Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Охота на "русских хакеров" в Америке ведется не только из русофобии: еще неизвестно, кого боятся больше, — нас или китайцев. Историй с китайскими хакерами, "угрожающими США", сколько угодно, просто мы в России по понятным причинам этого не замечаем — зато на них обращают внимание в КНР.
Например
Вот рядовой, в сущности, материал из американского журнала Foreign Policy. Прокуратура США раскрыла нечто "похожее" на группу хакеров, связанных с китайским государством, и предъявила подозреваемым обвинения. Их фирма "Боюйсек" уже закрыта.
Неназванная частная фирма "подсказывает", что ей что-то такое "видимо"… А поточнее фактов не нашлось? И если таковых нет, то зачем на них намекать? А затем, что так страшнее. Примерно как с "русскими хакерами", которых, как покемонов, ловят уже почти год в конгрессе США, и там то же самое: кто-то "подсказывает" и "видимо".
История даже слегка обидная — мы-то думали, что у русских монополия на хакерство в США. А оказывается, у нас ее отбирают китайцы.
Да, главное я не сказал: Хуан Сянмо, не просто бизнесмен, а "подозревается в связях с Компартией Китая".
И таких историй в США и странах-сателлитах сколько угодно.
В общем, дело вовсе не только в России. И предварительный диагноз явлению в целом понятен: паранойя. Остаются только вопросы, почему она возникла именно сейчас и какие у нее особенности. В деталях, как всегда, самое интересное.
Уточним диагноз
Но и в США то же самое. Вот факты: одни только китайские туристы, студенты и прочие посетители Штатов дали этой стране еще в 2015 году около 30 миллиардов долларов. По данным на 2016 год, торговля товарами достигла 510 миллиардов, услугами — 110 миллиардов, а взаимные инвестиции доросли до 170 миллиардов.
Это означает, что с 1979 года (когда Китай, каким мы его сегодня знаем, только начинался) торговля с Америкой выросла в 207 раз. А еще это значит, что Китай — первый торговый партнер США, а Штаты — вторые для Китая (ЕС в целом на первом месте).
И здесь у нас серьезный контраст с ситуацией Россия — США, где деловые связи в десять раз слабее. Поэтому о "русских хакерах" можно орать в голос, а с китайскими все как-то неоднозначно — жадность сталкивается со страхом.
При этом, когда китайские инвесторы хотят купить на корню что-то для Штатов важное и стратегическое, то страх побеждает. А в других случаях, как с недавним визитом президента Дональда Трампа в Пекин, подписавшим там множество экономических соглашений, побеждает жадность (и желание "сделать Америку снова великой").
И это не говоря о том факте, что Китай (как и Россия) вовсе не предлагает на глобальном уровне уничтожить Америку. Как заметил один из авторов лондонского "Экономиста", китайские идеи "альтернативы Западу" звучат эффектно, но формулируются расплывчато и непонятно что на практике означают. То есть бояться особенно и нечего.
…Простыми и антинаучными словами — пусть специалисты меня простят — паранойя означает неумение общественно активного человека правильно оценить свое место в обществе: ему все время кажется, что все вокруг то ли его обожают, то ли ненавидят и преследуют. Шизофреник — это, наоборот, мечтатель, уходящий от общества в свой иллюзорный мир. Но бывает еще и параноидальная шизофрения, сочетающая обе крайности.
Так вот, истерики США и Запада из-за русских и китайских хакеров (да и вообще по поводу своего меняющегося места в мире) выглядят, скорее, как параноидальная шизофрения. С одной стороны, хочется жить в иллюзиях собственной исключительности, да еще и хорошо, развивая с другими державами торговлю и инвестиции. А с другой — есть постоянные подозрения, что эти "другие" тебя ненавидят и хотят уничтожить.
В общем, жадность и страх.