ТРОМСЁ (Норвегия), 24 янв — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Феномен режиссера-дебютанта Дмитрия Давыдова впору изучать в кинематографических институтах: учитель начальных классов из якутского улуса влез в долги, написал сценарий и за 15 дней снял фильм, который провалился в прокате, но собирает полные залы на крупнейших европейских и азиатских кинофестивалях.
От Азии до Европы
В конце января дебютную картину Давыдова "Костер на ветру" увидели зрители международного кинофестиваля в норвежском городе Тромсё (TIFF). Здесь уже 28 лет собираются киногурманы, которые ценят качественные фильмы, привыкли к "свежей продукции" и голосуют кошельком за лучшие новинки мирового кинематографа.
"Фильм просто чудесный, это такая маленькая трогательная история. Там все прекрасно — пейзажи, уклад жизни, то, как люди живут в этих обстоятельствах. Это очень профессиональная работа", — говорит Отте. По ее мнению, главное достоинство таких картин — это умение режиссера, рассказывая о судьбах героев, показать каждому зрителю его самого.
"Такие истории универсальны, они рассказывают о проблемах, которые знакомы всем. Если рассказчик затрагивает чувства зрителей, — это самое главное. Но когда режиссер говорит о том, что хочет заработать деньги на своей истории, все может разрушиться", — добавляет директор фестиваля.
Начальная школа для режиссера
"Мне захотелось работать с маленькими детьми, быть воспитателем в детском саду. Но потом подумал, что бородатый мужчина в детсаду — это как-то не очень. Я выбрал профессию учителя начальных классов, отучился и приехал обратно в деревню. Работал на разных должностях — психологом, завучем, директором, уходил из школы и возвращался в нее. Сейчас я просто учитель", — рассказывает Давыдов.
Несколько лет назад он со своими учениками задумал снимать небольшие видеоролики. Показывали их в школе в воспитательных целях. Именно тогда Дмитрий начал писать сценарии, разбираться в тонкостях видеосъемки и монтажа. Постепенно идея создания фильма захватила настолько, что он за месяц написал сценарий, в целях финансирования взял банковский кредит, а на главные роли позвал односельчан.
Отсутствие опыта не смущало. "Мы делали картину в 2014 году. А в те годы в Якутии был настоящий бум кино. Я посмотрел, как люди снимают, — без образования, без денег. И решил: почему бы не попробовать самому?" — вспоминает Дмитрий.
Кино о трех простых вещах
"Если по-простому объяснить, я хотел рассказать о трех простых вещах — справедливости, чести и совести, а также о жизненных ориентирах. Я сам все это видел, у меня главный герой — старик. Было интересно показать и рассказать о стариках, у которых остались такие понятия. Временами мы об этом забываем. Главное — в любой ситуации оставаться человеком. И неважно, что произошло", — рассуждает режиссер.
Все герои картины говорят по-якутски. Сознательно выбрав язык коренного народа, Дмитрий отдавал себе отчет в том, что это может стать препятствием на пути к массовому зрителю, поскольку привычки читать субтитры на экране у российской киноаудитории нет.
Дмитрий признается, что в фильме есть моменты, которые лучше всего поймут сами якуты: они связаны с их укладом жизни и верой. "У меня главный герой — старик, который потерял жену и сына. Он остался один, у него стоит икона, он приходит к ней и молится своему богу, якутскому. Мы верим в огонь, природу, животных", — говорит режиссер.
Послание зрителю
"В начале фильма показано, как якуты обрабатывают лед: достают, топят и пьют. Заканчивается же он костром. Получились вроде бы лед и пламя, но я так не задумывал, само вышло", — улыбается Давыдов.
При этом, побывав со своей картиной на крупнейших фестивалях, он понимает, что зрители по всему миру видят в ней именно то, что в нее заложено: историю о порядочности и чести, о вечных ценностях, которые сегодня на вес золота.
"Я рассказал о тех вещах, о которых хотел рассказать, и остался верен своим идеям. Если получится снять второй фильм, он тоже будет о чести и совести. Всегда лучше говорить о людях хороших, а не о плохих. У меня отец был как главный герой — справедливый, верил в то, что жить надо честно", — рассуждает режиссер.
Идея дороже всего
Задумывая съемки, Давыдов мечтал об одном — выйти в якутский прокат. На съемки взял кредит, но провал в прокате отсрочил выплату долга, который он возвращает до сих пор. Но Дмитрий ни о чем не жалеет, мечтает о второй картине, сюжет которой уже придумал.
"Если говорить коротко, она будет о человеческих отношениях. Первый фильм — об отце и детях, во втором главными героями станут больная мать и взрослый сын, которому придется принимать решение: либо остаться с матерью, либо уйти в свою семью. Это будет сложная драматическая картина", — обещает триумфатор международных фестивалей из якутской глубинки.
Он не кривит душой, когда говорит, что не готов променять верность идее на высокие сборы в кинотеатрах. "Многим молодым людям было просто скучно смотреть, потому что мой фильм спокойный, медленный — о судьбе. Там надо думать, а зрители любят комедии, экшн", — сетует режиссер.
Но какой бы ни была мечта, на одном энтузиазме картину не снимешь. Кинопроизводство — процесс дорогостоящий, хотя по кинематографическим меркам бюджет "Костра на ветру" в один миллион рублей — сумма фантастически маленькая, никакой Спилберг не справится. Сегодня Якутия переживает кинематографический бум, говорит Дмитрий, правда, бум — это только идеи, клондайк для кинематографистов в республике еще не открыли. Поддержка властей есть, но суммы небольшие.
Пока же с очередного международного кинофестиваля сельский учитель увозит яркие эмоции от зрительского признания и торопится домой — в разгар учебного года приходится брать отпуска и отгулы, а школьная программа не ждет. Ученикам Дмитрия Давыдова повезло — он лучше многих других может рассказать им о честности, справедливости и порядочности, о том, что если костер жизненной силы горит, никакие ветра обстоятельств его не погасят, а раздуют с новой силой.