Виктор Мараховский, для РИА Новости
Центр социологических исследований "Ромир" изучил "альтернативный", то есть не-путинский, электорат нашей страны.
На всякий случай: "Ромир" — официальный российский представитель международного монстра опросов Gallup. То есть подозревать его в работе на Кремль нет никаких оснований.
Так вот: центр обнаружил в стране 25% граждан сознательного возраста, готовых проголосовать не за действующего президента. Это нормально и правильно: в каждом уважающем себя государстве должна быть оппозиция — и если она составляет четверть взрослого населения, то ее мнение следует, конечно, учитывать большинству. И тем, за кого оно голосует.
Но интереснее — и куда ненормальнее — другое.
На втором месте — почти такой же неизменный Геннадий Андреевич Зюганов, которое десятилетие ведущий официальную партию — правопреемницу КПСС в загадочное будущее. У него семь процентов.
А потом провал, за которым на цифре в три процента сидит "главный критик Путина" и "лидер российской оппозиции" Алексей Анатольевич Навальный.
Чтобы понять, что такое три процента, напомним, что на первых президентских выборах в тогда еще социалистической Российской федеративной республике в 1991-м некто Вадим Викторович Бакатин, ныне заслуженно забытый всеми напрочь, набрал больше — три с половиной процента.
А за ним, на цифре в два процента, находится "кандидат против всех" и главная медийная сенсация осенней части кампании Ксения Анатольевна Собчак. Кстати, столько же — у почти фантомного в медийном смысле Сергея Михайловича Миронова.
…Так вот, это совершенно ненормально. Потому что при взгляде на эти цифры у граждан возникает логичный вопрос: какого черта сегодня едва ли не большую часть медийного пространства, включая федеральный эфир и крупнейшие электронные СМИ, занимают те, кто сражается между собою за суммарные пять процентов электората?
Правдивый ответ на этот вопрос звучит, увы, очень обидно. Дело в том, что эти пять процентов — электорат привилегированный.
Это избиратели, сосредоточенные в крупнейших мегаполисах. Подключенные круглосуточно к 4G. Производящие вместо скучных материальных изделий неосязаемые (и потому особенно дорогие) Продукт и Контент.
Этот электорат занят профессиональным блогингом, влогингом и майнингом. Преподает друг другу тимбилдинг и уроки йоги в гамаке. Вещает остальной стране о путешествиях, блюдах из зубатки и джазовых концертах. Он, естественно, подписан в той или иной форме на своих местечковых знаменитостей К. Собчак и А. Навального — и поэтому, даже если по службе вынужден "давать патриотизм", все равно рассматривает их как подпирающих небо титанов и заглядывает им в рот за повесткой дня.
В действительности эти титаны глядят в пряжку ремня даже Г. А. Зюганову, но медиакласс, составляющий львиную долю их аудитории, это просто игнорирует.
Ну так вот: отечественный медиакласс тоже принимает себя за все российское общество, а своих титанов (которые в социальной реальности — кальсонные гномы) — за политиков.
Но фокус в том, что медиакласс России не может позволить себе быть сектой. Он же не имеет права изолироваться от большинства, которому продает информацию, — и даже от "большинства оппозиционного меньшинства" не имеет.
И если он смотрит на мир не так, как основная масса людей, и видит каких-то совершенно других героев — то одно из двух.
Либо в России, где, согласно официальным данным, около 111 000 000 избирателей, примерно сто пять миллионов являются лишними, ненужными, не имеющими значения. Либо наш привилегированный, интернетизированный по самые гланды, зарабатывающий в "новой экономике" и держащий контрольный пакет СМИ класс просто неадекватен.
Интересно, что за прошедшие шесть лет он, кажется, ничему не научился.