Рейтинг@Mail.ru
"Это настоящий ад". Как Вьетнам пережил химические атаки США - РИА Новости, 10.07.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Это настоящий ад»
Как Вьетнам пережил химические атаки США
Андрей Веселов

В 1960-е годы американские Вооруженные силы, проводившие операцию Ranch Hand, заразили диоксином десять процентов территории Южного Вьетнама. Это самое масштабное в истории применение химического оружия. Официальная цель операции — борьба с партизанами Вьетминя, но пострадали в основном мирные жители. Было много жертв. У тех, кто уцелел, от отравления произошли необратимые изменения в организме. Дети у них рождались со страшными уродствами. Корреспондент РИА Новости встретился с вьетнамцами, пережившими бомбардировки диоксином.

Химический СПИД

Главным оружием массового поражения США на той войне стал так называемый «Агент Оранж», содержавший опаснейший мутаген диоксин. Его перевозили в оранжевых бочках, отсюда и название. Производитель — компания «Монсанта», подрядчик Минобороны США. Сегодня это один из ведущих поставщиков семян для ГМО-продуктов.

Американский самолет распыляет Агент Оранж над Южным Вьетнамом. 1966 год
Американский самолет распыляет «Агента Оранж» над Южным Вьетнамом. 1966 год

«Оранжем» выжигали джунгли Южного Вьетнама, чтобы партизанам было негде прятаться.

За десять лет американцы распылили с самолетов около 80 миллионов литров «агента», отравив грунт и реки.

У человека диоксин вызывает нарушения обменных процессов, онкологические заболевания, подавляет и ломает иммунную систему, приводит к состоянию так называемого химического СПИДа. И катастрофически влияет на наследственность.

Дети у вьетнамцев, переживших химическую атаку, рождались с деформированными черепами, без глаз, носа или конечностей. В лучшем случае диагноз — слабоумие.

1 / 5
Реабилитационный центр для жертв «Агента Оранж» в Дананге.

«Американцы с самого начала знали о последствиях, хотя постоянно врали, что «агент» не опасен для людей, а только уничтожает джунгли,— рассказывает РИА Новости отставной генерал Нгуен Ван Рин, президент Ассоциации жертв «Агента Оранж»/диоксина со штаб-квартирой в Ханое. — Понимали они и то, что пострадают в основном простые крестьяне. Партизаны ведь просто уходили из отравленных районов. А крестьяне привязаны к своим домам, семьям, рисовым полям. Это была акция устрашения».

«Кровь шла отовсюду»

Нгуен Дан Чи служил в армии, был младшим офицером. Участвовал в боях с американцами. Однажды его бойцы взяли в плен пилота ВВС США. Тот катапультировался со сбитого самолета, при приземлении сломал ноги и позвоночник. Вьетнамские солдаты оказали пленному первую помощь и доставили в штаб армии.

«Ничего плохого мы ему не сделали, хотя, не буду скрывать, многие у нас были озлобленны», — рассказывает он.

Свою дозу диоксина Дан Чи получил не на фронте, а когда вернулся в родную деревню. «Пролежал несколько недель в бреду. Кожа покрылась язвами, гноем, какой-то слизью. Кровь шла отовсюду, из всех отверстий. Я не был ранен, когда воевал. А у себя дома отравился», — вспоминает он.

Дальше началось самое страшное.

«Это не жизнь была, а настоящий ад», — говорит сопровождающий нас активист Ассоциации жертв «Агента Оранж»/диоксина.

Первый ребенок у Дан Чи умер при рождении — мутации, несовместимые с жизнью. У второго тоже были жуткие уродства, он не прожил и года.

Нгуен Ван Туан, сын Дан Чи и Тхи Нгуенов, жертва Агента Оранж
Нгуен Ван Туан, сын Дан Чи и Тхи Нгуенов, жертва «Агента Оранж».

Третьему сыну, Туану, сейчас за сорок, но он не умеет ходить и говорить. У него слабые, хрупкие, почти не сгибающиеся руки и ноги. Большую часть времени он проводит на матрасе возле кровати родителей. Даже есть самостоятельно не в состоянии.

«Я очень благодарен жене. Тхи могла меня бросить, уйти к здоровому, родить. Но осталась со мной», — говорит бывший офицер.

И четвертый ребенок выжил. Куи взрослый, но по уровню умственного развития — дошкольник. Не в силах сосредоточиться на чем-то дольше минуты, он бесцельно слоняется по деревне. И постоянно улыбается.

Угостив нас чаем на прощание, Тхи Нгуен дарит пакет с помидорами со своего огорода. «Очень вкусные», — говорит она.

«Муж не мог этого видеть»

Фам Тхи Ханг встречает нас у ворот своего дома. Ее муж тоже был отравлен «агентом». У них четыре ребенка, и все четверо — с мутациями. Трое сыновей, Бао, Ван и Данг, как и старший ребенок супругов Нгуен, не ходят и не говорят. Целыми днями смотрят в одну точку, раскачиваются и бессвязно мычат. Их нужно кормить, мыть, одевать, все время следить за ними, чтобы не покалечились.

Муж Тхи Ханг Бинь отравился диоксином, работая в поле. По рассказам соседей, после того как у него родился третий ребенок-мутант, он несколько раз пытался покончить с собой, бросил работу, стал бить жену, хотя до этого был добрым и спокойным.

«Пил, подолгу не возвращался домой, не хотел этого видеть. Потом выпил слишком много и умер», — говорит Тхи Ханг.

Четвертый ребенок, дочь Зунг, тоже была с мутациями, но научилась читать, писать, окончила школу. Работала продавцом на рынке.

1 / 3
Фам Бао, сын Фам Тхи Ханг, жертва «Агента Оранж».

И хотя она умерла очень рано, родила двух детей — девочку Фыонг и мальчика Вуя. Брат и сестра совершенно здоровы.

1 / 2
Фам Фыонг и Фам Вуй, внучка и внук Фам Тхи Ханг.

«Это будущее нашей семьи, мое будущее, будущее моего покойного мужа. Я каждый день встаю только ради внуков», — плачет Тхи Ханг.

* * *

Возвращаемся в Ханой в офис Ассоциации жертв «Агента Оранж»/диоксина. Президент Нгуен Ван Рин выкладывает на стол статистические сборники. «От этой отравы пострадали три миллиона вьетнамцев! Сегодня один миллион — инвалиды. Как вы понимаете, международные организации до сих пор не признали это военным преступлением или преступлением против человечности», — возмущается Ван Рин.

Американские военные и жительница одной из сожженных солдатами США вьетнамских деревень
Американские военные и жительница одной из сожженных солдатами США вьетнамских деревень. Война в Южном Вьетнаме (ныне Социалистическая Республика Вьетнам).

«Мы поддерживаем связь с американскими ветеранами, пострадавшими от диоксина, — продолжает он. — Суд обязал выплатить им компенсации.

То есть факт преступлений юридически признан и доказан! Вот только вьетнамцам суд США отказал: мы для них — люди второго сорта».

Материал подготовлен в партнерстве с редакцией Sputnik Вьетнам.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала