Рейтинг@Mail.ru
Зеленые губы и черные зубы: самые странные представления о женской красоте - РИА Новости, 08.11.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Зеленые губы и черные зубы: самые странные представления о женской красоте

© Depositphotos.com / SergeyTayДевушка с зелеными губами
Девушка с зелеными губами
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 8 ноя — РИА Новости, Анна Кочарова. В Музее народов Востока открылась выставка "Восток. Другая красота", посвященная стандартам женской внешности. Ее куратор Евгения Карлова в интервью РИА Новости рассказала, зачем монголки густо белили лицо, когда в моду вошли губы зеленого цвета и как Восток и Запад влияют друг на друга.
Диджитал-модель Шуду
"Мисс мира" больше не идеал: как цифровые красавицы вытесняют супермоделей

Боевые подруги и царственные особы

В Монголии женщина по выносливости и умениям не уступала мужчине. Даже костюмы были похожими. В воспоминаниях путешественников, которые ездили по Монголии в середине XII века, монгольские женщины описываются как очень тучные и коренастые, одетые как мужчины. Отличалась только длина халата: у мужчин он был короче.
«
Но при этом монголки очень густо либо белили лицо, либо, наоборот, наносили черную краску.
Это помогало защититься от ветра, уберечь кожу от суровой внешней среды. К тому же во всех странах Востока незагорелое лицо говорило о том, что женщина относится к знатному сословию, не работает под солнцем.
На Кавказе наиболее характерный образ — это царица Тамара. Здесь была важна идея именно того, что женщина выступает как царица, ей не свойственна суета. Она достаточно закрыта, но царственно-снисходительна. Это проявлялось и в костюме, и в поведении, например, в традиционном кавказском танце: плавные движения, прямая осанка, строгость.
© Государственный музей искусства народов ВостокаСлева: Чан Донг Лыонг Перед демонстрацией. Вьетнам 1957 год. Справа: В.В. Сидамон - Эристави. Царица Тамара. Грузия, Тифлис, 1917г.
Слева: Чан Донг Лыонг Перед демонстрацией. Вьетнам 1957 год. Справа: В.В. Сидамон - Эристави. Царица Тамара. Грузия, Тифлис, 1917г.

Огромные прически и маленькие ножки

Весь Дальний Восток воспринимает женщину как арт-объект. Мы знаем, что в странах этого региона традиционно принято изменять природную женскую красоту. В том числе и на физиологическом уровне: скажем, заматывали ноги или груди, чтобы сдерживать рост.
Коко Шанель. Париж, 1944
У русских я научилась работать: правила жизни легендарной Коко Шанель
Маленьким девочкам плотно бинтовали ноги, и все тело росло, а нога — нет. В результате женщины даже не могли ходить сами, их переносили служанки. Это могли себе позволить только знатные дамы. И на выставке есть специальная обувь для такой ножки — сапоги, никогда не ступавшие на землю.
На протяжении нескольких столетий в Корее было очень модно сооружать крупные прически на голове с помощью шиньонов из натуральных волос или даже деревянных конструкций, которые иногда много весили. Это было популярно вплоть до XIX века. Известна история, когда шея девушки сломалась под весом прически.
«
Очень интересно наблюдать, как в Японии развивались традиции макияжа. В какой-то момент в моду вошли губы зеленого цвета.
В эпоху позднего Средневековья японцы научились получать пигмент переливчато-зеленый, по цвету напоминающий крылышки мух. Им красили губы, а зубы были принято чернить. В "Повести о Гэндзи" принц собирается жениться на девушке, которая получила строгое воспитание. И первое, что он предлагает ей сделать, — это почернить зубы, чтобы она наконец-то стала красивой.
© Государственный музей искусства народов ВостокаСлева: Джалсарай. Копия картины Сономцэрэна. Портрет супруги тушету-хана. Монголия, 1948 год. Бумага, темпера. Государственный музей Востока. Справа: Китагава Утамара. (1753-1806) Три красавицы наших дней, цв.ксилография
Слева: Джалсарай. Копия картины Сономцэрэна. Портрет супруги тушету-хана. Монголия, 1948 год. Бумага, темпера. Государственный музей Востока. Справа: Китагава Утамара. (1753-1806) Три красавицы наших дней, цв.ксилография
Китай представлен на выставке как "опасная красота". Существует, вроде бы, неофициальный список китайских красавиц, которые очень знамениты. Начинается он еще до нашей эры. Все эти женщины повлияли на историю государства через влюбленных в них правителей.
Можно здесь вспомнить и легендарную воительницу из китайской поэмы Хуа Мулань — прообраз принцессы в  диснеевском мультике — это исторический персонаж, есть ее изображение. Женщина могла быть социально активной, хотя это и не одобрялось. 

