МОСКВА, 20 июл — РИА Новости, Ирина Овчинникова. На этой неделе разгорелся скандал вокруг ограничения бронирований через Booking.com в Крыму. Популярный сервис обнулил рейтинги крымских отелей, отзывы гостей удалили еще раньше. Как это скажется на загрузке гостиниц полуострова, опасаются ли новых санкций отельеры и какие у них претензии к сервису бронирования — в материале РИА Новости.
Крымские отельеры и арендодатели лишились основного преимущества сервиса: объективных отзывов и оценок туристов. То есть проценты посреднику они платят, как и их коллеги по всему миру (и деньги уходят за рубеж), а главным функционалом Booking.com Крым теперь обделен.
Кому тяжелее всех
![Отель в местечке Семидворье в окрестностях Алушты Отель в местечке Семидворье в окрестностях Алушты](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152496/36/1524963657_0:0:3131:2048_768x0_80_0_0_5b59cb6457fadb319ac1ef11b0f91408.jpg)
По мнению представителей рынка, обнуление рейтинга крайне невыгодно для давно зарекомендовавших себя крымских отелей с высокими показателями. Они окажутся в одном ряду с новыми и менее популярными.
От прекращения работы сервиса на территории республики могут пострадать и совсем небольшие отели.
"Целесообразно делать свой сайт бронирования, только если у вас больше 10-15 номеров. Иначе это невыгодно, — поясняет председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко. — Небольшим гостиницам проще работать с системами бронирования".
"Booking.com продолжает действовать, например, полчаса назад прошло две брони, — рассказывает отельер Константин Мешков. — Гости удивляются отсутствию рейтинга, но это их не отпугивает. Даже если сервис совсем закроется в Крыму — ничего страшного. В моих отелях (в Коктебеле и Ялте) только десять процентов броней приходит оттуда".
Есть аналоги
![Бассейн в семейном отеле Бахчисарайский район, село Песчаное Бассейн в семейном отеле Бахчисарайский район, село Песчаное](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152496/40/1524964040_0:0:3187:2048_768x0_80_0_0_ca147985725dbcac5830c2e1914a92f3.jpg)
Также Константин отмечает усилившуюся активность российских сервисов бронирования, но подчеркивает, что пока все они вместе взятые дают для его отелей броней столько же, сколько один Booking.com.
В пресс-службе Министерства курортов Крыма уверены, что отзывы — полезная вещь, но не первоочередная, к тому же их можно почитать и на других крупных международных каналах.
"Наш гость, выбирая отдых в Крыму, ориентируется на стоимость, акции и множество других факторов, он также готов напрямую общаться с представителем отеля, чтобы составить собственное мнение", — подчеркивают в ведомстве.
По данным пресс-службы, среди тех, кто пользовался Booking.com в Крыму, 90 процентов — россияне, а им легко перейти на другие системы бронирования.
Только по работе
![Отдыхающие в кафе отеля, Алушта Отдыхающие в кафе отеля, Алушта](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152496/38/1524963894_0:0:3077:2048_768x0_80_0_0_7cc4f51115a56b878c59708da36db6c8.jpg)
Условные санкции Booking.com применил против крымских отелей еще два года назад, заблокировав возможность бронирования "с целью отдыха". Но запрет легко обойти, поставив на сайте галку в поле "я путешествую по работе".
Это продиктовано ограничительными мерами Евросоюза по Крыму и Севастополю, продленными до 23 июня 2019 года.
Они включают в себя запрет на импорт товаров из Крыма или Севастополя в ЕС, инвестиции в Крым или Севастополь, а также применяются к "туристическим услугам в Крыму или Севастополе".
"Как международная компания, Booking.com делает все возможное, чтобы обеспечить соблюдение действующих законов", — сообщили РИА Новости в пресс-службе компании.
"То, что предпринимает Booking.com, — относительно мягкая, некатегоричная мера, поэтому можно говорить о ее вынужденном характере", — считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.
Трудности и претензии
Владельцы гостиниц в Крыму, давно использующие сервис, сталкивались с трудностями и раньше.
"Представители Booking.com часто вели себя не по-партнерски, разговор у нас с ними всегда был коротким: все спорные ситуации они решают в свою пользу, — говорит Константин Мешков. — Например, бывало, что гость нашего отеля отменяет бронь на Booking.com и не заселяется, а в конце месяца сервис все равно присылает документы о комиссии. Оспорить просто нереально, отвечают, что услуга была оказана".
Время менять подход
![Девушка фотографируется на ялтинской набережной им. Ленина Девушка фотографируется на ялтинской набережной им. Ленина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152496/33/1524963349_0:0:3076:2048_768x0_80_0_0_cc9764cc53960544d1f9b449f11b3435.jpg)
"В принципе, любой уважающий себя отель должен в определенный момент выйти на уровень, когда у тебя 80 процентов прямых продаж, а не сторонних организаций. Надо вкладывать в себя", — уверена Наталья Пархоменко.
Эксперт добавила: нельзя сказать, сколько времени уйдет у каждого конкретного отеля для достижения такого показателя.
"Зависит от того, есть ли у компании стратегический план, развивает ли она сайт и соцсети, общается ли с туристами напрямую. Если нет — даже бесконечный запас времени не исправит ситуацию", — считает Наталья.
В пресс-службе Министерства курортов республики пока не торопятся оценивать влияние ограничений Booking.com на заполняемость гостиниц и тем более на турпоток, но рекомендуют отелям искать альтернативные каналы продвижения.
Это, в первую очередь, работа с российскими туроператорами и турагентами, с системами онлайн-бронирования — резидентами страны, а также развитие прямых продаж.
"Да, ситуация с Booking.com неприятная, особенно в разгар сезона, — отмечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. — Но если есть турпоток, то люди найдут способ подобрать подходящий отель и забронировать его".