МОСКВА, 4 ноя — РИА Новости. Оформление дорожно-транспортного происшествия по европротоколу — без вызова полиции — становится все более популярным. О его особенностях рассказали редактор журнала "За рулем", автоэксперт и юрист Сергей Смирнов и начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов на семинаре по европротоколу в Москве.
Однако воспользоваться этой процедурой можно, только если авария произошла с участием не более двух автомобилей, жизни и здоровью водителей, пешеходов и пассажиров не причинен вред, нет ущерба другому имуществу, кроме автомобилей участников ДТП, и если ответственность каждого из водителей была застрахована по ОСАГО. При этом страховка должна быть оформлена именно на ту машину, которая участвовала в ДТП. Максимальный размер возмещения в рамках европротокола — 50 тысяч рублей.
Объем возмещения
В конце сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий максимальное страховое возмещение при ДТП, оформленном по европротоколу, до 100 тысяч рублей. Также предлагается оформлять ДТП без полиции даже в том случае, если участники аварии не могут договориться, кто из них прав, а кто виноват. Но тогда придется зафиксировать обстоятельства аварии с помощью технических средств, подчеркивал замглавы Минфина Алексей Моисеев.
С 1 октября 2014 года вступил в силу так называемый "безлимитный европротокол". Им можно воспользоваться, если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленобласти и если оно зафиксировано на фото и видео. При этом должны быть спутниковые данные о положении транспортных средств, напоминает РСА.
Тонкости оформления
"Правила дорожного движения однозначно говорят о том, что, если вы столкнулись с другим автомобилем и препятствуете проезду другим транспортным средствам, вы обязаны поскорее освободить проезжую часть. Но необходимо сначала зафиксировать положение машин: взяли простой лист бумаги, изобразили и отъехали. Это нужно, чтоб самим потом не забыть. Или сфотографировали и освободили проезжую часть, встали на обочину, чтоб никому не мешать. Если вы этого не сделаете и будете заполнять бланк европротокола прямо на месте ДТП, и попадется инспектор, патрулирующий участок, он может оштрафовать вас на тысячу рублей", — поясняет Смирнов.
Заполнив бланк, пострадавший обращается в свою страховую компанию. Он представляет также заявление о страховой выплате и показывает автомобиль — эксперту от страховой нужно осмотреть все повреждения, зафиксировать их и определить стоимость ремонта, объясняет Смирнов.
Необходимо проверить и оригинальность полиса ОСАГО виновника ДТП. "Можно сделать намеренную ошибку, указывая страховой полис (в извещении). Второй водитель не проверил, поверил на слово, обращается в страховую, где ему говорят — извините, по этому полису другой автомобиль, вас обманули. Надо проверять все графы в извещении перед подписанием", — говорит эксперт.
Несмотря на все нюансы, доля водителей, оформляющих ДТП по европротоколу, в России выросла за девять месяцев этого года на три процентных пункта до 32 процентов, следует из данных РСА. За указанный период европротокол оформили 389 тысяч автовладельцев, сумма выплат составила 8,6 миллиарда рублей (плюс 8,6 процента по сравнению с январем-сентябрем 2016 года). Средняя выплата при оформлении европротокола составила 22,7 тысячи рублей против 22,5 тысячи годом ранее.