МОСКВА, 26 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская. На днях японская корпорация Toshiba предупредила: текущий финансовый год она завершит с убытком в миллиард долларов, ей предстоит крупная налоговая выплата на проданное подразделение микропроцессоров. В последнее время производитель сосредоточился на атомной энергетике, и не сказать, что преуспевает: в прошлом году, например, лишился пяти миллиардов долларов рыночной стоимости. Неважно дела идут и у его ближайшего конкурента Sharp — сказалось падение спроса на жидкокристаллические экраны, в которые компания инвестировала ранее. Позиции неуклонно сдают и другие японцы: Sony и Panasonic, заслуженные игроки глобального рынка потребительской электроники, распродают теперь уже неприбыльные активы. Кто и почему отправил пионеров рынка на пенсию — в материале РИА Новости.
Абсолютное лидерство
Еще каких-то 10-15 лет назад продукция японских компаний считалась премиальной и высококачественной — иметь ее стремились покупатели по всему миру. Японцы практически захватили рынок бытовой электроники — делали и телевизоры, и микроволновки, и цифровые музыкальные плееры. Toshiba, например, в середине 1950-х первой в Японии начала производство цифровых вычислительных машин, транзисторных телевизоров и микроволновых печей. В 1980-е стала первой делать ноутбуки, удерживая лидерство в этой нише в течение нескольких лет. А в 1990-х именно она придумала формат DVD и выпустила первые DVD-плееры.
В активе другого пионера рынка — Sony — знаменитые кассетные плееры Walkman, ставшие символом корпорации на долгие годы, и ее более поздний хит — игровая приставка Sony PlayStation.
Несмотря на то что японская продукция стоила дорого, высокий ценник, казалось, говорил потребителям: вы платите за качество и инновационность. И они были готовы платить, а японцы действительно были новаторами. По этой причине уважение потребителей завоевали и японские игроки второго эшелона, такие как JVC, которая разработала стандарт видео VHS.
Качество не на высоте
Сокрушительный удар по японским компаниям нанес финансовый кризис 1997 года. Toshiba, в частности, провела масштабную реорганизацию, сократила несколько тысяч сотрудников и закрыла ряд подразделений, а ее ключевой бизнес — персональные компьютеры — за год потерял почти 90% чистой прибыли.
Ситуацию осложнило то, что компания начала допускать ошибки в производстве. В 1999 году из-за неисправного дисковода в ноутбуках Toshiba завалили исками более чем на миллиард долларов.
По неверному пути пошла и Sony — она продавала свои телевизоры по всему миру, но c приходом южнокорейских компаний поклонники японского бренда начали отворачиваться от него: оказалось, что корейские телевизоры дешевле и больше, а разница в качестве невелика.
Корейцы атакуют
Наблюдатели отмечают: первой дорогу японцам перешла южнокорейская Samsung Electronics. Этот в прошлом десятилетии низкобюджетный производитель оказался в итоге куда более эффективным, чем неповоротливые японские конкуренты.
В чем именно проиграли японские производители? Во-первых, практически все они оказались не готовы к переходу на плоские панели. И если на раннем этапе усиления конкуренции и снижения маржинальности бизнеса крупные японские компании еще держались на плаву, то игроки послабее — JVC, Hitachi, Fujitsu, Toshiba, NEC и Pioneer — дружно вышли из бизнеса.
Тон на рынке начали задавать Samsung и LG. Они наладили выпуск плоскопанельных телевизоров с большим набором функций при конкурентоспособной цене и начали агрессивно наращивать долю рынка. В результате именно они стали новыми лидерами в этом сегменте, а их японские соперники остались далеко позади.
Консервативные японцы уперлись и в другую проблему: большое количество некогда инновационных продуктов, которые были востребованы в прежние годы, сегодня уже никому не нужны. В век стриминговых сервисов немногим понадобятся DVD или Blu-ray-плееры. Падают продажи и цифровых музыкальных плееров — их легко заменяют смартфоны.
Проспали мобильный рынок
Японские компании проворонили и развитие мобильного рынка. Например, Sharp пробовала делать смартфоны для США, о которых мало кто слышал, а Panasonic попыталась было развивать линейку смартфонов Eluga, но безуспешно: у обоих не хватило ни влияния, ни ресурсов.
Sony была привязана к совместному бизнесу с Ericsson, который одно время был достаточно успешным. Второе дыхание ей подарил выпуск линейки Xperia, но с появлением iPhone стало ясно: Sony на мобильном рынке — довольно слабый конкурент.
Позже на рынок прибыла Google c мобильной платформой Android, и пока японцы думали, каковы же перспективы растущей и далекой от совершенства платформы, в ситуации быстро сориентировались Samsung и молодой тайваньский производитель HTC, перехватив инициативу.
Война за рынок смартфонов была еще более ожесточенной, чем за сегмент телевизоров, Apple и Samsung фактически поделили рынок, оставшись теми немногими, кому мобильное подразделение приносит серьезные прибыли.
Таким образом, как и многие другие гиганты прошлых лет, компании Страны восходящего солнца вовремя не отреагировали на изменения и сдались под натиском агрессивных внешних конкурентов. Наблюдатели не исключают: шанс возвратить былую славу у японских игроков есть, но лишь в том случае, если они опять предложат что-то революционное. Пока, впрочем, это у них явно не получается, да и не все стремятся отвоевать былые позиции. В Panasonic, например, рассказали, что переориентируются с сектора потребительской электроники на b2b-сегмент.