Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Голливуд ждет революция: россиянин снял фильм в формате 96 кадров в секунду

© Предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваляКадр из фильма "Акварель"
Кадр из фильма Акварель

ВЕНЕЦИЯ, 4 сен — РИА Новости, Анна Михайлова. Российский документалист Виктор Косаковский представил на Венецианском кинофестивале первый в истории фильм в формате 96 кадров в секунду — вместо привычных 24. Главный герой ленты "Акварела" — вода. Съемки велись в самых красивых уголках мира — от Байкала до Гренландии. Режиссер рассказал корреспонденту РИА Новости, для чего он сменил формат и почему через два года кино уже не будет прежним.

Кадр из фильма ИГИЛ, завтра. Потерянные души Мосула
"Их нельзя исправить, только убить". Как живут дети иракских экстремистов

Зачем нужны 96 кадров в секунду

Я рассуждал так: когда видишь дождь в кино, то обычно это белый пунктир, все сливается. Но ведь он выглядит не так. Я хотел увидеть дождь, стал делать тестовые съемки — на скорости 72, 120 кадров в секунду. Выразительнее всего получилось на 96 кадрах в секунду. Но нужно было придумать новые программы для монтажа и обмануть компьютер, потому что он не понимал этот формат, не справлялся.

Этого никто раньше не делал. Была одна попытка в Америке, но там не сумели показать, не нашлось проектора. В этом все дело — технологически камеры готовы снимать и тысячу кадров в секунду, а проекции нет.

Сегодня утром Энг Ли (тайваньский кинорежиссер, обладатель "Оскара" и двух "Золотых львов" Венецианского кинофестиваля. — Прим. ред.), который пробовал снять 120 кадров в секунду, написал мне: "Вау, невероятно! Хоть кто-то пытается это сделать. Приезжайте быстро ко мне в Америку, мы здесь это покажем и вдвоем убедим весь мир, что нужно переходить на новый формат!" Еще Джеймс Кэмерон, который снял "Аватара", вставал на этот путь, может, сейчас как раз сделает картину в этом формате. Проблема в том, что нужно заменить все кинопроекторы в мире, то есть дело не в технологии, а в бизнес-модели.

© Предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваляКадр из фильма "Акварель"
Кадр из фильма Акварель

Похожая ситуация со звуком — обычно используется пять-шесть звуковых дорожек, а мой звукорежиссер сделал 118. Это уникальная работа. Услышишь один раз — возвращаться обратно в stereo или dolby stereo невозможно. Но опять же требуется время на переоборудование кинотеатров.

Кадр из фильма Человек на луне
Кровь, пот и космическая гонка: что не так с фильмом "Человек на Луне"

Даже здесь, в Венеции, на крупном фестивале, показать такой фильм смогли только в одном кинотеатре. Это другая планета, и теперь люди поймут это. На изменения уйдет два года максимум: сейчас, когда мои партнеры увидели, что пишут про "Акварелу" лучшие операторы мира, они поняли, что в Голливуде будет революция. Никто уже не захочет работать по-старому.

О замысле

Семь лет назад я снимал фильм, который был открытием Венецианского кинофестиваля, — "Да здравствуют антиподы!". Там есть эпизод на Байкале, где маленькая девочка говорит: "В следующей жизни я бы хотела быть водой — чистой, как вода Байкала".

Когда появилась возможность сделать картину о воде, я понял, что должен начать с Байкала. Я приехал, поставил камеру на то же самое место и приготовился снимать. Там же действительно удивительная красота. Я четыре раза обогнул Землю, везде побывал, однако с Байкалом, безусловно, ничто не сравнится. Лед зимой больше метра толщиной, но он прозрачный, как будто на стекле стоишь. Я хотел это снимать, и вдруг прямо в кадре случилась трагедия — под лед провалилась машина с людьми.

© Предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваляКадр из фильма "Акварель"
Кадр из фильма Акварель

О русском "авось" и силе воды

Этот эпизод я не собирался использовать, но потом подумал, что он раскрывают всю нашу сущность русскую — авось. Ведь там видно, что лед уже волнами потаял, но местные говорят: "Молодой человек, я здесь родился, 30 лет езжу по этому льду, а ты меня учишь. Я знаю лед как свои пять пальцев, со мной ничего не случится, это только туристы-идиоты тонут". За сигаретами поехали, и такой финал — это же сумасшествие.

Брэдли Купер в Лос-Анджелесе. Архивное фото
Брэдли Купер хотел бы продолжить режиссерскую карьеру

Именно в этой сцене видно силу воды. Слева люди проваливаются в воду, справа проваливаются, а именно там, где человек тонул, лед был такой толщины, что трое мужчин не смогли его разбить. Вот такая сила: может тебя убить, и ты ничего ей не сделаешь. Я задумался, что бы еще снять, и понял: нужно ехать в Гренландию, в царство льда. Что самое страшное здесь? Приблизиться к леднику. Не как туристы с пяти километров, а подойти вплотную и потрогать его.

О преодолении невозможного

Мы установили камеру под айсбергом на глубине 800 метров. В каждом эпизоде было что-то невероятное. Операторы из Голливуда шлют мне письма, где "снимают шляпу", потому что они не понимают, как нам это удалось. Эммануэль Любецки, снявший три оскаровских фильма — "Гравитацию", "Бердмен" и "Выживший", выразил "поклон и уважение" и спрашивает: "Как вы это сделали?" Я хотел рассказать, но продюсеры решили, что мы должны написать книгу — ведь там столько инноваций.

© Фото предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваляРежиссер Виктор Косаковский
Режиссер Виктор Косаковский

О зрительском восприятии

Представьте, что едете в машине или поезде на большой скорости и смотрите в окно. Деревья, которые далеко, видны хорошо, а те, что на переднем плане, смазываются. В формате 96 кадров в секунду они тоже видны. Мозг не понимает этот эффект, он оценивает пространство по-другому. И здесь главный фокус. На самом деле мы не очень-то знаем, как мозг обманывает нас. Он приучает нас воспринимать вещи определенным образом.

Венгерская топ-модель Барбара Палвин на церемонии открытия 75-го Венецианского международного кинофестиваля
Звезды на открытии Венецианского кинофестиваляНа острове Лидо открылся один из старейших киносмотров мира. Кадры с красной дорожки 75-го Венецианского кинофестиваля – в фотоленте Ria.ru.

Например, когда вы летите на самолете и смотрите вниз, земля движется плавно. А в машине — земля дрожит и мелькает, поэтому, если вы видите плавное изображение, вы думаете, что это высоко и далеко. Если изображение размыто и дрожит, вам кажется, что предмет близко.

Взять хотя бы первые пять кадров моего фильма — все уверены, что это снято с самолета, камера летит над замерзшим озером, а на самом деле высота — десять сантиметров. Мы видим совсем не то, что есть. Причем не нужны никакие очки, как в 3D.

Я бы сравнил это с эффектом, которого добился Леонардо да Винчи с "Моной Лизой", она словно поворачивает голову, глядя на вас. Тут то же самое — пространство двухмерно, но мы видим больше, чем обычно. Не просто больше деталей — мы получаем другое представление о размерах и перспективе.

© Предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваляКадр из фильма "Акварель"
Кадр из фильма Акварель

О финансировании

Больше всего времени ушло на поиск денег. Даже с моей репутацией убедить людей, что ты можешь снять кино про воду без повествования и закадрового текста, было трудно. Разговоры с продюсерами были примерно такие: "Кто главный герой? Вода? Ой… А что будет происходить? Ничего? Ясно… И как мы это будем продавать?" (Смеется.) Поэтому у меня продюсеры — англичане, немцы, датчане, потом появились американцы, но оказалось, что средств все равно не хватает на такой грандиозный и технологически непонятный замысел.

Мексиканский режиссер Гильермо дель Торо на 75-ом Венецианском международном кинофестивале. 28 августа 2018
Гильермо дель Торо обратил внимание на нехватку женщин среди режиссеров

Я рискнул и отправил один эпизод в Голливуд. Это был 25-минутный фрагмент с Байкала. Через 26 минут мне пришел ответ: "Стой, где стоишь, никуда не уходи". (Смеется.) Через 27 минут они написали: "Мы покупаем, больше ни с кем не говори". В Голливуде поняли, что это такое, и дали половину денег на производство.

О жанре

Я бы сказал, что это философский шлягер. Я хотел сделать так, чтобы фильм был популярным, чтобы люди это смотрели в каждом кинотеатре мира. Судя по отзывам прессы и по тому, кто хочет купить наш фильм, так и будет. А я, конечно, продолжу снимать в формате 96 кадров в секунду. Ведь снимать меньше — это просто абсурд.

 

Популярные комментарии
Наши продюсеры не разглядели золотую жилу. Впрочем У нас со всем такая ситуация - и с космосом и с оружием и т.д и т.п.
4 сентября 2018, 08:50
Михалков, сколотивший кучу денег на акцизах на цифровые носители не дал денег? Надо же... Но в целом, надо посмотреть что получилось. Видеокарта на компьютере, достаточно мощная, дает 120 кадров в секунду, можно и больше, но вопрос в размере картинки. Поэтомоу, увидеть такое чудо будет непросто. Про звук вообще молчу, но думаю даже если свести до 6каналов будет уже хорошо. Честно говоря, мужик молодец. Давным-давно, я пробовал сделать фото электрички крупным, целиком и без склейки. Получался один кадр длиной в 20 тыс. пикселей. И когда вот этот человек сказал, что он снял фильм с такой частотой кадров, я понимаю, какой титанический труд стоит а этим "хочу". Это реально надо изучить многое, особенно, когда еще нет технологий, чтобы увидеть результат. Жаль, что Россия не дала денег и теперь этот поезд, возможно, будет не наш. Но еще есть время в него прыгнуть. Чего же мы смотрим, как он проходит мимо?
4 сентября 2018, 12:53
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала