Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости
Польские СМИ последние несколько дней на разные лады обсуждают открывшуюся им новость: оказывается, из Донбасса в Польшу, минуя Украину, то есть Киев, приходит антрацит, который украинская власть считает контрабандой. И от поставок которого Украина, дабы экономически удушить Донбасс, отказалась в марте нынешнего года.
Схема поставок простая. В Польшу из ЛНР уголь завозит компания Doncoaltrade, которая в 2012 году была зарегистрирована в польских Катовицах гражданином Украины Александром Мельничуком. На границе с Россией уголь стоит 22 доллара за тонну, а в Польше — 140.
Одно время, уже после госпереворота, Мельничук был вице-министром энергетики самопровозглашенной ЛНР. Где находится сейчас, неизвестно — во всяком случае, польские журналисты его не нашли. Ну а другие — как говорится, компетентные органы — его не ищут, потому что никаких законов Польши ни его компания, ни сам Мельничук не нарушали.
По крайней мере, именно так охарактеризовал ситуацию министр топлива и энергетики Украины Игорь Носалик во время своего визита в Варшаву.
А вот вернувшись в Киев, Носалик разоткровенничался в одном из вечерних телеэфиров: "Нас заверили, что будет проведена полная проверка, что такие поставки будут запрещены. Мне удалось встретиться с журналистом, который опубликовал первую часть расследования, связанного с поставкой антрацита не только в Польшу, но и в другие европейские страны. Сейчас основная задача — максимально заблокировать этот процесс".
"Столько, сколько потребляет в сутки один энергоблок", — отметил он.
По мнению министра, никакого эмбарго при этом нарушено не было.
Дело в том, что Польша присоединилась к санкциям в отношении Крыма. А на Донбасс они не распространяются.
При этом польский министр добавил, что "это вопрос свободы экономической деятельности".
"Мы живем в экономически свободной стране. Каждый предприниматель, когда открывает компанию, имеет право импорта, экспорта, имеет право делать со своими деньгами то, что считает нужным", — сказал Тхужевски.
По его наблюдениям, любые вопросы, касающиеся отношений с Россией, через которую как раз и поступает донецкий уголь в Польшу, считаются у него на родине подозрительными. По его наблюдениям, эти вопросы имеют отчетливый, не юридический или экономический, а чисто политический аспект.
Зато Украине, как он считает, польской властью оказывается безоглядная поддержка.
"Я связываю это не столько с зависимостью польских властей от украинских, сколько с зависимостью властей обеих стран от Вашингтона", — предполагает Тадеуш Янковский.
"Его осудили все государства Центральной и Восточной Европы, меньшинства которых проживают на Украине, — напоминает Янковский. — И только польское правительство не выразило никакого протеста — вероятно, потому, что этот закон был поддержан Госдепартаментом США".
Что же касается угля, который поступает из Донбасса в Польшу, то, утверждает Янковский, "очевидно, что этот уголь должен быть продан в любом случае, потому что люди должны на что-то жить. Украинская политика с самого начала гражданской войны в этой стране убеждает жителей Донбасса — возможно, это делается бессознательно, — что у них нет общего будущего с Украиной".