Отношения России и США, развитие ситуации в Сирии и обстановка вокруг ядерной программы КНДР были в уходящем году ключевыми темами международной политики. Глава МИД России Сергей Лавров рассказал в письменном интервью РИА Новости о своем видении этих проблем, о том, как их разрешить. Он, в частности, поделился своими прогнозами о том, схлынет ли в Вашингтоне русофобская истерия, что ждет Сирию после победы над ИГ*, мнением о том, как можно и как нельзя действовать по отношению к Северной Корее, и о том, будут ли в Латинской Америке российские военные базы.
— Дональд Трамп заявил, что планирует провести встречу с Владимиром Путиным по КНДР, президент России также выражал готовность к диалогу. Когда можно ожидать такие переговоры и где, в каком формате? В вопросе улучшения отношений двух стран можно рассчитывать только на личные контакты лидеров или есть еще какие-то варианты, чтобы не скатиться к ситуации нового железного занавеса?
— Контакты между президентами России и США в последнее время носят достаточно интенсивный характер. Как правило, они не ограничиваются каким-то одним сюжетом, а охватывают широкий спектр двусторонних и международных тем.
Сроки проведения очередной личной встречи пока не обсуждались. Напомню, что Владимир Владимирович Путин и Дональд Трамп общались на саммите АТЭС в Дананге, где одобрили важное совместное заявление по Сирии. После этого главы государств уже трижды — 21 ноября, 14 и 17 декабря — беседовали по телефону. Разумеется, затрагивалась и ситуация на Корейском полуострове.
В свою очередь мы с госсекретарем Рексом Тиллерсоном регулярно обсуждаем ключевые вопросы российско-американской повестки дня. По наиболее актуальным из них дополнительно проводятся экспертные консультации на рабочем уровне.
В то же время отдаем себе отчет, что в отношениях между двумя государствами существует немало проблем, как застарелых, так и недавно возникших или, точнее сказать, искусственно созданных. Главная из них — русофобская истерия, которая охватила вашингтонский политический истеблишмент и уже приобрела без преувеличения параноидальный характер. Именно она не дает двигаться вперед по важным для наших стран направлениям, провоцирует дополнительное напряжение на мировой арене.
Летом в США одобрен направленный против нас закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций". Известна ситуация с незаконным, по сути, рейдерским захватом нашей дипломатической собственности.
На наших дипломатов оказывается давление со стороны ФБР, им чинят препятствия в работе. Развязана кампания травли российских СМИ, прежде всего телеканала RT. И это только часть обширного списка немотивированных антироссийских действий. Работающее против России лобби добивается принятия новых недружественных и даже откровенно враждебных шагов.
Не думаю, однако, что термин "железный занавес" применим к российско-американским отношениям на современном этапе. Скорее речь можно вести об очередном приступе маккартизма, от которого американское общество, получается, не выработало полного иммунитета. Но лично я уверен — как когда-то в США всем надоела и сошла на нет устроенная сенатором Джозефом Маккарти охота на ведьм, так и в нынешней ситуации наступит отрезвление, а за ним и выздоровление. Хотя время будет потрачено впустую.
— Есть ли шанс, что в 2018 году удастся достичь политического урегулирования в Сирии? Возможно ли и когда принятие новой конституции Сирии и проведение выборов? Будет ли в них участвовать Башар Асад? Готова ли Россия помочь обеспечить безопасность в САР на время этих выборов? Не опасаетесь ли вы, что после ухода российских войск коалиция во главе с США может начать действия против правительственных сил или даже предпримет попытки свержения Асада?
— Надеемся, что в наступающем году ситуация в Сирии продолжит развиваться в направлении стабилизации, достижения долгосрочного политического урегулирования. Предпосылки для этого созданы. Вооруженные силы САР при поддержке ВКС России разгромили группировку ИГИЛ*, лишили ее остатки боевых возможностей. Одновременно мы продолжаем прилагать усилия, чтобы закрепить положительные тенденции на земле в интересах примирения, мирного обустройства и восстановления страны.
Продолжаем продвигать инициативу созыва Конгресса сирийского национального диалога, который призван перевести в практическую плоскость идею инклюзивного межсирийского диалога, стать подспорьем для переговоров между делегациями правительства САР и оппозиции под эгидой ООН в Женеве. В рамках женевского формата должны быть окончательно оформлены договоренности, достигнутые на основе взаимного согласия сирийских сторон по конституционной реформе и выборам под надзором ООН, как это предусмотрено резолюцией 2254 СБ ООН.
Что касается участия Башара Асада в предстоящих выборах, то этот вопрос следует задавать сирийскому президенту. В целом исходим из того, что никто не вправе навязывать суверенному государству условия, дискриминирующие его отдельных граждан или группы населения.
Продолжим оказывать сирийцам содействие в нормализации обстановки, восстановлении мира и порядка. В работе с региональными и международными партнерами будем и далее напоминать о необходимости уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность этого государства.
— Пытается ли Москва наладить постоянный и регулярный канал связи на высшем и высоком уровне с Пхеньяном, с кем именно и почему до сих пор это сделать не удалось? Запад критикует Россию за "недостаточно решительную" позицию в отношении КНДР. А есть ли какие-то красные линии в действиях Пхеньяна, после которых Россия будет действовать более жестко?
— Разумеется, мы серьезно обеспокоены стремлением КНДР обрести ядерный статус. Никогда этого не примем и не одобрим. Предпринимаемые Пхеньяном шаги на данном направлении чреваты подрывом глобального режима нераспространения. А в нынешней напряженной обстановке на Корейском полуострове просто опасны.
Россия в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН на протяжении многих лет принимала участие в разработке соответствующих резолюций, которые запрещают КНДР осуществлять ядерные испытания и пуски баллистических ракет. Действующие сегодня жесткие международные санкционные ограничения имеют конкретную цель не допустить развития ракетно-ядерных программ Пхеньяна.
Призываем партнеров сосредоточиться на решении конкретных проблем Корейского полуострова на основе переговоров. А для этого контакты с Пхеньяном необходимо не разрывать, а, наоборот, развивать.
Со своей стороны стремимся поддерживать их на возможно высоком уровне. Естественно, между нами налажен и механизм консультаций по вопросам реализации российской дорожной карты корейского урегулирования.
Твердо убеждены, что не только КНДР, но и США, а также их союзникам необходимо воздержаться от любых шагов, способных спровоцировать кризис, и запустить наконец переговорный процесс. Россия будет этому всемерно способствовать.
— Военная инфраструктура НАТО и США, в частности, у российских границ становится все солиднее. Чем может ответить Россия? Почему неактуален вопрос военных баз за рубежом, скажем, в Латинской Америке?
— Буду краток. Действительно, наращивание военной инфраструктуры НАТО вблизи российских границ, развертывание ПРО США в Европе вызывают самую глубокую озабоченность. Такие деструктивные шаги, подрывающие принцип неделимости безопасности, ведут к дальнейшему росту напряженности в Евро-Атлантике, углублению разделительных линий на европейском континенте. В этом контексте принимаем разумные дополнительные меры для повышения обороноспособности, защиты национальных интересов. Как отметил президент России Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции 14 декабря, обеспечим собственную безопасность, не втягиваясь в гонку вооружений.
При этом в отличие от ряда государств мы — не сторонники военной экспансии. Создание баз за рубежом во имя проецирования силы, в том числе в Латинской Америке, не является для нас самоцелью.