Эмансипированные наездницы

В Юго-Восточной Азии женщина, как и во многих культурах, — хранительница домашнего очага, труженица и мать. Это отражается и в костюмах, есть также свои тонкости с макияжем и укладкой.
Итальянские студенты-дизайнеры изучают русские народные промыслы
Приключения иностранцев в России: чему итальянки научились в провинции
Традиционно все женщины — хрупкие, покладистые, с блестящими волосами, белой кожей, передвигаются, мелкими шагами, семеня ножками. Но во Вьетнаме, к примеру, есть потрясающие истории о женщинах-воительницах. У них настолько огромная обнаженная грудь, что они, скача верхом на лошади, закидывали ее за спину, чтобы не мешала во время боя. Эти женщины отличаются активностью, решительностью.
В исламских странах влияние европейской культуры, может быть, меньше заметно. Здесь очень сильны традиции, основанные на конфессиональных представлениях о месте женщины. Например, запрещено менять внешность — ортодоксальная мусульманка даже не выщипывает брови.
© Государственный музей искусства народов ВостокаСлева: Б.Ю. Нурали. Сбор винограда, Туркмения, 1929. Справа: Гауранго Чаран Сон. Туалет Радхи, 1930- 1940е гг.
Слева: Б.Ю. Нурали. Сбор винограда, Туркмения, 1929. Справа: Гауранго Чаран Сон. Туалет Радхи, 1930- 1940е гг.

Восток и Европа

Взаимодействие с европейской культурой на Востоке началось в конце XVIII — начале XIX веков. Но самое  конкретное его проявление — это ХХ век, особенно в послевоенный период.
Девушка на крыше
Дорого и уродливо: как кроссовки стали культом и почему они столько стоят
Известно, что в Корее женщины активно делают пластические операции. Это своего рода инициация: девушкам, которые поступают в институт, родители оплачивают блефаропластику, чтобы они могли укрупнить глаза, — это считается эталоном красоты. Уменьшается верхнее веко, и глаз становится более круглым и открытым.
По-прежнему принято отбеливать кожу. Практически все косметические средства и кремы в продаже обладают таким эффектом, потому что это считается красивым, как и худая высокая фигура. Раньше на Востоке красивая девушка должна была быть полной, упитанной — это значило, что она из богатой семьи и не работает. Но европейские стандарты ХХ века, когда все женщины бегают трусцой и занимаются фитнесом, сказываются и на восточной культуре.
«
С другой стороны, и мы наблюдаем в нашей повседневной жизни, восточная культура влияет на нас. Женщины сейчас активно покупают корейскую косметику для лица, продающуюся в наших магазинах. На самом деле она ориентирована на другой тип кожи и дает отбеливающий эффект.
Многие увлечены восточными практиками, той же самой йогой. А сколько девушек ходят в широких индийских штанах, которые вовсе не часть традиционного костюма, а были придуманы специально для европейцев! Ведь в Индии делают костюмы двух видов: традиционные индийские и традиционные европейские, предназначенные для приезжих.
Это влияние есть, но мы часто живем скорее воображаемым Востоком. Наши привычные представления о нем не всегда близки к реальности.
 
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала