МОСКВА, 11 окт – РИА Новости. Добрые и порядочные люди крайне редко встречаются среди успешных бизнесменов по той причине, что они чаще становятся банкротами и гораздо меньше ценят деньги, чем более циничные предприниматели. К такому выводу пришли экономисты и социологи, опубликовавшие статью в журнале JPSP.
Считается, что большинство млекопитающих, кроме человека и некоторых высших приматов, не склонны помогать своим соплеменникам и не поддерживают дружеские связи вне своей стаи. За последние годы ученые провели множество "тестов на альтруизм" с участием шимпанзе, некоторых других обезьян, а также младенцев и детей.
Склонность к альтруизму и взаимопомощи, как сегодня считают эволюционисты, была одной из основных причин успеха и выживания человечества в прошлом. С другой стороны, успех в капиталистической экономике достигается ровно противоположным путем. Здесь, как выражается Матц, "добрых бьют", и побеждают наиболее циничные и бесчеловечные бизнес-практики, служащие фундаментом современных транснациональных мега-корпораций.
Матц и ее коллеги решили проверить, справедлива ли эта пословица, и если да, понять, с чем связано отсутствие успехов у покладистых людей в бизнесе и финансовой сфере. Для этого ученые проанализировали данные нескольких масштабных социальных опросов, в которых участвовало примерно 10 тысяч человек, а также базу данных по счетам в банках, включавшую в себя информацию по банкротствам и финансовому положению примерно 2,5 миллиона граждан Британии.
Сопоставив и объединив эти данные, ученые обнаружили, что уровень покладистости того или иного британца действительно был связан с целым рядом экономических и финансовых проблем в его жизни. К примеру, подобные люди имели меньше сбережений, чаще становились банкротами на персональном или корпоративном уровне, и имели более скромную прибыль и выручку, чем типичные "бизнесмены".
Все эти проблемы, как показал анализ данных соцопросов, были связаны с тем, что добрые и покладистые люди ценят деньги заметно меньше, чем остальные категории граждан, и считают различные социальные и психологические факторы, такие как справедливость или взаимное доверие, более значимой ценностью.
"Мы показали, что доброта и доверие обходятся очень дорого их ценителям в современном мире. Далеко не всегда у них есть сбережения и другие финансовые ресурсы для того, чтобы не страдать от подобных черт своей личности", — заключает Матц.