МОСКВА, 26 мар – РИА Новости. Ситуация в Евросоюзе, возникшая в связи с консолидацией позиции стран-членов ЕС по "делу Скрипаля", а также события вокруг решения Стокгольмского арбитража по спору украинского "Нафтогаза" и российского "Газпрома", создают потенциальную угрозу для России, в частности, для ее экономического сотрудничества с ЕС, считает доцент МГИМО МИД России Николай Топорнин.
Дело Скрипаля
Отношения РФ и Великобритании резко обострились на фоне инцидента в британском Солсбери, где были отравлены экс-полковник запаса ГРУ Сергей Скрипаль, работавший на британские спецслужбы, и его дочь Юлия. Британская сторона утверждает, что к отравлению Скрипалей нервно-паралитическим веществом A234 причастно российское государство. Россия категорически отрицает свою причастность к отравлению Скрипалей, напоминая о близости к Солсбери химической лаборатории Минобороны Великобритании.
Лидеры стран ЕС согласовали на саммите на прошлой неделе общее заявление по инциденту в Солсбери, указав, что согласны с оценкой правительства Британии о "весьма вероятной" ответственности РФ и отсутствии "иного правдоподобного объяснения". Кроме того, на Евросовете было согласовано решение об отзыве для консультаций посла ЕС в РФ. Национальные правительства проработают собственные меры реагирования, включая высылку или отзыв дипломатов.
По словам Топорнина, ЕС является крупнейшим торгово-экономическим партнером России, а события вокруг инцидента в Солсбери накладывают отпечаток на эти отношения.
"Хотел бы сказать об отношениях России с Евросоюзом, потому что Евросоюз остается главным торгово-экономическим партнером России, что бы мы ни говорили. Безусловно, те последние события, связанные с инцидентом в Солсбери, откладывают отпечаток на наши партнерские отношения", — сказал он в ходе круглого стола в МИА "Россия сегодня".
Топорнин добавил, что происходящая консолидация ЕС в едином формате "таит для России очень серьезную угрозу, прежде всего, в экономическом плане".
По его словам, главный экономический проект России и ЕС — строительство газопровода "Северный поток-2".
"Но ряд стран Евросоюза — восемь стран — уже направили письмо в штаб-квартиру (европейской) комиссии, в котором сказали, что по ряду причин такой проект целесообразно было бы приостановить, поскольку является в какой-то степени "токсичным" для Европейского Союза. В первую очередь (в плане) повышения энергозависимости от Российской Федерации, чего Европейский Союз хочет избежать", — пояснил Топорнин.
Спор с "Нафтогазом"
Стокгольмский арбитраж в декабре 2017 и феврале 2018 года вынес решения по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза" в отношении контрактов на поставку и транзит газа соответственно, обязав в итоге российскую компанию выплатить украинской 2,56 миллиарда долларов. "Газпром" заявил, что данные решения создали дисбаланс в пользу Киева, в связи с чем он с одной стороны обжалует их, с другой стороны — намерен расторгнуть сами контракты через этот же суд. "Газпром" направил "Нафтогазу" официальное уведомление о начале процедуры расторжения контрактов.
В среду, 14 марта, "Нафтогаз" сообщил, что стороны до конца месяца обсудят расторжение контрактов и выполнение решений арбитража Стокгольма.
"Второй момент, который нас не может не волновать, — ситуация на украинском направлении. Я имею в виду наш известный газопровод, по которому мы поставляем газ в Евросоюз. Опять-таки, это один из важнейших источников пополнения нашего бюджета", — сказал Топорнин.
"Возникает вопрос: что делать с выплатой этих 2,56 миллиардов евро?.. Украина предъявляет теперь претензии к контракту стоимости прокачки газа. Это все создает для нас на европейском направлении дополнительные угрозы. И эти угрозы не эфемерные, это серьезные угрозы, которые могут повлиять на решение тех, на мой взгляд, очень глобальных задач, которые президент (России Владимир Путин) обозначил в обращении к Федеральному Собранию", — добавил Топорнин.
По его мнению, ситуация вокруг дела Скрипаля и спора "Газпрома" с "Нафтогазом" создают потенциальную угрозу для России на будущее.
"Все это создает для нас ситуацию скрытой, потенциальной угрозы на перспективу. В этом плане нам надо думать о том, как стремиться улучшить отношения с Евросоюзом в целом, и с отдельными странами. Потому что на таком языке взаимных санкций, взаимных угроз мы, к сожалению, не сможем реализовать задачи. Важно подчеркнуть, что все-таки большие потери в рамках такой санкционной войны будет нести Российская Федерация", — отметил он.