ДАМАСК, 5 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. Такого еще не было: представители разных конфессий вместе привезли из России в Сирию крупнейшую партию гумпомощи. Причем средства на нее были собраны простыми российскими верующими. О масштабной гуманитарной акции и беспокойстве жителей Дамаска — в репортаже РИА Новости.
С миру по лепте
"Батюшка, держите ровнее!" — "Конечно, хазрат!" — муфтий с монахом вдвоем передают тяжелые коробки нуждающимся. Грузовик напротив храма Антиохийского патриархата собрал вокруг себя множество людей. На каждой коробке с продовольствием — флаги России и Сирии, а также надпись: "Межрелигиозный фонд гуманитарных проектов".
Еще лет 10-15 назад такое было трудно представить: верующие разных конфессий жертвуют деньги на общее дело. И отдают себе отчет: нет, это на помощь не только христианам или только мусульманам, это — братьям. Помогать надо всем, вне зависимости от религии и национальности. Этому учили и Иисус Христос, и пророк Мухаммед.
В 2017 году по инициативе Русской православной церкви для помощи гражданам Сирии была создана межрелигиозная рабочая группа Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. "Число христиан в Ираке и Сирии сократилось в десять раз. К тому же пострадали представители умеренного ислама и религиозных меньшинств — алавиты и друзы. Государство поддержало инициативу религиозных организаций России по оказанию помощи страдающему сирийскому народу", — объясняет секретарь совета, референт администрации президента РФ Сергей Мельников.
Межрелигиозную делегацию возглавляет секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов). В ее состав входят главы и представители ведущих исламских религиозных объединений, протестантов, Армянской церкви, а также светского Императорского православного палестинского общества.
Акция в Дамаске далеко не первая. В июне и августе прошлого года религиозные деятели доставили гуманитарный груз на север страны: в район Хомса, Латакию, Алеппо, в Эль-Камышлы. Несколько тонн гумпомощи — продукты питания и медикаменты.
Однако на этот раз все куда масштабнее: целых 77 тонн гуманитарного груза. Причем деньги были собраны общинами меньше чем за два месяца. Приходящие в российские храмы и мечети люди порой воплощали в жизнь библейские притчи о милосердии.
"Когда мы собирали деньги на эту важную миссию, в церковь, где я — старший пастор, зашла многодетная семья — мамочка и несколько детей. Они небогатые, дети растут без отца. Мать достала пачку денег и сказала: "Мы копили после того, как вы объявили об этом. Нам трудно, но там труднее. Детям Сирии труднее". Она пожертвовала больше, чем многие состоятельные люди", — рассказывает начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ — пятидесятников) Сергей Ряховский.
"И еще эта женщина произнесла фразу, которая до глубины души меня порадовала. Она, христианка, сказала: "Пожалуйста, помогайте не только христианам, но всем, кто живет в Сирии", — говорит пастор.
"Все нужное и качественное"
В Сирии 20 конфессий, и нелегко сходу понять, кто тут христианин, а кто мусульманин. Все молятся на одном языке, да и беда у всех общая.
Мусульманка Фатима живет рядом с районом Джобар, там до сих пор боевики. Оттуда постоянно что-то прилетает. "Но я все равно никуда не ушла. Была, есть и буду в Дамаске", — твердо говорит она.
Цены в Дамаске сильно удивят москвича — все очень дешево. Однако в данном случае это показатель огромных проблем. Жители сирийской столицы зарабатывают копейки, те же генералы — не более ста долларов в месяц. Поэтому прибывшие из России продукты и медикаменты очень пригодились.
Получавшие помощь из рук муфтиев и священников сирийцы расцветали в улыбке. Кто-то затем быстро уходил к своей семье, кто-то перекладывал в многочисленные пакеты содержимое 25-килограммовых коробок.
"Не говорю, что невозможно, но очень тяжело это все достать. К тому же все очень качественное", — пожилая Мариам Бахри распечатывает одну из них и осматривает содержимое. Внутри все самое необходимое: мука, крупы, сахар, сухое молоко, подсолнечное масло, макароны, рыбные и мясные консервы.
"У нас большая семья, работы мало. Я и три сына, муж умер. Я очень рада, что мне помогли. Спасибо, Россия!" — восклицает она.
Отец Стефан (Игумнов) признается, что деньги было собрать относительно несложно: российские верующие охотно откликнулись на призыв духовенства. Куда труднее организовать доставку.
"Состав этого груза формировался с учетом реальных потребностей пострадавшего населения Сирии. Мы консультировались с представителями местных религиозных общин", — добавляет представитель Русской православной церкви.
Намаз в церкви
Помощь раздавали возле мечетей и храмов разных направлений. Православные, сунниты, марониты, сиро-яковиты, армяне, мелькиты, исмаилиты, шииты, протестанты, друзы — все почувствовали поддержку российских братьев и сестер. А членам делегации — муфтиям и священникам — удалось даже побывать на литургии и намазе. Впрочем, сирийцы не удивлены тому, что, например, викарий главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Погос Варданян и первый зампредседателя Духовного управления мусульман Дагестана Ахмад Кахаев вместе раздают помощь сирийцам.
"Здесь так же. Христиане и мусульмане вместе разделяют беды и радость друг друга", — замечает верховный муфтий Сирии. То же мы слышали от лидеров остальных конфессий.
А вот какой диалог состоялся в сиро-яковитском храме между его священником и муфтием Тюменской области Ильдаром Зиганшиным:
"Я прошу прощения, но сейчас у меня настало время для молитвы. Мне нужно пойти в мечеть", — обратился муфтий.
"Никуда не уходите, мы тут найдем место для этого", — спокойно ответил ему христианский священник.
Овации и ракеты
"От религиозных деятелей зависит будущее Сирийской Арабской Республики. Данная акция носит беспрецедентный характер: в наших мечетях и храмах собирали средства, чтобы оказать помощь сирийскому народу. Хотел бы засвидетельствовать то, что ваша боль — наша боль, ваша радость — наша радость", — сказал на встрече с лидерами сирийских верующих глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов.
Дамаск ответил взаимностью: уже к середине дня практически весь центр города встречал гостей из России аплодисментами и возгласами "Шукран!", "Велкам ту Сирия!". Многочисленные машинисты и водители даже останавливались, чтобы помахать рукой с криком "Русья! Братья!". А в одном из храмов ко мне даже подошел старенький священник и со словами благодарности крепко обнял. Кто-то из российской делегации потом справедливо заметил, что "Дамаск стоял на ушах".
"Вы для нас не просто друзья, вы для нас родня", — в унисон твердили как священники с имамами, так и миряне.
Уже ближе к ночи участники межрелигиозной делегации, о визите которой теперь уже знает весь город, идут по извилистым темным переулкам христианского квартала к последней — восьмой — точке, где надо было раздать помощь. Вдруг слышится глуховатый хлопок, где-то в шестистах метрах от нас — разрыв. Через пять минут еще два хлопка, правда, потише.
За пару часов до этого маронитский священник Джон-Сираж Диб рассказал мне, что на днях боевики выпустили по его храму пару ракет. К счастью, все обошлось небольшими повреждениями кровли. Жительница христианского квартала по имени Атра признается, что боевики из района Джобар стреляют почти каждый день.
"Я уже давно перестала обращать на это внимание", — нервно смеется она.
Однако жители Дамаска всячески стремятся подчеркнуть, что молятся о скорейшем восстановлении Сирии и полном прекращение войны. Поэтому российских священников и муфтиев и в храмах, и в мечетях провожали с поднятыми в знак благодарности руками и лишь одним словом: "Салам!", что по-арабски означает "мир".