31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синайском полуострове в Египте.
На борту самолета находились 224 человека, в том числе 217 пассажиров (58 мужчин, 134 женщины и 25 детей — из них 212 человек — граждане Российской Федерации, четыре человека — граждане Украины, один гражданин Белоруссии) и семь членов экипажа.
В самолете летели в основном жители Санкт-Петербурга. В Россию также возвращались жители соседних регионов — Ленинградской области, Новгорода, Пскова, Карелии, несколько человек из других субъектов РФ. Все находившиеся на борту погибли. Катастрофа стала крупнейшей в истории российской и советской авиации.
Самолет Airbus-А321 авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа"), в котором находились туристы туроператора Brisco, 31 октября в 06.51 мск вылетел из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург и пропал с экранов радаров через 23 минуты. По данным египетского управления гражданской авиации, лайнер следовал на высоте 9,4 километра, затем резко снизился на 1,5 километра, после чего исчез с радаров.
Информация о судьбе самолета не поступала достаточно долго. Лайнер пропал с экранов радаров в районе Кипра, поэтому в течение получаса не могли определить точное место возможного крушения.
Для поисков российского самолета была поднята по тревоге военная авиация Египта. Армия обороны Израиля оказала содействие службам Египта, направив свой разведывательный самолет для участия в поисковой операции.
Обломки А321 были обнаружены в центре Синайского полуострова в горах между районами Эль-Кантала и Эль-Лаксима близ города Эль-Хасна. Для идентификации самолета на место обнаружения были отправлены экстренные службы Египта, где проводилась масштабная поисково-спасательная операция.
По согласованию с Каиром к ликвидации последствий крушения лайнера была привлечена группировка сил и средств Российской единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в количестве более одной тысячи человек и 250 единиц техники, из них от МЧС России — более 660 человек и 100 единиц техники, а также психологи МЧС России. На месте были организованы поисковые работы с применением беспилотных летательных аппаратов и данных космического мониторинга, обследовано более 40 квадратных километров территории.
В день авиакатастрофы были найдены и доставлены в Каир два бортовых аварийных самописца А321 — речевой и параметрический.
В связи с крушением российского самолета в Египте президент России Владимир Путин подписал указ об объявлении в стране 1 ноября 2015 года траура. Власти Петербурга продлили траур до 3 ноября, а Ленинградской области — до 4 ноября.
Следственным комитетом РФ по факту авиакатастрофы российского самолета в Египте сначала было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил полетов и подготовки к ним", затем еще одно по статье "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Позже они были объединены в одно производство.
По поручению президента правительство России в связи с катастрофой создало комиссию во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была создана комиссия под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.
Каир сразу после катастрофы уведомил все заинтересованные страны о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная комиссия по расследованию, в нее вошли специалисты из пяти стран: России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.
1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек санкционировал участие специалистов РФ в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове.
Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.
17 ноября 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета сообщил, что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он квалифицировал случившееся как теракт.
В свою очередь египетские власти призвали не торопиться с выводами. Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что в рамках расследования уголовного дела теракт рассматривается как одна из версий.
В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 заявила о том, что получила официальный доклад от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжила техническое обследование обломков лайнера.
В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек объявил о передаче дела о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".
В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, сообщил, что американская разведка располагает данными о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (организация, запрещенная в РФ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.
По настоянию Следственного комитета России международная комиссия по расследованию авиационного происшествия осуществила выкладку фрагментов самолета на территории аэропорта Каира. В результате проведенных работ была определена зона начала разрушения самолета в воздухе и установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и "взрывной декомпрессии" в полете.
В октябре 2016 года комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, отправила двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.
Работа по определению причин крушения продолжается до сих пор. До настоящего времени у сторон нет понимания того, что произошло с самолетом, каким образом взрывное устройство попало на борт самолета, кто его пронес. Также нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта.
Египетские власти до сих пор не возбудили уголовное дело по статье "Терроризм", расследование проходит как по обычной авиакатастрофе, что позволяет им не выплачивать компенсации семьям погибших.
Полеты российских самолетов в Египет, а также турпоток из РФ после катастрофы были приостановлены и не возобновились до сих пор.
Во Всеволожском районе Ленинградской области на Румболовской горе 30 октября 2016 года был заложен камень на месте будущего памятника "Сад памяти" погибшим в крушении авиалайнера над Синайским полуостровом.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников