идут домой другим путем. Неужели волхвы были настолько беззащитны, что побоялись нарушить повеление чужого царя?
Но ведь снарядить целую экспедицию в далекую страну, да еще захватить с собой очень ценные по тем временам подарки — дело весьма затратное. Так кем же были они по статусу?

"Короли" из Аравии

Оказывается, создание знаменитого на весь мир Кёльнского собора напрямую связано с загадкой волхвов. В нем хранится золотой саркофаг, признанный шедевр средневекового прикладного искусства. Внутри — мощи волхвов, в Европе их называют также "три короля".
О том, что астрологи были далеко не последними людьми в Вавилоне, свидетельствовал еще древнегреческий историк Геродот. Маги были советниками персидского правителя — на основе их прорицаний он нередко принимал важные решения. А однажды, пишет Геродот, маг по имени Смердис и вовсе захватил власть в могущественном Персидском государстве, пока царь Камбис воевал с египтянами.
Вот и некоторые раннехристианские мыслители называют волхвов "правителями". Так, Тертуллиан в III веке писал, что новорожденному Христу поклонились "почти цари". Возможно, он имел в виду властителей одного из небольших государств, разбросанных восточнее реки Иордан.
CC BY-SA 3.0 / Welleschik / Святыня трех волхвов за алтарем Кёльнского собора
Святыня трех волхвов за алтарем Кельнского собора
Святыня трех волхвов за алтарем Кёльнского собора
Впрочем, Тертуллиан допускает, что правители пришли к Спасителю не из Междуречья, а с Аравийского полуострова. Об этом говорит характер поднесенных божественному младенцу даров.

Дары и имена

Золото, ладан и смирну поднесли Христу неспроста. Каждый из подарков полон глубокого смысла.
Золото — дар царю. Ладан — застывшая ароматическая древесная смола — Богу. А смирна — благовонный бальзам для погребения — знак того, что новорожденному Мессии надлежит умереть за человечество.
© Фото : сайта администрации губернатора Санкт-ПетербургаДары волхвов прибыли в Петербург. Фото с места события
Дары волхвов прибыли в Петербург. Фото с места события
Дары волхвов прибыли в Петербург. Фото с места события
"Если было три дара, то логично предположить, что их поднесли три человека. Это число дарителей и вошло в традицию", — говорит Андрей Десницкий.
В Средневековье у дарителей появляются имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар.
В древности центром производства ладана было плато Дофар в Омане, что, по всей видимости, и дало жизнь версии об аравийском происхождении волхвов. Впрочем, во времена Христа международная торговля была настолько интенсивной, что ценную смолу можно было купить в той же Иудее — ее использовали священники Иерусалимского храма во время богослужений.
© Depositphotos / fotomemВерблюды в провинции Дофар, Оман
Верблюды в провинции Дофар, Оман
Верблюды в провинции Дофар, Оман

"Чудеса — не главное"

Доподлинно не известна и дальнейшая судьба даров. Церковное предание гласит, что их хранила у себя Богородица. Незадолго до своего Успения (ухода из земной жизни) она передала реликвию иерусалимской общине христиан. В 400 году византийский император Флавий Аркадий перенес Дары волхвов в Константинополь.
От захвативших столицу Византийской империи в 1453 году турок реликвию спасла сербская принцесса Мария Бранкович, в юности выданная замуж за отца покорившего Константинополь султана Мехмеда II. Каким-то образом ей удалось убедить мужа не обращать ее в ислам. После падения столицы Византии она стала собирать христианские святыни, спасая их от разграбления.
А еще Мария Бранкович мечтала посетить Афон, где, согласно монашеской традиции, женщинам находиться запрещено. Но глубоко уважавший свою мать Мехмед II передал ей Святую гору в управление, и в 1470 году она все же решилась посетить это место и привезла с собой несколько реликвий, в том числе Дары волхвов.
Однако до монастыря святого Павла, который был ближе всего к пристани, Мария Бранкович так и не дошла. Почему — загадка. Есть предание, по которому на полпути к обители она услышала голос: "Не приближайся! Отсюда начинается царство иной Владычицы, Царицы Небесной, госпожи Богородицы, предстательницы и охранительницы Святой горы".
А святыня с тех пор хранится в афонском монастыре святого Павла. "Золото, которое волхвы поднесли Христу, выглядело не как банковские слитки. В те времена был обычай дарить отлитые из золота сосуды. Но в Византии императоры приняли решение переплавить эти сосуды и сделать из них подвески. А ладан и смирну скатали в шарики (их около 70. — Прим. ред.). И сейчас дары представляют собой 28 золотых пластин, которые, как ожерелье, украшены ладаном и смирной", — рассказывает РИА Новости православный журналист Максим Клименко, неоднократно посещавший Афон.
Поклонение реликвии — незабываемое событие в жизни любого паломника. "Когда прикладываешься к Дарам волхвов, от них исходит ощутимое благоухание, но оно отличается от того аромата, что исходит от мощей святых", — свидетельствует он.
В 2014 году Дары волхвов впервые покинули афонскую обитель: их доставили для молитвенного поклонения в города России, Украины и Белоруссии. С 6 по 30 января в этих странах к святыне приложилось почти полтора миллиона человек.
"Главная ценность этой святыни для нас, православных верующих, заключается не в тех чудесах и исцелениях, которые, безусловно, были. Прежде всего это подтверждение историчности евангельского события", — заключает Клименко.
Выставка Янтарные вехи истории в Калининграде
Рождество: почему для науки Иисус Христос — реальный персонаж
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала