Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Умный дом и смарт-часы: семь ноу-хау советского дизайна, опередивших время

© Предоставлено Московским музеем дизайнаПерспективное такси
Перспективное такси

МОСКВА, 26 фев — РИА Новости, Анна Кочарова. Советские дизайнеры в свое время разрабатывали проекты, которые могли бы составить конкуренцию самым передовым западным инновациям. В 1962 году в Москве был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Его главный офис находился на территории ВДНХ, а филиалы открывались по всей стране. РИА Новости пообщалось с директором по развитию Московского музея дизайна Ольгой Дружининой и узнало, какие советские разработки могли бы радикально изменить повседневную жизнь.

Пожарный автомобиль "ЗИЛ-Сид", 1975

© Предоставлено Московским музеем дизайнаПожарный автомобиль ЗИЛ-Сид
Пожарный автомобиль ЗИЛ-Сид

Удобный и современный пожарный автомобиль — советско-французский проект: объединение "Внештехника" сотрудничало с фирмой "Сид". Сборка двух экспериментальных автоцистерн производилась во французском Сен-Назере. Первые машины участвовали в многочисленных выставках и даже дежурили на спортивных объектах на Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Тем не менее автомобиль оказался слишком дорогим и так и не был запущен в серию.

Скоростной трамвайный вагон "Урал-6", 1976

© Предоставлено Московским музеем дизайнаСкоростной трамвайный вагон "Урал-6"
Скоростной трамвайный вагон Урал-6

Такой трамвай мог развивать скорость до 80 километров в час и перевозить до 200 пассажиров на городских, пригородных, а также междугородных маршрутах. Внутреннее пространство делилось на две зоны: для тех, кому ехать совсем близко, и тех, кому надо подальше. Оконные проемы были расширены, а системы обогрева и вентиляции позволяли эксплуатировать вагон на высоте до 1200 метров над уровнем моря и при температуре окружающего воздуха от плюс 40 до минус 40 градусов. В производство "Урал-6" так и не запустили.

Перспективное такси, 1964

© Предоставлено Московским музеем дизайнаПерспективное такси
Перспективное такси

Этот автомобиль таксомоторной службы — надежный, компактный, маневренный, вместительный и с ровным полом. Место для багажа — внутри пассажирского салона, отделенного от водителя перегородкой. Дверь салона — раздвижная, с электрическим приводом, позволявшим водителю открывать и закрывать ее, не выходя из машины. Это экономило и пространство для парковки. Всего было изготовлено два опытных образца "перспективного такси", один из которых в течение месяца обслуживал пассажиров  на московских улицах. В массовое производство автомобиль не пошел.

Снегоход, 1980

© Предоставлено Московским музеем дизайнаСнегоход "1980-Е"
Снегоход 1980-Е

В конце 1970-х годов дизайнеры Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) одними из первых в мире предложили снегоходы с закрытой кабиной. Такое конструктивное решение резко повышало комфорт и скорость движения, решало проблему звукоизоляции. Подобно внедорожнику "Нива", снегоход "1980-Е" должен был стать первым по-настоящему комфортным зимним видом транспорта, однако проект приостановили на стадии конструкторского предложения.

"СФИНКС",  1986

© Предоставлено Московским музеем дизайна"СФИНКС"
СФИНКС

Сегодня такой СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС назвали бы просто — "умный дом". Тридцать лет назад это была "система для получения информации от всех устройств жизнеобеспечения дома или квартиры и управления ими, в том числе в дистанционном режиме". В комплект входили колонки, наушники и дисплеи, различных размеров пульты, а также диски и процессор с тремя блоками памяти.

Элементы системы разделялись на три группы: нательные (аналог современных "умных" браслетов и часов); те, которые находились непосредственно в жилом пространстве; и те, что монтировались в транспорте. Информация должна была передаваться с помощью радиосигнала и по телефонным сетям. Подобными электронными комплексами планировалось оснастить жилые дома к 2000 году. Проект, визуально напоминающий сегодняшнюю продукцию компании Apple, не продвинулся дальше прототипа.

Городское оборудование, 1986

© Предоставлено Московским музеем дизайнаГородское оборудование Грузинского филиала ВНИИТЭ
Городское оборудование Грузинского филиала ВНИИТЭ

В тбилисском районе Дигоми-7 дизайнеры провели градостроительный и архитектурный эксперимент по организации принципиально новой среды. Авторы проекта из Грузинского филиала ВНИИТЭ разработали серию городского оборудования. Из пяти модульных элементов собирались различные уличные конструкции — от киосков и фонтанчиков для питья до скамеек и детских песочниц. Использовались недорогие вандалоустойчивые материалы из вторичного сырья.

Метропоезд "Серебряная нить", 1987

© Предоставлено Московским музеем дизайнаПроект метропоезда "Серебряная нить"
Проект метропоезда Серебряная нить

Долгие годы в московском метро курсировали одинаковые поезда. Авторы этого проекта предложили четыре типа вагонов. По их мнению, разнообразие повысило бы комфортность и "провозную способность". Предлагались вагоны, например, с местами для багажа — они были бы полезны на кольцевой линии, связывающей столичные вокзалы. Были также спроектированы вагон "пик" с местами для стояния и вагон "хорда", который мог открываться одновременно с обеих сторон. 

Оценить 343
Лучшие комментарии
Leonid Voronin26 февраля 2018, 09:12
Очень хорошие идеи, на мой взгляд. Если в те далекие годы они казались не по времени, то сейчас они могли бы послужить людям. Мне кажется, в 70- 80-е годы в СССР было столько задумано хорошего, что можно еще долго эти задумки в жизнь претворять, тогда вперед смотрели, фантазировали, но не могли это сделать, а сейчас технологии другие и можно создать. Только жаль, что некому стало создавать, тех уже нет, а новых специалистов не научили.
ddmishor266626 февраля 2018, 10:57
Дизайнеры могут предлагать фантастические проекты.Да, порой создавались опытные экземпляры по их проектам.
Но, очевидно,технологические возможности "гражданской" промышленности СССР не позволяли пустить их в серию. "Оборонка" же могла сделать всё,что угодно. Но сколько бы это стоило!
Я слышал историю о том, как во время обсуждения "на высшем уровне" вопроса о строительстве ВАЗа "против" этого категорически выступал куратор ОПК Д. Ф. Устинов (талантливый и грамотный инженер,кстати). Он настаивал, что советская оборонная промышленность способна самостоятельно создать великолепный легковой автомобиль для населения, не только не уступающий, а превосходящий западные аналоги. На что Л.И. Брежнев (кстати, тоже по образованию - инженер) парировал: "Дмитрий Фёдорович, никто не сомневается в возможностях нашей оборонки. Но кто купит машину, которая по стоимости будет сравнима с танком?
Вот так...
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала