Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
В первые дни майских праздников в сюжете "Кто станет премьер-министром Армении" произошло аж два крутых виража. Один можно было в принципе предугадать во время просмотра предыдущих апрельских серий: 1 мая депутаты от правящей Республиканской партии Армении (РПА) отказались утвердить "народного премьер-министра" Никола Пашиняна настоящим премьером. Лишь один депутат из РПА проголосовал "по совести" за Пашиняна, в результате чего тот набрал лишь 45 голосов из 53 необходимых — не получив при этом даже изначально обещанных ему 47 голосов консолидированной оппозиции из числа трех остальных фракций, две из которых ("Блок Царукяна" и "Дашнакцутюн") стали этой оппозицией только после отставки Сержа Саргсяна. Один депутат от "Дашнаков" тоже решил голосовать "по совести" — в этом случае против Пашиняна, — а другой депутат (от "Блока Царукяна") просто не пришел в парламент. Видимо, опять же по совести.
Аргументы партии власти были простыми и законными — пусть имя будущего премьера определит народ, но не на улицах, а на досрочных парламентских выборах. Пока же страной должен управлять технический премьер, назначенный партией, которая выиграла предыдущие выборы, то есть РПА.
Однако Пашиняна это не устроило — ему нужно кресло премьера здесь и сейчас, в ином случае, по словам самого "народного кандидата", произойдет реванш прежней власти, которая устроит фальсифицированные выборы и выиграет их. Поэтому он призвал своих сторонников начать всеобщую транспортную блокаду в стране до тех пор, пока парламент не проголосует "в соответствии с народной волей". То есть за него.
Второе голосование должно было пройти 8 мая, и если на нем снова не был бы избран премьер, то парламент распускался и назначались бы досрочные выборы. Техническим премьером оставался бы нынешний и.о. главы правительства Карен Карапетян. Так что, по сути, власти нужно было выдержать всего семь дней.
Однако она не продержалась и двух. Второй вираж состоялся вечером 2 мая, когда РПА заявила о капитуляции. Лидер ее фракции в парламенте Ваграм Багдасарян призвал прекратить блокаду и дал понять, что его фракция поддержит Пашиняна на выборах 8 мая. После чего Пашинян призвал сторонников временно прекратить акции протеста, отдохнуть и собраться на митинг 8-го числа. На случай, если власти решат их надуть.
На протяжении кризиса Россия действительно молчала очень громко. С самого начала протестов российские власти не стали занимать ничью сторону в конфликте, назвав его "внутренним делом самих армян". Как пишет The Washington Post, Москва просто пожертвовала Саргсяном для того, чтобы сохранить Армению в своей зоне влияния.
Насколько устроит Россию Пашинян в роли временного премьер-министра? И у оптимистов, и у скептиков есть свои аргументы.