Дмитрий Лекух
Вышедший в понедельник доклад международного рейтингового агентства Fitch Украину, застывшую в преддверии выборов, безусловно, не очень сильно порадовал. Хоть и был, мягко скажем, "политически обусловленным": выборы в местном failed state проводить по-любому надо, потому как за это экономическое безобразие кому-то все равно придется отвечать. И рейтинговые агентства тут — структуры зависимые, это нужно предельно четко и точно понимать.
А дальше — бог его весть.
Тут все просто.
С точки зрения Fitch, даже "политически благожелательной", у украинской экономики в самом первом приближении есть проблемы, которые при всем желании не спрячешь за известной любому вменяемому бухгалтеру известной "лукавостью цифр". Это прежде всего слабая внешняя ликвидность (а откуда в этом небе алмазы?) и вполне понятный высокий уровень спроса на внешние кредиты, необходимые для обслуживания и хотя бы частичного погашения неподъемного суверенного долга пока еще как бы "государства". Кроме того, Fitch отмечает и другие принципиально нерешаемые в нынешних условиях проблемы.
В числе которых, цитируем — "банковский сектор, институциональные ограничения, геополитические и политические риски".
Все они не решаются.
Да и по большому счету не могут быть решены.
По сути, будем откровенны, рейтинг сохранен Fitch только потому, что Киеву, пусть даже на самых кабальных условиях stand-by credit, удалось хоть на 14 месяцев договориться с Международным валютным фондом. И поэтому он может отчасти рассчитывать на дополнительные кредитные средства, которые, что бы там нам ни рассказывали киевские "эксперты", не пойдут собственно в экономику страны: они и не могут туда пойти по условиям stand-by соглашения.
В общем, все по-честному.
В "краткосрочной перспективе" смягчены "финансовые риски".
Ну а дальше — дальше и трава не расти.
Как говорят на сленге, полный, простите, "фарш".
И здесь возникает, пожалуй, самый главный вопрос: к чему готовиться нам, России.
И ответ, к сожалению, печален: в общем-то, ни к чему хорошему.
У украинских властей будет слишком большое искушение "объявить форс-мажор" по обязательствам. И (мы уже не раз об этом писали) наиболее математически подходящий повод для этого — "большая украинско-российская война". В которую путем бесчисленных провокаций нас обязательно попытаются втянуть.
Здесь будет любое лыко в строку: и неизбежные провокации на Азовском море, и "автокефалия", и откровенно нацистское законодательство о "государственном языке".
Но даже если этого катастрофического сценария ценой профессионализма и ответственности наших дипломатических и специальных служб, надеемся, удастся все-таки избежать, то все равно невесело получается. Иметь под боком такую "гниющую территорию" с нищим, стремительно деградирующим и криминализующимся населением, распадающимися управленческими и силовыми структурами и разрушенной дотла экономикой — это, знаете ли, ну совсем не подарок. И готовиться к этому безобразию, увы, надо начинать прямо и непосредственно сейчас.