МОСКВА, 15 июн — РИА Новости. Меры первого этапа стабилизации ситуации в ОСАГО российский рынок страхования воспринял позитивно — они должны повысить доступность полисов обязательной "автогражданки" и снизить убыточность этого вида страхования, кроме того, они могут удешевить полисы для ряда водителей, рассказали РИА Новости эксперты страхового рынка.
ЦБ пояснил, что данный документ является первым шагом по реализации ранее анонсированных им мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО и предусматривающих изменение подходов к тарификации ОСАГО с перспективой перехода к индивидуальным тарифам, повышение прозрачности деятельности страховых агентов и разработку системы контроля за соблюдением страховщиками ограничений тарифов.
Проект указания
Проект Банка России предполагает расширение коридора базовых ставок страхового тарифа. При этом нижняя граница коридора снижается для всех видов транспортных средств на 20%. Верхняя граница снижается для мотоциклов и мотороллеров (на 10,9%), а также легковых автомобилей юридических лиц (на 5,7%). Для остальных категорий транспортных средств она повышается на 20%.
Если сейчас для наиболее массовой категории транспортных средств – легковых автомобилей физических лиц (категория "В") – коридор базовой ставки составляет 3432–4118 рублей, то после принятия изменений он составит 2746–4942 рубля. Базовые значения тарифа для мотоциклов и мотороллеров составят 694-1407 рублей, а для транспортных средств категории "B" юридических лиц — 2058-2911 рублей.
ЦБ уверен, что это приведет к большей простоте и прозрачности в применении КБМ, снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, позволит исключить случаи "задвоения" данного коэффициента. Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ. А в момент вступления в силу данных изменений (1 января 2019 года) для всех водителей, у которых в базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА) числится более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений.
Также планируется ввести более детальную градацию КВС (коэффициент "возраст-стаж") водителя, допущенного к управлению транспортным средством — предусмотрено большее количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни (50 ступеней вместо действующих четырех). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных — повышены (в пределах 4,5%). ЦБ пояснил, что эти изменения направлены на установление более обоснованной стоимости полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя.
Ожидания рынка
Рынок ОСАГО уже давно находится в критическом состоянии — в ряде регионов убыточность этого вида страхования крайне высокая из-за деятельности недобросовестных посредников и мошенников, страховщики не заинтересованы в продаже ОСАГО в таких регионах, полисы тяжело приобрести.
"Регулятор действует консервативно и социально осмотрительно. Рынок оценивает данные изменения исключительно положительно. Можно, конечно, было бы предложить еще несколько моментов, но в данной ситуации верно выражение "от добра — добра не ищут", — добавил Печников.
"Этот проект можно только поддержать – это первый шаг к более справедливым тарифам. Для водителей это даст возможность выбора тарифа: в "токсичных" регионах видимо будет проще купить полис, хотя, возможно, он обойдется дороже, чем сейчас. В ряде остальных регионов для опытных водителей можно ожидать, что будет возможность купить более дешевый полис", — продолжил директор департамента актуарных расчетов компании "Ингосстрах" Николай Горбачев.
Президент РСА Игорь Юргенс считает, что меры первого этапа либерализации ОСАГО позволят достигнуть этому рынку хотя бы нулевой убыточности в первый год реализации. Хотя, по мнению Печникова, убыточность в большинстве "токсичных" регионов предлагаемые изменения снизят, но все равно она останется на уровне выше нормативного.