Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

А в награду куриная шейка: будни работы кинологической службы "Аэрофлота"

© РИА Новости / Кирилл КаллиниковСотрудник кинологической службы авиакомпании "Аэрофлот"
Сотрудник кинологической службы авиакомпании Аэрофлот

Лидия Кошкина, специальный корреспондент МИА "Россия сегодня"

Те, кто часто летают через аэропорт Шереметьево, привыкли видеть в терминалах людей в камуфляжной форме с собаками. Это сотрудники кинологической службы "Аэрофлота", которые ежедневно и по несколько раз совершают обходы.

Собака по кличке Ирга и кинолог Егор Пенкин, согласно рабочему графику, приехали в аэропорт на утренний обход. Ирга похожа на космических собак Белку и Стрелку: у неё острая морда, выразительные карие глаза и торчащие уши, только шерсть, как у лисицы, рыжая с серыми подпалинами. Ирга еще молода — ей всего три года, но с первых месяцев жизни ее готовили к работе в кинологической службе авиакомпании "Аэрофлот".

© РИА Новости / Кирилл КаллиниковСотрудник кинологической службы авиакомпании "Аэрофлот" во время работы со служебной собакой в терминале международного аэропорта "Шереметьево"
Сотрудник кинологической службы авиакомпании Аэрофлот во время работы со служебной собакой в терминале международного аэропорта Шереметьево

Егор обходит терминал. Ирга бежит впереди, натягивая поводок. Ее папа — шакал, а мама — лайка. Таких собак в шутку называют "шалайка" или "шабака" — производное от слов "шакал" и "собака". Гибрид среднеазитского шакала и ненецкой лайки был выведен советским биологом Климом Сулимовым, который был главным селекционером службы безопасности "Аэрофлота". "Шабака" получилась небольшой, юркой, обладает устойчивостью к перепадам температуры и отличным обонянием. Именно эти необычные собаки работают в "Аэрофлоте" в качестве ищеек.

Ирга обнюхивает пассажиров, ждущих своего рейса, стоящие на полу сумки, тележки для перевозки багажа. Сегодня ее задача — проверить терминал на наличие взрывчатых веществ.

© РИА Новости / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанкСотрудник кинологической службы авиакомпании "Аэрофлот" во время работы со служебной собакой в терминале международного аэропорта "Шереметьево"
Сотрудник кинологической службы авиакомпании Аэрофлот во время работы со служебной собакой в терминале международного аэропорта Шереметьево

Люди с чемоданами проходят мимо. Кинолог следует за торопливым псом.

Егор одет в синюю камуфляжную форму, на его руках — черные перчатки, на поясе — кармашек с собачьим лакомством — куриными шейками. За каждое успешное выполнение задания Ирга получает заветный кусочек. Пассажиры Иргу не боятся — видят, что собака на службе. Наконец Ирга находит специальную закладку с муляжом взрывного устройства.

— Нашла, молодец! — хвалит собаку Егор и дает ей лакомство.

Рядом появляется коллега Ирги — Герда. Она постарше — ей уже семь. Собаки не очень дружны, но их взаимоотношения не мешают работе. Задача собак — найти запрещенные вещества, сработать на опережение. Сегодня для них моделируют ситуацию поиска самодельного устройства, а завтра их чуткий нюх поможет спасти тысячи жизней.

Служат, но не летают

Егор работает старшим инспектором-кинологом уже четыре года. Говорит, это небольшой стаж, так как работе с собаками можно посвятить всю жизнь.

Работать кинологом он начал после армии — узнал, что в "Аэрофлоте" есть кинологическая служба. Егор прошел строгий отбор, самое главное условие — любить собак и уметь с ними общаться.

— Я люблю животных, с детства рядом со мной были собаки. А уже в армии я служил кинологом в минно-розыскном полку, — объясняет Егор свое решение стать кинологом. — Во-вторых, это интересно: собаку с нуля можно обучить искать взрывчатку или наркотические вещества, оружие или человека.

© РИА Новости / Кирилл КаллиниковСотрудники кинологической службы авиакомпании "Аэрофлот" во время работы со служебной собакой в терминале международного аэропорта "Шереметьево"
Сотрудники кинологической службы авиакомпании Аэрофлот во время работы со служебной собакой в терминале международного аэропорта Шереметьево

По словам Егора, если собака что-то учуяла, она подает знак человеку.

— А как люди реагируют на то, что их обнюхивают?

— Есть люди, которые положительно относятся к тому, что их обнюхивает служебная собака. Они понимают, что эта работа нужна для обеспечения безопасности, но есть и те, кто собак не любит.

Каждая служебная собака трудится в день по 40 минут, а потом отдыхает в питомнике до следующих суток.

По словам Егора, к собакам нужен особый подход: на них нельзя кричать и перед ними не следует делать резких движений.

— Поднимать руку на животное нельзя в любом случае. С собакой надо дружить, потому что если мы её будем постоянно подавлять, то работа не будет интересна собаке. Она будет вас бояться и делать работу вынужденно, — объясняет Егор.

Понимать собак

Мы едем в собачий питомник. Собаки едут отдельно — в специальном отсеке в конце машины. Нас встречает Елена Батаева — начальник отдела кинологического мониторинга департамента управления авиационной безопасности "Аэрофлота". Она работает в отделе с момента его основания — с 2001 года. Начальником отдела кинологического мониторинга Елена стала в 2005 году. Говорит, в кинологи пошла случайно: сначала отучилась на ветеринарного врача, затем работала в ветеринарной клинике и в Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. После декрета по совету знакомых пришла работать в "Аэрофлот".

Елена говорит, что любит свою работу за то, что она помогает ей постоянно учиться новому.

— Я начала понимать собак только три-четыре года назад. До этого я пыталась осмыслить их поведение с точки зрения человека, и поэтому у меня не всё получалось. Когда я научилась мыслить, как собаки, стала лучше их понимать. Еще я люблю двигаться  — не могу долго сидеть с бумагами или за компьютером, — говорит Елена.

© РИА Новости / Кирилл КаллиниковСотрудник кинологической службы авиакомпании "Аэрофлот"
Сотрудник кинологической службы авиакомпании Аэрофлот

Кстати, среди кинологов "Аэрофлота" больше женщин. Выучиться этой профессии можно в колледжах, например, в кинологическом колледже при Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина или в колледже в подмосковном Дмитрове. Молодых людей основам кинологии учат в армии или в МЧС.

Для дежурных кинологов "Аэрофлота" оборудованы жилые комнаты в небольшом одноэтажном корпусе рядом с вольерами, где обитают собаки.

Питомцы гуляют на специальной огороженной территории. Основной рацион собак — сухой корм. Собаки едят раз в сутки.

— Мы работаем за зарплату, а они работают за лакомство, — говорит Егор.

По словам Елены, когда отдел только начал работу, на службе было 15 собак, а сейчас их 55, из них 15 — щенки.

В коридоре корпуса кинологов сложены огромные мешки с собачьим кормом, еще один кабинет — это небольшой тренировочный зал с цифрами на полу. Здесь щенки отрабатывают упражнения. Еще они тренируются в салоне списанного самолета, фюзеляж которого установлен на территории питомника. По словам Елены, подготовка собаки к службе начинается уже с первого дня жизни.

— Так как у нас собаки не совсем обычные — шакало-псовые гибриды, их берут на руки, чтобы щенок с первых дней жизни привыкал к запаху проводника. При этом у него не будет одного закрепленного проводника, он должен знать запахи всех людей, которые будут с ним работать. Если собака будет выделять одного человека, она просто не сможет работать с другими людьми, а у нас сменная круглосуточная работа, — добавляет Елена.

© РИА Новости / Кирилл КаллиниковСотрудник кинологической службы авиакомпании "Аэрофлот" во время работы со служебной собакой
Сотрудник кинологической службы авиакомпании Аэрофлот во время работы со служебной собакой

До восьми месяцев собак обучают базовым командам, кроме того, щенка адаптируют к машине, потом к аэропорту, затем к самолету.

— Щенков можно начинать тренировать в четыре-пять месяцев, но собака это делает пока еще неосознанно, поэтому на запахи взрывчатого вещества мы начинаем тренировать не раньше восьми месяцев. С восьми месяцев мы выставляем их "на запах", а до восьми месяцев идут общеразвивающие занятия, то есть учим их бегать по трапу и самолету. Все наши собаки знают пять обязательных команд: "ко мне", "вперед!", "сидеть", "голос",  "фу" и реагируют на кликер (устройство, издающее щелчок, которое используется при дрессировке — прим. ред.),  — отмечает Елена.

Работа в паре

По словам Елены, все служебные породы собак подходят для поиска: кавказские овчарки, ротвейлеры, лабрадоры, но в "Аэрофлоте" их нет — их габариты для салона лайнера великоваты. Не пригодны для службы и узко специализированные и декоративные породы, поскольку у них нежный и нервный характер, поэтому собак для службы в аэропорту разводят в собственном питомнике.

Сочетание генов шакала и оленегонной лайки наделяет этих собак совершенно уникальными служебными качествами для работы в авиации.

Бастарды обладают способностью находить запрещенные вещества в условиях экстремальной жары и суровых морозов. В поиске взрывчатых веществ, наркотиков и других запрещенных объектов по их запаху шакало-псовые гибриды превзошли все остальные породы. Эту способность они унаследовали благодаря обонянию шакала.

© РИА Новости / Кирилл КаллиниковСлужебная собака кинологической службы авиакомпании "Аэрофлот" в кинологическом центре международного аэропорта "Шереметьево"
Служебная собака кинологической службы авиакомпании Аэрофлот в кинологическом центре международного аэропорта Шереметьево

— У нас полный цикл разведения в питомнике. Мы знаем родителей, подбираем пары. Собака должна быть некрупная, подвижная, абсолютно неагрессивная к людям, сообразительная. И, конечно, симпатичная, чтобы пассажиры не пугались, — уточняет Елена.

Подготовка собаки к службе занимает четыре-пять месяцев. В возрасте полутора лет собаки проходят сертификацию и в дальнейшем их квалификацию проверяют раз в год. Экзамен принимает комиссия, в которую входят представители службы безопасности аэропорта, МВД и специалисты по дрессировке собак. Если собака не прошла отбор, у нее есть шанс пересдать экзамен через полгода. Если животное не годно к службе, то его отдают в добрые руки, отмечает Елена.

— Для наших собак главное — поиск. Если они находят запахи, на которые их учили, они подают знак. При этом собака сама выбирает, как сообщить о находке: голосом, посадкой, замиранием. Кинолог знает, какой знак подает каждая собака, — говорит Елена.

Если собака что-то нашла, это чрезвычайная ситуация. Кинолог в этом случае работает строго по инструкции: сообщает руководству, принимает участие в локализации опасного объекта и действует по плану поведения в кризисных ситуациях, разработанному в "Аэрофлоте". Как правило, на место выезжают сотрудники полиции. В экстренной ситуации собака нужна, чтобы защитить человека и при необходимости пожертвовать собой, говорит Елена.

Собачий график

Рабочий день кинологов начинается с обхода примерно в четыре утра: питомник просыпается, как только первая пара собак уезжает на обход. Всех собак выгуливают, осматривают, затем идет распределение на текущий день — кто выходит на работу в аэропорт и на самолеты. Животные, которые остаются в питомнике, гуляют два раза в день, а едят один раз в день ближе к вечеру.

© РИА Новости / Кирилл КаллиниковСлужебная собака кинологической службы авиакомпании "Аэрофлот" в терминале международного аэропорта "Шереметьево"
Служебная собака кинологической службы авиакомпании Аэрофлот в терминале международного аэропорта Шереметьево

Собаки и кинологи работают в паре. Ирга отрабатывает смену или в аэропорту, или на борту самолета. Рабочий день начинается в четыре утра.

Со взрослыми собаками тренировки происходят либо в аэропорту, либо на воздушных судах, а на территории питомника тренируются только щенки.

Если собака не любит есть, замотивировать ее на работу становится сложнее, потому что животное не может работать как человек "за идею": ему нужно либо игровое поощрение, либо пищевое, объясняет Елена.

— Наши собаки не играют, в них много дикой крови, а вот еда для них — существенное поощрение. Если у собаки плохой аппетит, или она не хочет идти на контакт с человеком, проявляет немотивированную агрессию к людям, если у нее есть физические недостатки, то такая собака не пригодна для службы. Мы не можем рисковать, поскольку работаем среди пассажиров.

Жизнь после службы

В питомнике "Аэрофлота" — в основном суки. Их скрещивают с шакалами, которых привозят из Средней Азии. Собаки размножаются в питомнике, кинологи сами составляют пары. Но, по словам Елены, случаются и служебные романы.

Предпочтений по полу собак у кинологов нет.

— Кобели — более прямолинейные: будут делать так, как их научили, — поясняет Елена. — Суки — более хитрые:  чаще проявляют инициативу. Их больше, поскольку они формируют поведение щенков. Сука объяснит щенку, что нужно делать лучше человека! Это называется подражательным методом дрессировки: сука работает в самолете или в аэропорту, а щенки находятся рядом и просто смотрят на маму.

В питомнике собаки живут до 14 лет. В среднем срок службы собаки составляет от восьми до десяти лет. Это связано с тем, что едкие пары от взрывчатых веществ вредят обонянию собаки, поэтому на пенсию они выходят по состоянию здоровья. Когда это происходит, кинологи или сотрудники авиакомпании забирают питомца домой.

— У каждого кинолога есть по одному нашему "пенсионеру", — говорит Елена

— А если собаку-пенсионера не получается забрать домой, куда её отправляют?

— У нас есть хороший друг-фотограф, она держит приют для собак и помогает нам с пристройством, — говорит она.

Пожалуй, единственное, что не нравится Елене в ее работе — это то, что с собаками рано или поздно приходится прощаться.

 

Оценить 9
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала