Новые аналитические продукты и опыт работы с различными сегментами рынка были представлены на крупнейшем в России и странах СНГ форуме по бизнес-аналитике SAS Forum Russia 2017. О ситуации на рынке аналитики в России и перспективах его развития в интервью корреспонденту РИА Новости Карине Ивашко рассказал генеральный директор компании SAS Россия/СНГ Валерий Панкратов:
- Вы уже более 20 лет работаете на российском рынке. Какие компании стали первыми вашими клиентами здесь? И как изменилась ситуация за последние годы?
- А страховые компании?..
— Они очень долго были "спящими", не проявляли интереса к нашим продуктам и сервисам, несмотря на то, что в целом по миру 10-12% выручки SAS приносит именно страховой бизнес. Сейчас страховые компании задумываются о внедрении международных стандартов, и как раз пошли первые пилоты и проекты по применению аналитики для выявления предпочтений клиентов, различных видов мошенничества. Но я бы сказал, что этот рынок по-прежнему находится на стадии осторожных экспериментов. Страховых компаний много, крупнейшие из них уже используют SAS, и мы ожидаем, что дальнейший рост в среднесрочной перспективе будет выражаться в десятках процентов в год.
- Госсектор тоже спит?
— В потенциале это очень большой рынок. Мы работаем с госсектором, но разные сегменты его живут с разной скоростью и в целом госсектор не принимает быстрых решений. Он требует длительных инвестиций, опробования на многочисленных пилотах. Мы на это идем, показываем в деле наши возможности, но это не будет такой быстрой историей успеха, как нам хотелось бы.
- Насколько сильна сейчас конкуренция в аналитике?
- Как вы отвечаете на вызовы времени? К чему готовитесь в обозримом будущем?
- Какие новые сегменты открылись для вас в последнее время?
- Вы упомянули агросектор. Как здесь обстоят дела с аналитикой?
- А со здравоохранением уже работаете?
— Сектор здравоохранения — один из самых консервативных. За рубежом аналитика в этой сфере получила массовое распространение. Там это уже органичная часть процессов и принципиально важный механизм для большинства государственных и частных клиник. В России здравоохранение — больше государственная область, поэтому здесь будет отложенный спрос, как и в целом по госсектору. Но мы инвестируем как в быстро реагирующие рынки, так и в консервативные. Мы видим, какие задачи можем здесь решать. Мы понимаем, что, если не начнем вкладывать ресурсы в работу с этим сектором сейчас, потом зарекомендовать себя будет труднее и дороже. Мы готовы делать эти долгосрочные инвестиции и ждать результатов 3-4 года.
- Расскажите о вашем "Инновационном центре", где можно посмотреть, как работают инструменты аналитики. Затея уже приносит свои плоды?
— Это наше детище. Идея родилась в подразделении SAS, которое занимается продуктами клиентской аналитики. Среди всех стран присутствия SAS наш российский офис несколько лет занимал первую позицию в рейтинге стран, продающих клиентскую аналитику. Наши сотрудники накопили много бизнес-экспертизы, и мы решили облегчить заказчику понимание того, что мы предлагаем, и сделать это более наглядным, интерактивным и, тем самым, сократить расстояние от первой встречи до принятия решения о проекте.
- А с какими проблемами внедрения аналитических систем вы чаще всего сталкиваетесь в России и СНГ?
— Проблемы эти типичны для многих областей, где требуется внедрение нового продукта. Одна из них — недопонимание масштаба проекта, некорректная постановка задачи. Если на первых шагах допускаются крупные ошибки, то в середине проекта заказчик и внедряющая сторона понимают, что они говорили на разных языках. Это приводит к трате времени и денег, к очень досадным разбирательствам, поэтому мы стараемся максимально конкретизировать пожелания клиента. И заказчики с большим проектным опытом в аналитике понимают, что лучше детально все проработать на начальном этапе.
Вторая проблема — это ожидания. Управление ожиданиями людей — отдельный навык, потому что у каждого в голове все равно выстраивается своя картина и свои ожидания. Бывает, что даже внутри компании заказчика ожидания принципиально разнятся. И правильно выстроить все эти ожидания, привести к общему виду — очень непростая задача. А нам важно, чтобы все проекты были успешными, потому что один неуспешный проект отбрасывает всю практику назад. Это как ложка дегтя в бочке меда.
- А какое у вас процентное соотношение успешных и проблемных проектов?
- Недавно вы проводили SAS Forum. Каковы ваши ожидания от столь масштабного для компании события?
— Форум — это наше ключевое мероприятие, которое позволяет сделать сильный рывок вперед и нам, и нашим клиентам, и нашим партнерам. Уверен, новые клиенты были воодушевлены тем, что увидели и в какой круг профессионалов попали. Мы проводим форум раз в полтора года и каждый раз стараемся накопить к нему что-то новое, интересное рынку. Готовим наши продуктовые инновации, стараемся заключить новые партнерские альянсы и показать реализованные проекты. Но основная цель форума — завязать диалог. Или же продолжить его с уже существующими клиентами. На форуме собирается сообщество аналитиков, работающих с платформой SAS. И для нас это возможность увидеть, где мы находимся относительно устремлений и задач наших клиентов, что из наших идей им актуально, что им еще нужно, и конечно, мы можем показать им новые возможности.