Ирина Алкснис, для РИА Новости
"Замучаетесь пыль глотать" — немногим менее известно, нежели его знаменитое "мочить в сортире", сказанное еще на посту премьер-министра в 1999 году. Однако если контекст второго комментария — борьба с терроризмом — и по сей день очевиден для всех, то в связи с чем Путин высказался тогда про "пыль", многими уже подзабылось. А между тем его тогдашние слова по-своему даже более примечательны — и о них стоит напомнить.
Летом 2002 года российский президент принял участие в работе IV съезда Торгово-промышленной палаты России. Там он попытался донести до представителей отечественного бизнеса простую мысль о том, что вывезенные из России капиталы не находятся за границей в безопасности. Наоборот, велика угроза их заморозки и, соответственно, потери контроля над ними со стороны владельцев. Закончил Путин эмоциональным комментарием: "Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы их разблокировать!"
То были времена слабого российского государства, еще не пришедшего в себя после 1990-х годов, и оптимистичной безоглядной веры большинства (даже весьма опытных и циничных людей) в радужность жизни на Западе, в абсолютность прав и свобод человека, безоговорочную защищенность собственности там.
С тех пор утекло много воды. Тема "не доверяйте Западу — только Россия обеспечит защиту вам и вашим капиталам", обращенная к бизнесу, звучит ныне у Путина регулярно, и над ней уже давно перестали посмеиваться, поскольку сама жизнь доказала правоту президента и его впечатляющую прозорливость в этом вопросе еще тогда, 15 лет назад. И продолжает доказывать.
Среди этих людей есть как те, кто позиционируют себя жертвами тиранического режима Кремля, спасающимися от преследования ФСБ и лично Путина, так и просто российские бизнесмены, делящие свою жизнь между родиной и Западом, питающие искреннюю слабость к Английской набережной в Ницце или к лондонским портным с улицы Сэвил-Роу. Если первая группа — тема для отдельного разговора, то вторые заслуживают сегодня особого внимания, поскольку в полку тех, кто столкнулся с проблемами на Западе, ныне прибыло.
В результате сенатор и бизнесмен стал еще одним наглядным примером всем выходцам из России на Западе, что никакие деньги не дадут им достаточной защиты. Скорее, наоборот, могут стать источником серьезных проблем. Учитывая, что вся эта история разворачивается перед Новым годом, который многие состоятельные люди в России предпочитают проводить в Европе и, в частности, во Франции, несомненно, у них есть повод задуматься, а не стоит ли им встретить праздники дома.
Кстати, в положении Керимова, несмотря на всю неприятность, есть один плюс: в данный момент государственная машина России — от парламента до МИД — работает на его освобождение. Когда за тобой стоит целое государство, шансы на благополучный исход дела все-таки возрастают.
Это, в свою очередь, является ясным сигналом всем остальным российским крупным капиталам, что в случае проблем на Западе родина их не оставит без поддержки. Если, конечно, они сами не предпочтут ее бросить.
Однозначный выбор в ту или иную сторону становится более неизбежным. Однако выбор в пользу Запада означает все большую беззащитность и все большую угрозу потерять в итоге все. А выбор в пользу России означает практический патриотизм. То есть патриотизм, который предполагает необходимость жить, работать, хранить заработанное, отдыхать и растить детей здесь, на родине.