Рейтинг@Mail.ru
Отдавали на разграбление: как в разные годы наряжали новогоднюю елку - РИА Новости, 28.12.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Отдавали на разграбление: как в разные годы наряжали новогоднюю елку

© РИА Новости / Александр Поляков | Перейти в медиабанкЕдинственный экземпляр новогоднего шара 1937 года с изображением Владимира Ленина и Иосифа Сталина на Выставке новогодней игрушки "Мерцание истории в елочном шарике"
Единственный экземпляр новогоднего шара 1937 года с изображением Владимира Ленина и Иосифа Сталина на Выставке новогодней игрушки Мерцание истории в елочном шарике
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 28 дек — РИА Новости, Анна Кочарова. Стеклянные шары, шоколадные конфеты с орехами или же игрушки на производственную тематику — елочные украшения тоже отражают дух времени и следуют моде. О том, как менялись новогодние традиции, в интервью РИА Новости рассказала Мария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы.

Стеклянные шары — райские яблоки

"Стеклянные шары пришли к нам из Германии начала XIX века. Изначально это были как бы райские яблоки из Библии, частично связанные с немецким язычеством. Со временем яблоки превратились в стеклянные шары", — рассказывает Мария Калиш.
Надев специальные белые перчатки, она аккуратно берет в руки экспонаты музея — новогодние игрушки разных лет. Они очень хрупкие, одно резкое движение — и изделие может пострадать.
© РИА Новости / Евгений ОдиноковМария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы
Мария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы
Мария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы
"В моей семье есть воспоминания о том, как елку украшали маленькими крымскими яблочками. Это дореволюционная традиция, которая сохранялась вплоть до Великой Отечественной войны, несмотря на запрет на елки в первые годы советской власти. Еще елки украшали золочеными орехами, пряниками и конфетами", — продолжает специалист.
"Активно праздновать Новый год и Рождество с елкой в Европе и Северной Америке стали со второй половины XIX века. В Москве эти традиции связаны с поселившимися здесь немцами, это в основном были представители буржуазного среднего класса. Также свою роль в популяризации елок сыграли германские принцессы, занимавшие российский престол", — говорит Мария.
«
Традицию использования еловых и сосновых ветвей в качестве декора ввел Петр Первый. По его указу так украшали все государственные учреждения, в том числе и государевы кабаки. В результате елки надолго стали символом питейного заведения.
Мария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы
Мария Калиш
старший научный сотрудник Музея Москвы
Мария не только изучает традиции елочных игрушек, но и сама собрала небольшую коллекцию. К празднику она, конечно же, наряжает домашнюю елку этими экспонатами и публикует фотографии в соцсетях.

Клад на антресолях

Старые игрушки достаются не только по наследству. Коллекционеры целенаправленно ходят по блошиным рынкам, скупая елочные украшения, ищут в интернете: на разных сайтах есть множество групп, где продаются новогодние раритеты и обсуждается, как их отреставрировать.
© РИА Новости / Игорь Бойко | Перейти в медиабанкНабор елочных игрушек начала 1950-х на тему русских сказок, изготовленный на московском заводе елочных украшений
Набор елочных игрушек начала 1950-х на тему русских сказок, изготовленный на московском заводе елочных украшений
Набор елочных игрушек начала 1950-х на тему русских сказок, изготовленный на московском заводе елочных украшений
Стоимость колеблется примерно от 100 рублей до 15 тысяч рублей — все зависит от возраста, размера, качества и состояния предмета. Впрочем, сколотить состояние, продав чемодан старинных стеклянных шаров, вряд ли удастся: настоящие раритеты на антресолях сохранились не у многих. Стеклянные украшения — вещь хрупкая. Здесь, скорее, важна атмосфера, которую можно создать дома благодаря таким игрушкам.
"Даже во время запрета на празднование Нового года в 1920-х в семьях все равно устраивали торжества. И елки, несмотря ни на что, продавались на базарах. Например, в нашей семье елку покупали на рынке на площади Горького, на Хитровке. Наряжали по канону сохранившимися игрушками, а также теми, которые продолжали делать кустари. В продажу все равно поступали большие конфеты, которые можно было вешать на елку. Несмотря на пропаганду, в быту традиции сохранялись. Моя двоюродная тетка вспоминала, что до 1932 года, пока не закрыли Лютеранский собор Петра и Павла в Москве, там устраивали классические немецкие елки, на которые она ходила ребенком".
© РИА Новости / Анатолий Гаранин | Перейти в медиабанкНовогодний вечер в одном из московских клубов. 1938 год
Новогодний вечер в одном из московских клубов. 1938 год
Новогодний вечер в одном из московских клубов. 1938 год

Игрушки из ваты

Помимо шаров и конфет с орехами, на елку вешали бусы из стекла. Но популярнее всего, отмечает Мария, были ватные игрушки. "В коллекции Музея Москвы их очень много, самые ранние относятся к концу XIX века. Вата вошла в обиход в середине XIX века. Этот материал был доступным и удобным, как бы мы сказали на современном языке — композитный материал", — объясняет Мария.
© РИА Новости / Дмитрий Коробейников | Перейти в медиабанкВатные фигурки для украшения новогодней елки на выставке Рождественских игрушек, созданных мастерами прошлого столетия
Ватные фигурки для украшения новогодней елки на выставке Рождественских игрушек, созданных мастерами прошлого столетия
Ватные фигурки для украшения новогодней елки на выставке Рождественских игрушек, созданных мастерами прошлого столетия
"При изготовлении игрушки сначала делали каркас из проволоки, крепили на него голову из мастики или папье-маше, — продолжает эксперт. — А дальше начиналась обмотка — мокрые и сухие слои, в зависимости от того, какой эффект нужен. Это похоже на работу с пластилином, хотя есть свои особенности. Покрывали красками на водной основе, темперой или акварелью. Сверху иногда добавляли толченую слюду, которая создавала эффект мерцания. Такие игрушки делали и дома, и в кустарных мастерских. В том числе и в советское время".
«
Вещи получаются очень теплые и живые, сейчас вновь эта техника вошла в моду.
Мария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы
Мария Калиш
старший научный сотрудник Музея Москвы

История страны в игрушках

По елочным игрушкам можно изучать культуру и историю страны. "Чаще всего персонажей для елочных игрушек брали из сказок, — отмечает сотрудница Музея Москвы. — Например, Кот в сапогах всегда был популярным героем. Еще именно в России делали грибочки на елку. Советские игрушки нередко посвящались важным событиям в жизни страны.
Так, в коллекции нашего музея есть игрушка, которая представляет целую сцену: Папанин на льдине. Скорее всего, это домашняя поделка 1930-х годов".

Когда вновь разрешили елки, появились украшения, связанные с советскими достижениями и свершениями. Вместо Вифлеемской звезды — пятиконечная.
© РИА Новости / Евгений ОдиноковСтарший научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш показывает пятиконечную звезду для елки
Старший научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш показывает пятиконечную звезду для елки
Старший научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш показывает пятиконечную звезду для елки
"У нас есть интересный экземпляр: звезда сделана с использованием дореволюционной мишуры, которая пущена по каркасу, а плетение серпа и молота выполнено по принципу кружевного. Или же на елке мог появиться полярный мишка, который везет почту. Иногда воспроизводили фарфоровые статуэтки народов СССР. В то же время оставались и традиционные игрушки — грибочки и зверушки", — говорит Мария Калиш.
Фестиваль Путешествие в Рождество. Архивное фото
В Москве раздадут 80 тысяч подарков на фестивале "Путешествие в Рождество"
Елки разрешили в 1932 году. После этого пропаганда велась в основном через журналы, в разделах "сделай сам". Там объясняли, как нарядить елку и устроить праздник. Такие рекомендации можно было найти и в книгах для будущих хозяек. Тогда же, в 1930-е, стали проводить и новогодние елки для детей — у родителей на работе, в школе, в Моссовете, в Кремле.
"В хрущевские времена артели либо объединили в большие производства, либо закрыли, — рассказывает эксперт. — Это коснулось, в принципе, всех народных промыслов. Открылись большие производства елочных игрушек. Профессиональные художники создавали образцы, а мастера их уже воспроизводили. Это должно было улучшить качество продукции".
«
Действовали худсоветы, которые могли и не принять идеологически неверную игрушку, например, слишком слащавое изображение девочки.
Мария Калиш, старший научный сотрудник Музея Москвы
Мария Калиш
старший научный сотрудник Музея Москвы
"В то же время в елочной игрушке можно было избежать идеологии, в эту сферу очень часто приходили талантливые художники. Например, чтобы сделать настоящую принцессу под видом Золушки", — уточняет сотрудница Музея Москвы.

Новые формы и материалы

Мария показывает "космические" игрушки 1960-х годов. "Одно из главных событий хрущевской эпохи — полет Гагарина в космос. Елки украшали космонавтами, ракетами. И с тех пор символ Нового года — изображение мальчика в скафандре, на котором указан наступающий год", — отмечает коллекционер.
© РИА Новости / Евгений Одиноков Набор старых елочных украшений из коллекции Музея Москвы
Набор старых елочных украшений из коллекции Музея Москвы
Набор старых елочных украшений из коллекции Музея Москвы
Появились сложные по формам шары-полусферы. "Впрочем, это скорее было связано не с темой космоса, а с развитием самой формы, художественными поисками, — комментирует эксперт. — К тому же на фабричном производстве и технические возможности были шире. К 1970-м упростились рисунки, формы стали менее натуралистичными, более обобщенными и авангардными. Это соответствовало духу модернизма тех лет".
Все больше использовалось стекло, пластиковые украшения заменили ватные. "С 1970-х в магазинах продавались стеклянные наборы шаров из ГДР. Новые материалы смотрелись нарядно и ярко. Вернулись колокольчики, символ дореволюционного Рождества", — добавляет Мария Калиш.
© РИА Новости / Игорь Бойко | Перейти в медиабанкНабор шаров "Огненные кони", изготовленный на московском заводе елочных украшений
Набор шаров Огненные кони, изготовленный на московском заводе елочных украшений
Набор шаров "Огненные кони", изготовленный на московском заводе елочных украшений
"В нулевые наступило время пластика: яркие формы, мода на двух-трехцветные елки с плотной развеской игрушек одной-двух форм, — заключает эксперт. — Вошли в моду палочки-леденцы, которые за крючки цепляются на ветки (это английская и американская традиции), появились бантики, которые были до революции, но так и не прижились у нас. Одновременно вошел в моду винтаж, люди увлекаются старыми игрушками".
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала