КЕМЕРОВО, 29 мар — РИА Новости. Почти пять дней прошло с момента пожара в кемеровском торговом центре "Зимняя вишня", с тех пор прозвучало уже множество свидетельств, по которым можно восстановить последовательность событий и факторы, приведшие к трагедии.
Кто запер кинозалы
"Полтора года назад с нами был случай: мы с женой были в этом торговом центре в кино, и во время сеанса супруга захотела выйти. Дверь оказалась запертой снаружи", — сказал РИА Новости местный житель Мирсад Керимов, ныне член одной из инициативных групп горожан.
О том, что двери в день пожара были закрыты снаружи, заявил РИА Новости и 48-летний местный житель Дмитрий. В пожаре погибли его жена Яна и шестилетняя дочь Ульяна. Перед своей гибелью Яна позвонила Дмитрию прямо из зала и рассказала, что они чувствуют дым, но не могут выйти, так как дверь была заперта. Дмитрий не успел прийти к ним на помощь.
Версия о запертых дверях изнутри
"Чтобы дым не шел из коридора в зал, мы закрыли двери и заткнули щели тряпками и одеждой", — рассказал Трусов РИА Новости.
Теряя драгоценные минуты, зрители ждали помощь. Только через четверть часа, когда в зале уже стали терять сознание, стало понятно, что помощи ждать неоткуда, надо выбираться самим. Надо ли говорить, что за это время огонь охватил два этажа, и шансы на спасение, наоборот, исчезли.
Остается только гадать, почему люди оказались предоставлены сами себе, почему их никто не оповестил о пожаре и почему не было никакой пожарной тревоги. Как раз на эти вопросы и пытается сейчас ответить следствие.
Версия о бездействии охранника и неработающей сигнализации
Активити-парк на четвертом этаже ТЦ "Зимняя вишня" (рядом с кинозалами) представлял собой канатную дорогу и две комнаты, в одной из которых располагалась полоса препятствий, а вторая комната называлась батутной. Здесь, в частности, располагалась яма, наполненная поролоновыми кубиками, куда прыгали дети.
В воскресенье, 25 марта, около 16.00 на территории батутной начался пожар, загорелась яма с кубиками, сообщает Сочинский. Первая дым увидела еще одна инструктор, Анастасия Шевелева, которая крикнула "огонь".
"В яме было три ребенка. Я побежал к батуту и стал вытаскивать детей из ямы. Пожар начался внезапно: загорелась середина кучи, и огонь распространялся моментально. Все инструкторы перепугались и начали срочно выводить детей. Хоть были испуганы, но достаточно организованно мы начали выводить детей. Ожидавшие родители побежали с нами", — рассказывает Сергей в показаниях суду.
По его свидетельству, сразу же произошло задымление, в течение секунд буквально весь парк был в дыму. При этом сигнализация не работала и люди на нижних этажах продолжали спокойно гулять по магазинам. Сотрудникам и посетителям пришлось по старинке кричать "пожар".
"Удивила меня реакция охранника на первом этаже. Он спокойно сидел на своем рабочем месте около эскалатора и смотрел в мониторы, транслирующие эфир в реальном времени с камер на всех этажах. Я отчетливо увидел, что все камеры четвертого этажа были черными, то есть либо уже не работали, либо были задымлены. Я стал кричать, что пожар, а он тут сидит. Потребовал принудительно включить пожарную сигнализацию, после этого охранник начал включать какие-то кнопки, но ничего не работало. Он не спросил про пожар, сказал только, что "ничего не работает", — вспоминает Сочинский, показания которого зачитали в суде.
В это время где-то наверху продолжали смотреть мультики простые кемеровчане, не подозревающие, что жить им остается какие-то минуты. Непрофессионализм и необученность персонала, неисправность пожарной сигнализации, халатность проверяющих структур, наконец, нарушения при планировке и строительстве торгового центра – каждый из этих факторов и мог стать слагаемым большой трагедии.
По числу жертв кемеровский пожар — один из четырех крупнейших за 100 лет наряду с пожарами в самарском УВД (1999, 57 жертв), в доме престарелых в станице Камышеватская в Краснодарском крае (2007, 63 жертвы) и в клубе "Хромая лошадь" в Перми (2009, 153 жертвы).