МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Вероника Буклей. Американский бизнес встречал 2017 год с надеждой на улучшение отношений с Россией после прихода новой администрации в США, вторая половина года ознаменовалась для него разочарованиями, санкциями и ужесточением риторики. Тем не менее, сегодня компании пытаются сохранять оптимизм и продолжают работать в России, терпеливо ожидая "потепления", рассказал в интервью РИА Новости глава Американской торговой палаты (AmCham) в РФ Алексис Родзянко.
"Весной Трамп попросил его уйти, что вызвало бурную реакцию со стороны законодательной власти, которая имеет свое мнение и полномочия. Она отреагировала тем, что провела закон о санкциях. Он был принят абсолютным большинством и в Сенате, и в Палате представителей Конгресса США. Трампу пришлось подписать закон, но сделал он это с нотой протеста. И это также стало ключевым событием в отношениях США и России в 2017 году", — считает глава AmCham.
"Вторая половина года в результате всех этих событий тоже была несколько сложнее, чем первая. Первая знаменовалась надеждами, а вторая — разочарованиями", — заявил Родзянко.
Закручивание гаек
Новые санкции, отмечает собеседник агентства, "вставили некий клин между Европой и США". "Закон предусматривает рекомендации Европе насчет энергетических проектов с Россией и грозит потенциально санкциями компании из любой страны, работающей с российскими компаниями по некоторым направлениям. Пока это не санкции, а угроза их применения, но угроза, которая была встречена в штыки Европой", — рассуждает он.
Закон, подписанный в начале августа Трампом, в частности, предполагает, что глава государства сможет налагать санкции на лиц, вкладывающих в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 миллионов долларов за год или 1 миллион долларов единовременно. Кроме того, в законе отдельно прописано, что США продолжат противодействовать проекту "Северный поток-2". Закон также сокращает максимальный срок финансирования российских нефтегазовых компаний с 90 до 60 дней.
Закон, подписанный в начале августа, ограничивает полномочия президента по отмене санкций и предоставляет конгрессу последнее слово в этих вопросах. Также он кодифицирует и придает силу закона санкциям, которые действуют на основании исполнительных указов президента Барака Обамы. Это значительно затрудняет любые перспективы отмены санкций вне зависимости от того, как в будущем будут складываться отношения США и России.
Госдолг, трубы и политика
"Я думаю, что по "трубам" не будет санкций, потому что это в основном европейский проект. У Европы нет настроения углублять и расширять санкции. В закон, принятый в США, в ходе согласования была вставлена фраза о том, что при введении санкций нужно консультироваться с союзниками. Но значит ли это, что отсутствие аппетита к усилению санкций у Европы заблокирует желание сделать это со стороны некоторых политиков из США?" — рассуждает Родзянко.
"Второе – в Европе санкции привязаны к действиям на Донбассе и в Крыму. В принятом в США законе написано много о правах человека, вмешательстве во внутреннюю политику США, Украины, разоружении – приведено много разных причин, и они не привязаны к конкретным санкциям. Таким образом, появилась разница в режимах санкций между США и Европой", — продолжает он.
Он также выразил сомнение, что санкции распространят на госдолг России. Подписанный в августе закон о санкциях предполагает, что в течение полугода (180 дней) после его принятия конгресс США соберется для обсуждения возможности расширения ограничительных мер на госдолг РФ.
"Я очень сомневаюсь, что санкции распространятся на госдолг, … России особенно не нужно заимствовать деньги, стране хватит своих ресурсов. … Но даже если это произойдет, я не думаю, что это будет иметь очень сильное влияние", — считает Родзянко.
Ожидания инвесторов
В России, отмечает он, есть экономический рост, упорядочивание деловых отношений, улучшилась и платежная дисциплина, у некоторых компаний выросли продажи, и многие себя реструктурировали, учитывая снижение спроса, что дало им возможность более уверенно себя чувствовать в новых экономических реалиях.
Что касается экономики, AmCham отмечает большую работу, которая делается по улучшению условий для ведения бизнеса в России, что позволило ей подняться до 35 места в рейтинге Doing Business 2018. "Мы ждем, что эта работа продолжится, и каждая из наших компаний – членов Американской торговой палаты в России сможет на практике оценить ее результаты – например, в том, что касается экспортно-импортных процедур или согласований строительства", — заключил он.