МОСКВА, 6 апр — РИА Новости, Мария Ефимова. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бин Салман заявил, что саудитки вольны сами решать — носить традиционные платья абайя и закрывающие лицо платки или нет. Раньше им уже позволили ездить на велосипеде и водить автомобиль, но до сих пор запрещают путешествовать без мужчин и выходить замуж по своей воле. Как меняется положение женщин в одной из самых религиозных стран мира — в материале РИА Новости.
"Никого не волнует, что женщины думают об этом"
"Я выросла в исламской консервативной среде, здесь никого не волновало и не волнует, что я думаю об абайе. Это одеяние считается чуть ли не священным, — рассказывает Фатима. — Проблема в том, что власти не могут и не будут вмешиваться в дела семьи и не станут защищать тех, кто пойдет против воли родственников. Так что, к сожалению, пока все это лишь разговоры. Родители и мужья по-прежнему заставляют женщин одеваться определенным образом. Недавно была громкая история, когда девушку арестовали за то, что она появилась на улице без абайи".
Многие подруги и знакомые Фатимы тоже хотели бы носить светскую одежду, но боятся даже заговорить об этом.
Положение женщины в Саудовской Аравии часто называют "гендерным апартеидом". Достижения последних лет — разрешение ездить на велосипеде и водить автомобиль, посещать спортивные мероприятия, сидя среди мужчин на трибунах, присутствовать в Консультативном совете Саудовской Аравии — в целом мало что меняют. Они по-прежнему не имеют права самостоятельно подписывать брачное свидетельство, разводиться по собственной инициативе и забирать детей после развода. Саудитка не может даже покинуть тюрьму после окончания срока заключения без согласия мужа или других родственников-мужчин.
"Опекун всегда прав"
В Саудовской Аравии у каждой женщины есть опекун — отец, брат, муж или сын, — который принимает за нее важные решения. Без его согласия женщинам нельзя поехать за рубеж работать или учиться, снять квартиру. Проблемы могут возникнуть и с открытием банковского счета или собственного бизнеса. "Это настоящая беда. Мужчины поработили женщин, и это закреплено законом, — говорит Фатима аль-Иса. — Сейчас все больше и больше активных девушек, а на каждый шаг нужно одобрение".
"Женщина здесь совершенно не защищена. После подачи жалобы на насилие в семье ее помещают в место, подобное тюрьме. Это называется "дом защиты" — учреждения, которые были организованы Комиссией по правам человека, — продолжает Фатима. — И она не имеет права покинуть этот дом без согласия "опекуна". То есть, если у нее никого нет, кроме мужа, она может вернуться только к нему. Если ее родители хотят "сохранить семью", так и будет. Недавно девушка поступила в больницу с травмами лица. Когда ее забирал муж, он просто порвал бумаги, в которых это было зафиксировано. Ее родители ничего не сделали, никуда не обращались, чтобы помочь ей, они просто молчат, чтобы не навлекать позор на семью".
Известная правозащитница и общественная активистка Суад аш-Шаммари, живущая в Джидде, выступала за отмену опекунства над женщинами. В результате ей пришлось провести несколько месяцев в тюрьме. Официальное обвинение — "за оскорбление ислама". Она до сих пор не может устроиться на работу, а семья подвергается травле. В школе над ее детьми смеются и издеваются.
"Я нахожусь в постоянном состоянии войны с саудовскими спецслужбами, — говорит Суад аш-Шаммари. — После тюрьмы не могу найти официальную работу. Меня внесли в черные списки".
"Я ношу это с гордостью"
Противницы нововведений есть и среди женщин, особенно старшего поколения. Худа аш-Шахри, домохозяйка из города Аль-Намас, мать большого семейства, довольна своим положением. Она уверена, что местные традиции никак не ограничивают ее свободу. "Лично я ношу абайю с гордостью, повинуясь заповедям Всевышнего, — говорит она. — Нет никакой необходимости, чтобы абайя была черной, хотя черный цвет — традиционный, и именно такие одежды носили наши предки. Абайя может быть любого цвета. Но я считаю, что она необходима, так как внешний вид должен быть скромным и приличным, тело и лицо — закрыты".
Худа аш-Шахри воспитывает детей и считает это своим предназначением. "У меня вызывают изумление организованные Западом кампании с требованиями каких-то нововведений, чуждых саудовскому обществу, и появление странных законов, сдерживающих и ограничивающих нашу религию", — возмущается саудитка.
"Улучшить имидж ваххабитов на Западе"
"Заявления принца были не более чем выражением его мнения. Речь не идет о каком-то решении правительства или чем-то в этом духе. И более того, в данном случае речь и не может идти о вмешательстве государства в частную сферу. Так что это просто точка зрения, — отметил в беседе с РИА Новости советник министра Саудовской Аравии по делам ислама Маджид ат-Турки. — Кстати, точка зрения спорная. Сейчас в саудовском обществе на разных уровнях ведутся серьезные дискуссии по этому поводу, и далеко не все, включая самих женщин, одобряют нововведения. Есть так называемые активистки, но это незначительная часть общества. Многие из них вообще находятся за границей и далеки от жизни здесь. Саудовские женщины часто возмущаются всеми этими предложениями и считают, что саудовское общество уже оказывает им всю необходимую поддержку".
Не исключено, что высказывания бин Салмана на самом деле преследуют внешнеполитические цели и адресованы не столько собственному населению, сколько союзникам и торговым партнерам — США и ЕС.
"Само собой, это дело женщины — носить хиджаб или нет. Многие женщины на Западе с удовольствием носят его, хотя никто их не принуждает, — говорит писатель и автор первого "феминистского" перевода Корана Лале Бахтияр. — Мне кажется, заявления саудовского принца направлены больше на то, чтобы создать хороший имидж ваххабитскому королевству на Западе, чем на реальные изменения".