ВАРШАВА, 11 апр – РИА Новости. Польская комиссия по повторному расследованию смоленской катастрофы уверена, что на борту самолета президента Качиньского произошел взрыв и аннулировала доклад предыдущей комиссии под руководством Ежи Миллера, говоривший об ошибке пилотов, заявил глава комиссии Антони Мачеревич в среду в Варшаве, представляя технический отчет о причинах произошедшего.
Самолет Ту-154 Качиньского в 2010 году потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный". На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших в Катынь. Все они погибли.
"Доклад комиссии Миллера (бывший глава МВД страны Ежи Миллер, возглавлявший первую комиссию — ред) аннулирован на основании решения комиссии (по повторному расследованию", — сказал Мачеревич.
Он утверждает, что первый отчет содержит "не только фальшивые тезисы, но и сконструирован под политическим давлением". При этом представленный в среду технический отчет пока не является официальной позицией Польши о причинах катастрофы.
Комиссия уверена, что на борту самолета произошел взрыв, но по ряду вопросов еще продолжается дискуссия, в частности, о том, каков был характер взрыва, в каком месте было размещено взрывное устройство". При этом в техническом отчете утверждается, что именно взрыв стал причиной катастрофы, а не столкновение с землей по вине экипажа.
"На безопасной высоте командир сказал "уходим", это повторил второй пилот и самолет начал уход на второй круг, после чего последовал взрыв", — говорится в отчете.
По утверждению польской комиссии, после взрыва произошло "разрушение самолета в воздухе". Также утверждается, что "на обломках самолета обнаружены микрократеры, которые соответствуют тем, что получились при проведении пиротехнических экспериментов".
При этом Мачеревич заявил, что комиссия хотела бы получить доступ к обломкам и отметил, что она направляла РФ запрос об изучении обломков Ту-154 на месте крушения, но не получила ответ.
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения самолета признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Польская комиссия по расследованию катастрофы под руководством экс-главы МВД Ежи Миллера пришла к аналогичным выводам, назвав причиной катастрофы снижение ниже дозволенного минимума президентского самолета, пошедшего на посадку, несмотря на густой туман.
Тем не менее, нынешние власти Польши не согласились с отчетом МАК и выводами комиссии Миллера и приняли решение о создании второй комиссии, которая работает до сих пор.
В январе Антони Мачеревич был назначен главой этой комиссии после того, как был отправлен в отставку с поста министра национальной обороны Польши. На этом посту его сменил Мариуш Блащак, который и назначил Мачеревича главой второй комиссии. По словам Блащака, Мачеревич "проявил особую решимость и энтузиазм в выяснении причин катастрофы под Смоленском", когда был министром обороны, а также в должности председателя парламентской комиссии по расследованию трагедии. Недавно польская прокуратура продлила срок расследования до конца текущего года.