Самый бурный роман ХХ века. Картины Фриды Кало и Диего Риверы в Москве
© Предоставлено пресс-службой Музея ФабержеСлева - Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945. Музей Долрес Ольмедо. Справа - Диего Ривера. Автопортрет в шляпе. 1907. Музей Долрес Ольмедо
© Предоставлено пресс-службой Музея Фаберже
Читать ria.ru в
Москва, 21 дек — РИА Новости, Анна Кочарова. В московском Манеже открывается уникальная выставка Фриды Кало и Диего Риверы. Более 90 работ этих мексиканских художников, архивные фотографии и документы представлены в экспозиции "Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний". РИА Новости рассказывает, почему это событие нельзя пропустить.
Любовь и драма
История взаимоотношений этих двух художников — готовый сюжет романа или голливудского блокбастера. Знакомство состоялось в мастерской Диего, когда Фрида привезла свои работы на оценку маститому живописцу.
© Фото предоставлено Музеем Долорес ОльмедоЛюсьена Блох. Фрида и Диего в Нью-Йорке. 1931—1933 годы
© Фото предоставлено Музеем Долорес Ольмедо
Люсьена Блох. Фрида и Диего в Нью-Йорке. 1931—1933 годы
Сама художница не раз говорила, что в ее жизни было две аварии: одна — в которой она чуть не погибла, вторая — любовь к Диего.
В Манеже демонстрируются не только многочисленные фотографии знаменитой пары, но и письма, которые Фрида писала мужу с 1940 по 1953 год.
«
Ривера был старше Кало на 20 лет, но это не стало преградой ни для брака, ни для последовавшего развода и повторного брака.
"Их переписка позволяет понять, что жизнь Фриды крутилась вокруг трех пунктов: Диего, живопись и страдание", — говорит швейцарский коллекционер Анн-Мари Спрингер, предоставившая для выставки свою коллекцию любовных писем знаменитых художников. И цитирует послание Фриды 1953 года, когда Диего был в отъезде: "Постарайся вернуться как можно скорее, потому что без тебя Мексика не существует. Я обожаю тебя".
Страдания Фриды: в жизни и на картинах
Трагическая и невероятная судьба мексиканской художницы легла в основу голливудского фильма "Фрида" 2002 года с Сальмой Хайек в главной роли. После этого Фрида Кало стала настоящей поп-иконой во всем мире, отмечает Адриана Харамильо, директор по связям с общественностью Музея Долорес Ольмедо, предоставившего для экспозиции работы из своего собрания.
© Предоставлено пресс-службой Музея ФабержеФрида Кало. Автобус. 1929 год. Музей Долорес Ольмедо
© Предоставлено пресс-службой Музея Фаберже
Фрида Кало. Автобус. 1929 год. Музей Долорес Ольмедо
"Картины Фриды очень интимные, каждый видит в них что-то очень личное, близкое только ему. Люди, преодолевшие тяжелые жизненные испытания, часто ассоциируют себя с ее образами", — продолжает Харамильо.
«
Вечные физические страдания, невозможность иметь детей, отношения с Диего и питомцы, которые становятся настоящими друзьями, — работы Фриды всегда узнаваемы.
Со временем ее картины освоила массовая культура, украсив ими сумки, обувь и предметы интерьера.
"В работах Фриды люди находят много современного: тема феминизма, отношение к животным, как к своим детям. Полотна очень яркие, это и есть настоящая Мексика. Частично она черпала это в народном искусстве, частично — это цвета самой страны", — объясняет специалист.
© Предоставлено пресс-службой Музея ФабержеФрида Кало. Натюрморт (Я принадлежу Самуэлю Фастлихту). 1951 год. Галерея "Арвиль"
© Предоставлено пресс-службой Музея Фаберже
Фрида Кало. Натюрморт (Я принадлежу Самуэлю Фастлихту). 1951 год. Галерея "Арвиль"
Живопись Диего: классика мексиканского искусства
"Сегодня Диего Ривера известен многим преимущественно как муж Фриды Кало, — говорит Адриана Харамильо. — Но на родине он — настоящая икона, самый известный художник, классик мексиканского искусства. Он занимался станковой живописью, а в своих монументальных работах — настенных росписях — запечатлел многих известных современников. В какой-то степени он зафиксировал историю Мексики".
«
По сей день во многих зданиях остались его монументальные фрески. Люди встречаются с его работами не только в стенах музеев.
"Фрида написала немного — около 200 работ. А у Диего порядка трех тысяч, и они сегодня находятся в разных странах мира, от США до России. Он писал каждый день, это была его истинная страсть", — рассказывает Адриана.
© Предоставлено пресс-службой Музея ФабержеДиего Ривера. Гамак. 1956 год. Музей Долорес Ольмедо
© Предоставлено пресс-службой Музея Фаберже
Диего Ривера. Гамак. 1956 год. Музей Долорес Ольмедо
Живопись Риверы очень разная: в молодости он увлекался кубизмом, позже писал почти в реалистической манере. И если картины Фриды Кало два года назад выставляли в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, то такая ретроспектива Риверы для многих станет, возможно, первым знакомством с художником.
Друг Советского Союза
И Ривера, и Фрида были истовыми коммунистами. Несмотря на преданность идеям, Диего несколько раз исключали и восстанавливали в партии. Надо сказать, что именно благодаря ему поддерживались международные контакты мексиканских художников и искусствоведов.
Трагедия русской жены Пабло Пикассо: кем была для художника Ольга Хохлова
20 ноября 2018, 08:00
С Советской Россией художника связывали особые отношения. Известно, что в Мексике он часто опекал гостей из СССР, дружил с Маяковским. Именно Диего и Кало приютили у себя сбежавшего в Мексику Троцкого, с которым у Фриды вскоре завязался роман.
«
В Советский Союз Ривера приехал впервые в 1927 году и провел здесь год. Потом на родине он активно выступал с лекциями о советской культуре и искусстве.
Второй раз он посетил Москву уже в 1955 году — у художника был рак, и он прибыл в столицу на лечение. Несмотря на плохое самочувствие, активно рисовал. Работы, сделанные после этой поездки, есть на выставке в Манеже — в их числе зимние портреты голубоглазых детей, которые катаются на санках и гуляют на улице.
© Предоставлено пресс-службой Музея ФабержеСлева — Диего Ривера. Ребенок с мороженым. 1956 год. Музей Долорес Ольмедо
Справа — Диего Ривера. Ребенок-спутник. 1956 год. Музей Долорес Ольмедо
© Предоставлено пресс-службой Музея Фаберже
Слева — Диего Ривера. Ребенок с мороженым. 1956 год. Музей Долорес Ольмедо
Справа — Диего Ривера. Ребенок-спутник. 1956 год. Музей Долорес Ольмедо
Несколько работ художник подарил стране Советов — в том числе картину "Славная победа" в 1955 году. Она сейчас в собрании Пушкинского музея.
«
Директор Музея Фаберже Владимир Воронченко признался, что далеко не все работы Фриды Кало и Диего Риверы можно вывозить за пределы Мексики.
Да и те, что можно, следует транспортировать определенным образом, разными самолетами — условия очень жесткие.
Выставка в Манеже, которая организована Музеем Фаберже, продлится до 12 марта. Кроме картин и архивных документов, стоит обратить внимание на копии корсетов, которые Фрида Кало была вынуждена носить и которые она, лежа, расписывала, — еще один штрих к портрету, говорящий о ней не меньше, чем картины.