Рейтинг@Mail.ru
Идеологически верная Снегурочка: откуда взялась внучка Деда Мороза - РИА Новости, 02.01.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Идеологически верная Снегурочка: откуда взялась внучка Деда Мороза

© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкУчастница торжественного шествия во время парада Снегурочек в Москве
Участница торжественного шествия во время парада Снегурочек в Москве
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 2 янв — РИА Новости, Анна Кочарова. Девочка из снега постепенно превратилась во внучку Деда Мороза и стала одним из главных действующих лиц советских новогодних утренников. Художник и исследователь народного костюма Андрей Боровский в интервью РИА Новости рассказал, как менялась Снегурочка и кто придумал для нее наряд.

Как появилась Снегурочка

Впервые этот персонаж возник в одноименной сказке Александра Островского. Драматург воспользовался сюжетом из сборника Афанасьева. Бездетные родители, обретающие ребенка чудесным образом, — распространенный фольклорный мотив.
© РИА Новости / Давид ШоломовичДед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке в одном из московских клубов
Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке в одном из московских клубов
Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке в одном из московских клубов
Это напоминает и "Дюймовочку" Андерсена, и всем известную сказку про "Колобка", где дед и баба делают себе ребенка из теста. История про "тестяного" ребенка есть у всех народов Европы, замешивание теста — это аллегория рождения плоти. А в русском фольклоре есть сюжет о девочке из снега.
Но эти сказки, записанные Афанасьевым и Далем, совсем не добрые и не детские: в лучшем случае Снегурочка тает, а в худшем — ее заманивают в лес подруги, убивают, расчленяют и закапывают. На ее могиле вырастает прутик, который срезает заезжий купец, а дудочка, сделанная из прутика, рассказывает всем страшную правду.

"Снегурочка" на театральной сцене

Вторая половина XIX века — это эпоха "русского стиля", поиска национальных форм в искусстве, открытие русских сюжетов в живописи и театре. В духе времени было и обращение к народным сказкам.
«
Вскоре, взяв за основу пьесу Островского, композитор Римский-Корсаков написал оперу. Впрочем, у Островского сказка не новогодняя, а весенняя — про весну и любовь.
Писатель создает сказочную дохристианскую Русь, где персонажи славянской мифологии, как бог солнца Ярило, существуют вместе с людьми и другими героями, придуманными драматургом. У него Снегурочка — дочь Мороза и Весны, она родилась от странной любви на границе разных состояний природы — именно поэтому она не может найти себе места ни в мире богов, ни в мире людей.
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкДед Мороз и Снегурочка в вагоне тематического поезда
Дед Мороз и Снегурочка в вагоне тематического поезда
Дед Мороз и Снегурочка в вагоне тематического поезда
После оперы Римского-Корсакова сама сказка Островского стала настоящим хитом детской литературы: ее многократно переиздавали с иллюстрациями разных художников.
Из картинок к детским книжкам начал складываться образ Снегурочки — скромная девушка в небогатом крестьянском костюме. Тогда же Снегурочку связывают с рождественскими елками — популярный сюжет часто использовался на детских утренниках.
Но еще более важную роль в формировании образа этой героини сыграла сцена. Для постановок и пьесы Островского, и оперы Римского-Корсакова привлекались самые талантливые и популярные художники. Снегурочку на сцене "одевали" Врубель, Рерих, Кустодиев, Коровин.
© РИА Новости / Евгения Новоженина | Перейти в медиабанкУчастницы парада Снегурочек на Тверском бульваре в Москве
Участницы парада Снегурочек на Тверском бульваре в Москве
Участницы парада Снегурочек на Тверском бульваре в Москве

Русские сказки и модные подиумы

Главным художником Снегурочки можно назвать Виктора Васнецова — он создавал ее образ и для любительских семейных спектаклей, и для величественной постановки на сцене частной оперы Саввы Мамонтова.
«
Каждый раз Снегурочка представала у Васнецова по-новому, но именно художественное решение оперы 1895 года стало образцовым для нескольких поколений режиссеров и повторялось на сценах уже советских театров.
Виктор Васнецов никогда не пытался имитировать исторический костюм, он заново придумывал сказочную реальность. В этом уникальность его гения: он создал убедительное фэнтези, вселенную русской сказки — подобно тому, как Толкин прописал свои сказочные миры с точностью до деталей.
© Виктор Васнецов, 1895 - AFP/Miguel MedinaВиктор Васнецов. Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", 1895 год./Показ коллекции Valentino
Виктор Васнецов. Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова Снегурочка 1895 / Показ коллекции Valentino
Виктор Васнецов. Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", 1895 год./Показ коллекции Valentino
Полтора столетия спустя эскизы Васнецова вдохновили модный дом "Валентино", послужив прототипом одной из самых популярных за последнее десятилетие "русских коллекций", выпущенной в 2015 году. Мы видим на подиуме Снегурочку, меняющую наряды актуального силуэта из современных тканей, но с тем же характером, что был придуман Васнецовым.

Роскошный наряд из парчи

Образ Снегурочки не покидал Васнецова и вне театра. В 1899 году он написал живописное полотно, впервые поместив Снегурочку в зимний лес и нарядив ее в парчовую шубу, шапочку с меховой оторочкой, рукавицы. Снежная девочка из народной сказки, слепленная родителями-крестьянами, вряд ли могла быть в таком роскошном наряде.
Дочь Мороза и Весны из сказки Островского тоже одевалась иначе — ее изображали в архаичных одеждах славянской старины. Васнецов создал собственную Снегурочку, совсем не театральную, но настолько сказочную, что именно этот образ на многие поколения определил облик новогодней героини.
© Виктор Васнецов, 1899 / Михаил Врубель, 1890Виктор Васнецов. "Снегурочка", 1899, ГТГ/Михаил Врубель. "Снегурочка", 1890. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина
Виктор Васнецов Снегурочка, 1899,  ГТГ  \\ Михаил Врубель Снегурочка, 1890, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Виктор Васнецов. "Снегурочка", 1899, ГТГ/Михаил Врубель. "Снегурочка", 1890. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина
Современной Снегурочки не было бы и без Михаила Врубеля. Он не любил работать для театра, не терпел, когда постановщики диктовали ему идеи, конфликтовал с режиссерами. Исключением были спектакли, в которых пела его жена — Надежда Забела-Врубель, звезда сцены, одна из самых известных исполнительниц партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова.
«
Для нее Врубель придумал костюм: полуплатье-полушубку из голубой парчи и необычный головной убор из снежинок и снежков.
И еще одного художника необходимо упомянуть — Бориса Зворыкина. Его можно назвать гениальным плагиатором: талантливый график начал с подражания Билибину, зачастую буквально перерисовывая его иллюстрации или сюжеты Васнецова и других художников. На рубеже XIX-XX веков отношение к плагиату было совсем иным, художники не стеснялись заимствований и бродячих сюжетов. Обретя собственную манеру, Зворыкин стал непревзойденным и признанным мастером. Лучшие свои иллюстрации он создал уже в эмиграции, после революции.
© Борис Зворыкин / Николай РерихБорис Зворыкин. Иллюстрация к сказке "Снегурочка"/Николай Рерих. Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1920 год
Борис Зворыкин, иллюстрация к сказке Снегурочка \\ Николай Рерих эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» 1920
Борис Зворыкин. Иллюстрация к сказке "Снегурочка"/Николай Рерих. Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1920 год
Так в 1925 году в Париже родилась Снегурочка Зворыкина. Иллюстрируя сказку, он объединил в одном образе находки предшественников. Снегурочка наряжена в парчовую шубу, как у Васнецова, но голубого цвета с серебряными узорами, как на эскизе Врубеля. На голову своей героине Зворыкин надел фантастический кокошник, напоминающий снежинку. Этот кокошник взят с картины "Царевна-Лебедь" Врубеля — тоже один из образов, придуманных художником для жены.
Работы этих трех художников и определили современную Снегурочку: это или сказочная девочка из леса, которой требуется забота, или невеста в блистательном кокошнике и парче, ищущая жениха. Вся советская и постсоветская иконография следует этим двум образам.

Внучка Деда Мороза

В начале ХХ века у Снегурочки не было никакой специальной роли на новогоднем празднике. Дед Мороз уже пришел из Германии — вместе с распространением почтовых открыток. Часто его изображали с маленьким мальчиком: Дед — это старый год, малыш — новый, наступающий.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкДед Мороз с мальчиком во время новогоднего представления
Дед Мороз с мальчиком во время новогоднего представления
Дед Мороз с мальчиком во время новогоднего представления
Деда всегда одевали в красную или белую шубу, а мальчика — в голубой костюм. Эта пара героев потом повлияла на новогоднюю традицию и определила цвета костюмов праздничных персонажей.
«
В качестве внучки Деда Мороза Снегурочка появилась впервые на новогоднем празднике в 1937 году — был снят запрет на наряжание елки, долгое время считавшейся рождественским религиозным пережитком, неуместным в советском государстве.
На первой официальной елке в Доме Союзов Деда Мороза сопровождала девочка в голубом костюме. Мы до сих пор не знаем, кто написал сценарий праздника, но, в отличие от сказки Островского, где Снегурочка была дочерью Мороза, здесь ее назначили его внучкой.
© РИА Новости / Анатолий Гаранин | Перейти в медиабанкНовогодний бал в Кремле. Москва, 1954 год
Новогодний бал в Кремле. Москва, 1954 год
Новогодний бал в Кремле. Москва, 1954 год
При этом остался след европейской традиции изображения уходящего и нового года как старика и мальчика. Роли распределились настолько удачно, что мы им следуем по сей день: Дед Мороз — это ведущий, говорящий величественным басом, а девочка проводит игры и выступает посредницей между Дедом Морозом и детьми. По-прежнему актуальны два варианта костюма Снегурочки: шубка с шапкой или платье с кокошником. Неизменна и их цветовая гамма — серебристо-голубая.

Снегурочка в кино

Кинематограф тоже подхватил этот образ. С 1950-х годов сняли как минимум пять фильмов по сюжету Островского, затем Снегурочка перешла и в мультипликацию. Исходя из идеологии, советская Снегурочка не может быть одета в парчу, золото и жемчуг. Как у любой лирической героини советских мультфильмов, главное ее украшение — скромность.
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанкГирлянды из новогодних открыток в торговом доме "ГУМ" в Москве
Гирлянды из новогодних открыток в торговом доме ГУМ в Москве
Гирлянды из новогодних открыток в торговом доме "ГУМ" в Москве
Образ кочует из картины в картину, Снегурочка всегда одета в скромный розовый или голубой сарафан без украшений. Это стилистически нейтральный наряд народного хора тех лет, когда на сцене отказались от крестьянской яркости или боярской роскоши русского костюма. В те годы русский костюм — это костюм "колхозный", а все сказочные героини — не просто добродетельные девицы, но немножко колхозницы и стахановки.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала