БИШКЕК, 1 дек – РИА Новости, Юлия Орлова. Ряд поправок в конституцию Киргизии, перераспределяющих полномочия в органах государственной власти страны за счет расширения полномочий премьер-министра, вступают в силу с 1 декабря.
Всенародной референдум по изменению Основного закона прошел в Киргизии в декабре 2016 года по инициативе экс-президента Алмазбека Атамбаева. В нем приняли участие 42% избирателей, за изменение конституции проголосовали 79,6%.
Всего поправки затронули около 30 статей. Изменения основного закона были направлены на решение четырех блоков проблем: уточнение принципов взаимодействия ветвей власти, реформы правоохранительной и судебной системы, формирование системы высших ценностей в киргизском обществе и устранение несоответствий между текстами на государственном киргизском и официальном русском языке.
В частности, из Основного закона была исключена норма, согласно которой республика обязана исполнять решения международных органов по правам человека и возмещать нанесенный вред. Кроме того, был внесен пункт, исключающий однополые браки, и статья, которая предусматривает возможность лишения гражданства республики в определенных случаях.
Также был отменен срок давности по тяжким преступлениям, связанным с экоцидом, геноцидом, а также злоупотреблениями при разработке крупнейшего в республике золоторудного месторождения Кумтор.
Крупным блоком стали изменения, касающиеся судебной системы страны. В частности, судей теперь можно привлечь к ответственности по предложению дисциплинарной комиссии при Совете судей. Уволенный за нарушение судья лишается всех льгот и не может больше занимать должности на госслужбе. Предусматривается расширение полномочий генпрокуратуры, в частности список госорганов, которые надзорное ведомство сможет контролировать на предмет соблюдения законности.
В стране 15 октября прошли президентские выборы, 24 ноября новый президент Сооронбай Жээнбеков принес присягу и официально вступил в должность главы государства.
Новые правила игры
Всего поправки, вступающие в силу 1 декабря, коснутся пяти статей конституции. В частности, для выхода из коалиции парламентского большинства любой из фракций теперь требуется набрать не простое большинство, а не менее двух третей от общего числа депутатов фракции. Причем каждый член фракции, проголосовавший за выход, должен собственноручно подписать соответствующее решение фракции.
По задумке авторов, это позволит усилить устойчивость коалиции большинства в Жогорку Кенеше (120-местном парламенте страны), которая выдвигает премьер-министра и формирует состав кабмина. Распад коалиции автоматически означает отставку сформированного ею кабмина. Причем неоднократно это происходило из-за политической прихоти лидеров небольших фракций, входящих в коалицию. За прошедшие шесть лет составы кабминов в Киргизии в среднем меняются каждые 9-10 месяцев.
Также, согласно поправкам, в случае распада коалиции полномочия спикера парламента должны быть вновь подтверждены большинством голосов палаты.
Изменения расширяют возможности влияния премьер-министра на принятие бюджета страны. Ранее президент должен был после принятия парламентом какого-либо закона или подписать его в течение месяца, или вернуть законодателям со своими возражениями для повторного рассмотрения.
"Законы о республиканском бюджете, налогах подлежат обязательному подписанию, за исключением случаев обращения премьер-министра о возвращении таких законов без подписания", — гласит изменение в статью. Таким образом, премьеру предоставляется своеобразное "право вето" при формировании экономической политики страны.
Самые серьезные изменения касаются кадровых перестановок. Теперь премьер сможет самостоятельно увольнять не устроивших его членов коалиционного правительства, несмотря на возражения президента. Исключение сделано для руководителей ведомств, отвечающих за вопросы обороны и национальной безопасности, которые назначаются и увольняются по решению президента.
Действующая конституция Киргизии — уже девятая по счету с момента обретения республикой независимости в 1991 году. Ее принятие сопровождалось крупными политическими скандалами, которые привели к серьезному размежеванию в обществе. Часть членов временного правительства, которые вместе с экс-президентом Атамбаевым пришли к власти после свержения режима Курманбека Бакиева, выступила резко против изменения Основного закона от 2010 года, текст которого был одобрен Венецианской комиссией и содержит пункт, запрещающий изменение конституции до 2020 года.
Политические оппоненты Атамбаева увидели в очередном изменении Основного закона попытку сохранить власть. Разногласия вокруг изменений в конституцию этой осенью стали причиной развала коалиции большинства в Жогорку Кенеше и последовавшей отставки правительства.