МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Бизнес-сообщество предлагает парламенту законодательно урегулировать в России лоббизм, установить правила работы в этой сфере и брать налоги за лоббистскую деятельность. По мысли авторов инициативы, это позволит искоренить коррупцию как механизм принятия решений.
"Обращаемся к вам как к председателю Совета Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания нормативно-правовой базы, необходимой для урегулирования лоббистской деятельности в России", — говорится, в частности, в послании ассоциации на имя спикера СФ за подписью председателя организации Рахмана Янсукова.
По мнению бизнес-сообщества, реализация предлагаемой инициативы позволит использовать успешный мировой опыт и вывести лоббистскую деятельность из тени, устранив из нее коррупционную составляющую.
Предприниматели отмечают, что сегодня Россия все еще находится в процессе смены общественно-экономической системы. При этом главной движущей силой роста теневой экономики и основным ее механизмом выступает коррупция, которая претендует на роль системообразующего элемента во взаимодействии государства и общества.
Теневые группы влияния
По мнению бизнес-сообщества, процессы взаимодействия представителей органов государственной власти и общества требуют существенного изменения.
"Необходимо кардинально перестроить систему социальных практик, чтобы "вывести из тени" группы влияний и обеспечить прозрачность при принятии экономических решений", — говорится в документе.
Так, по экспертным оценкам, крупные корпорации сейчас содержат целый штат высокооплачиваемых сотрудников, главной задачей которых является продвижение интересов компании в органах государственной власти.
Мировая практика
В то же время существует ряд примеров зарубежных стран, где лоббистская деятельность имеет четкую нормативно-правовую основу и приносит ощутимую пользу как государству, так и обществу, пишут предприниматели. Так, в США лоббизм законодательно оформился еще в 1876 году и был определен как легальный вид деятельности по продвижению различных законопроектов, как на федеральном, так и на местном уровнях. Лоббист в США — бывший или действующий политик, который тратит более 20% своего времени на продвижение интересов той или иной группы давления.
"С момента первого законопроекта регулирование лоббистской деятельности совершенствовалось, и в настоящий момент в США зарегистрировано более 12,5 тысяч лоббистов. Также законодательное закрепление лоббистской деятельность существует во Франции и Германии", — уточняют в ассоциации.
Правила игры
"Именно поэтому мы предлагаем легализовать лоббизм в органах законодательной власти и урегулировать лоббистскую деятельность. Необходимо законодательно закрепить возможность членам Совета Федерации и депутатам Государственной думы открыто представлять интересы отечественных коммерческих организаций и граждан нашей страны. Важно отметить, что лоббирование интересов иностранных организаций и граждан будет под запретом, а его нарушение должно караться уголовным наказанием", — пишут предприниматели.
Таким образом, бизнесмены предлагают определить лоббизм как "лицензируемый вид деятельности по продвижению законопроектов на разных уровнях государственной власти".
В бизнес-сообществе отмечают, что в основе лоббистской деятельности лежит глубокий стратегический анализ, призванный способствовать принятию общественно полезных, долгосрочных решений.
"Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей лоббистскую деятельность, позволит искоренить коррупцию как недейственный механизм принятия решений, повысить конкурентоспособность отечественной экономики", — уверены в ассоциации. Сами предприниматели заявили о готовности подключиться к этой работе.